Зарубежные источники по истории Руси как предмет исследования. 14 страница

[2673] Plaut. Poen. 1018: palas vendundas sibi ait et mergas datas ad messim credo, nisi quidem tu aliud sapis, ut hortum fodiat atque ut frumentum metat.

[2674] Colum. 10, 45: tum mihi ferrato versetur robore palae dulcis humus, si iam pluvius defessa madebit.

[2675] Катон 10, 3 перечисляет «paleas IIII» среди инструментов, необходимых для обработки 240 моргенов плантаций (vgl. Varro 1, 22, 3: … Cato scribit … ferreas octo, sarcula totidem, dimidio minus palas), vgl. Colum. V, 9, 8, где вместо pilae следует читать pala, и 5, 9, 9, где вместо palam следует читать pala.

[2676] 11, 4.

[2677] Plin. N. H. 17, 167: sulco latitudo palae satis est, scrobibus ternorum pedum in quamque partem.

[2678] 17, 123: ramo seruntur et punica, palis laxato prius meatu.

[2679] Liv. 3, 26, 9: seu fossam fodiens palae innisus seu quam araret.

[2680] Plin. N. H. 18, 45: iuncosus ager verti pala debet.

[2681] Cato 135, 1.

[2682] Веремеев Ю. Шанцевый инструмент: Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. М,. 1984: Варенышев Б. В. и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. М., 1982: https://army.armor.kiev.ua/engenear/sanec.shtml

[2683] Abb. bei Smith-Marindin Diction. of Gr. and Rom. antiqu. s. v. Mongez Memoir. sur les instr. d’agric. empl. par les anciens = Mem. de l’acad. 3, 128. Taf. I, 2.

[2684] Что составляет без насадки на рукоятку от 31,6:15,7 до 25 см, Abb. bei L. Jacobi Römerkastell Saalburg, 444. Fig. C9, 2, verkleinerte Abb., но с указанием меры у Blümlein Bilder aus dem röm.-germ. Kulturleben 89, Abb. 263, d.

[2685] Plin. N. H. 18, 173.

[2686] Schuppe E. Pala // RE. Bd 18. Hälf. 1. 1942, Stuttgart, Sp. 2441–2443. Пер. Дарьи Ю. Касьян.

[2687] Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка. М. 1964–1973.

[2688] Вебер Ю. Спутник партизана. 1943, М., С. 324–327.

[2689] https://lurkmore.to/лопата

[2690] Шаламов В. Т. Артист лопаты. 1964 г. // Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. М., 1998. С. 401–412.

[2691] Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия. Статьи, лекции, переводы. Самара, 1999. С. 64.

[2692] Часто около Барнаула и на Барабе: Радлов В. В. Из Сибири: Страницы дневника / Пер. К. Д. Цивиной и Б. Е. Чистовой. Прим. и посл. С. И. Вайнштейна. М., 1989. С. 464–465.

[2693] 1) https://en.wikipedia.org/wiki/Hemp_oil; 2) https://cannabisnature.com/publ/1110-konoplyanoe-maslo-ii.html

[2694] 4, 721–806. Пер. Ф. А. Петровского.

[2695] Чарушин А. А. Чистота и опрятность в домашнем быту у народа // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера (Журнал жизни Северного Края). №6. Архангельск, 1915. С. 168–169.

[2696] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1990. С. 283; Murko M. Die Schröpfköpfe bei den Slaven. Slav. Bańa, bańka, lat. Balnea // Wörter und Sachen. Bd. 5. Ht. 1, 1913. S. 12.

[2697] Миранда Франсиско де. Путешествие по Российской Империи / Пер. М. С. Альперовича, В. А. Капанадзе, Е. Ф. Толстой. М., 2001. С. 188–189.

[2698] Казанова Дж. История моей жизни: автобиографический роман в двух книгах / Пер. Л. К. Стаф, А. Ф. Строев, Е. Л. Храмов, Ю. В. Соловьев. М., 2009. С. 337.

[2699] Елисеева О. И. Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины. М., 2007. С. 551.

[2700] Корова стоила от 2 до 4 рублей.

[2701] Казанова Дж. История моей жизни. М., 2009. С. 329–326.

[2702] Елисеева О. И. Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины. М., 2007. С. 511–515.

[2703] Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Перепеч. с изд. 1799 г. СПб, 2007. С. 561–562, 547.

[2704] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 178–180.

[2705] Кондратенко А. И. Золотой век конопли. Орел, 1998 (https://diderix.petergen.com/plz-knpl.htm).

[2706] Галенков П. В. Коноплеводство Средневолжского края на путь развития. Самара, 1931.

[2707] ВСХВ: https://www.bcxb.ru/pavils/descriptions/037_39.htm

[2708] Листова Т. Л. Обряды и обычаи, связанные с рождением детей. Первый год жизни // Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. Ред. серии: Ю. Б. Симченко и В. А. Тишков. М., 1999. С. 513–514 (https://www.booksite.ru/fulltext/rus/sian/).

[2709] Plin. N. H. 34, 62; 36, 118.

[2710] Dio Cas. 54, 29.

[2711] Пер. С. Э. Таривердиевой. Вуд С. Городской образ и визуальный сюжет: Марсово поле во времена Августа. The School of Historical Studies Postgraduate Forum e-Journal, Edition Two, 2003: https://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1309046977#n036

[2712] Карасев А. Н. Архитектура (Краткий очерк) // Античные города Северного Причерноморья. Очерки истории и культуры. Т. I. М.–Л., 1955. С. 155–215.

[2713] https://lib.ru/WYSOCKIJ/v68.txt

[2714] Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь / Под ред. В. И. Кальянова. М., 1987. С. 392.

[2715] Тина Хеллвиг. Крысы: почему от них невозможно избавиться? © Shkolazhizni.ru: https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-54430/

[2716] Dolabra, dim. dolabella, (σμίλη, dim. σμιλίον), a chisel, a celt, was used for a variety of purposes in ancient as in modern times. They were frequently employed in making entrenchments and in destroying fortifications (Liv. 9, 37, 21, 11; Curt. 9, 5; a Tac. Hist. 3, 20); and hence they are often found in ancient earth-works and encampments. They abound in our public museums, being known under the equivalent name of "celts" to antiquaries, who, however, generally use the word without understanding its true sense: Dolabra / William Smith, D.C.L., LL.D.: A Dictionary of Greek and Roman Antiquities, John Murray, London, 1875: https://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/secondary/SMIGRA*/Dolabra.html

[2717] Д’Амато Р. Воин Рима. Эволюция вооружения и доспехов. 112 год до н. э. — 192 год н. э. / Пер. А. Колина. М., 2012. С. 213.

[2718] Кубарев В. Д. Курганы Сайлюгема / Отв. ред. Е. И. Деревянко. Новосибирск, 1992. С. 64–69.

[2719] Косарев М. Ф. Бронзовый век Западной Сибири. М., 1981; Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. Материалы совещания 25-31 мая 1970 г. Томск, 1970; Троянов городок (по раскопкам М. П. Грязнова в 1924 г.) // Из истории Сибири. Вып. 19. Западносибирский сб. Томск, 1976. C. 65–107. Из истории Сибири. Вып. 21. Томск, 1976.

[2720] Ода посвященна Вл. Соколову, 1965.

[2721] Одиссей. Человек в истории. Личность и общество: проблемы самоидентификации / Под ред. А. Я. Гуревича. М., 1999; Вахтин Н. Б. Головко Е. В. Швайтцер П. Русские старожилы Сибири: Социальные и символические аспекты самосознания. СПб, 2004.

[2722] https://plato.stanford.edu/entries/identity-personal/

[2723] Чхандогья упанишада / Пер. пред и комм. А. Я. Сыркина. М., 1965. С. 140–141.

[2724] Грек Т. В. Концепция личности и индийское изобразительное искусство // Труды Государственного ордена Ленина Эрмитажа XIX. Л., 1978. С. 9–14.

[2725] https://www.facebook.com/lev.novozhenov1/posts/398818513538130

[2726] Солженицын А. И. Один день Ивана Денисовича. М., 1963. Щ-854 — первое опубликованное произведение А. И. Солженицына повлиявший на дальнейший ход истории СССР. По авторскому определению — рассказ, но при обнародовании в журнале «Новый мир» по решению А. Т. Твардовского назван для весомости повестью.

[2727] Живая речь. Словарь разговорных выражений / В. П. Белянин, И. А. Бутенко. М., 1994.

[2728] Ст.-слав. рѹсалиѩ, др.-серб. и др.-рус. русаліа, болг. русалия, сербохорв. русаље.

[2729] Утраченные святыни. Часть 2. Северная обитель: https://ankor-21.livejournal.com/16101.html

[2730] Кондратенко А. И. Золотой век конопли. Орел, 1998 (https://diderix.petergen.com/plz-knpl.htm).

[2731] Fischietto in piombo, del tipo probabilmente utilizzato dai centurioni per l’addestramento delle reclute o la trasmissione di segnali in battaglia: https://www.roma-victrix.com/armamentarium/instrvmenta_fistula.htm

[2732] Орлова Е. Н. Юрацкие игрушки (Краткое описание) // Сибирская живая старина. Вып. I (V). 1926. С. 145–152.

[2733] Тагер Е. Искусство и быт Севера // На Северной Двине. Сборник Архангельского общества краеведения. Архангельск, 1924. С. 36–37.

[2734] Зеленин Д. К. О происхождении северновеликорусов Великого Новгорода // Доклады и сообщения Института языкознания АН СССР. Т. 26. М., 1948. С. 93; Жих М. И. К вопросу об этнической принадлежности кривичей // Вестник ЛГПУ. Гуманитарные науки: история. Вып. 1 (8). 2013. С. 8–17.

[2735] Шишков А. С. Треязычный морской словарь на английском, французском и российском языках. В трех частях. СПб, 1795.

[2736] Даль В. И.

[2737] https://traditio-ru.org/wiki/Катание_яиц

[2738] Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. Л., 1988. С. 15–16.

[2739] Богуславская И. Я. С. 16.

[2740] Черняк А. Б. Sermo rusticus // Индоевропейское языкознание и классическая филология — XV. Материалы чтений памяти И. М. Тронского. 20–22 июня 2011 г. СПб, 2013. С. 579–586.

[2741] О слове боярин: Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Перепеч. с изд. 1799 г. С. 471.

[2742] Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб, 2001; Пассионарная теория этногенеза: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пассионарная_теория_этногенеза

[2743] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 280.

[2744] Пушкин А. С. Сказка о рыбаке и рыбке // Библиотека для чтения. Т. X. №5. 1835. СПб, С. 5–11; Золотая рыба / Пер. Н. Гурова. Пред. Г. Зографа // Сказки народов Индии. М., 1976. С. 154–157; 3–18.

[2745] Стрейс Я. Я. Три путешествия / Пер. Э. Бородиной / Ред. А. Морозова. М., 1935. С. 170.

[2746] Нейхардт А. А. Янус // Легенды и сказания древнего Рима. М., 1987: Янус был прежде Юпитера божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил свое место владыке неба Юпитеру, а сам занял не менее почетное — владыки всех начал и начинаний во времени. Под его покровительством находились все входы и выходы, будь то двери частного дома, храма богов или ворота городских стен.

[2747] Штаерман Е. М. Янус // Мифы народов мира. М., 1992. Т. 2. С. 683.

[2748] Соколов В. Е. Пятиязычный словарь названий животных. Млекопитающие. Латинский, русский, английский, немецкий, французский / Под ред. В. Е. Соколова. М., 1984. С. 140.

[2749] Полная иллюстрированная энциклопедия. Млекопитающие. Кн. 2. The New Encyclopedia of Mammals / Под ред. Д. Макдональда. М., 2007.

[2750] Соколов В. Е. Пятиязычный словарь названий животных. Млекопитающие. С. 141.

[2751] https://en.wikipedia.org/wiki/Miocene

[2752] Зедлаг У. Животный мир Земли / Пер. Н. В. Хмелевской. Ред. В. Г. Гептнера. М., 1975. С. 80–81.

[2753] Еще в III и даже во II в., наряду с рабами в христианские общины входили также и представители господствующих классов: Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1964. Гл. 23. Христианство: https://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st025.shtml

[2754] Origene. Contra Gels. 1, 28; 3, 39; 1, 62

[2755] Аман А. Г. Повседневная жизнь первых христиан. 95–197 / Пер. и предисл. В. Д. Балакина. Гл. 3. М., 2003: Татиан набросал портрет христианина своего времени: он избегает власти и богатства; прежде всего он «беден и нетребователен» (Orat. 11. См.: Deman A. Science marxiste et histoire romaine // Latomus, 1960, Р. 781–791): https://krotov.info/history/02/3/aman_01.htm

[2756] На Руси: хлеб да соль.

[2757] Широкaя рaспрострaненность формы, при которой женa моглa остaвaться вне влaсти мужa посредством trinoctium, восходит к временaм, когдa после зaвоевaния Итaлии в Риме нaчaли зaдумывaться о зaморских зaвоевaниях, о том, чтобы освободиться от религиозного мировоззрения и рaзрушить стaрую морaль: Кифер Отто. Сексуальная жизнь в Древнем Риме.

[2758] Школа юнг // Великая Отечественная война 1941 — 1945. Энциклопедия / Под ред. М. М. Козлова. М., 1985. С. 765.

[2759] Козлов П. К. Трехлетнее путешествие (1899–1901 гг.) по Монголии и Тибету. Экспедиция Императорского Русского географического общества. СПб, 1913. С. 15.

[2760] Хоф ван А. Женские самоубийства в античном мире: между вымыслом и фактами // Вестник древней истории. №2. 1991, С. 18–44.

[2761] Сожительство.

[2762] Memorab 3, 3, 12.

[2763] В нaшей среде то, что зaпрещено женщинaм, рaвно зaпрещено и мужчинaм (Иероним. Послaния). Августин: «Если изгнaть проституток из обществa, оно из-зa неудовлетворенной похоти обрaтится в хaос» (О порядке, 2, 12): Кифер Отто. Сексуальная жизнь в Древнем Риме: https://www.rulit.net/books/seksualnaya-zhizn-v-drevnem-rime-read-203615-16.html

[2764] Римский консульских времен мужской взгляд на отношение к женщинам я излагал несколько лет современным русским языком и в художественной форме в Живом Журнале (https://man-woman.livejournal.com) под общим наименованием Бабология. Римский республиканский взгляд на женщин разделило много русских мужчин.

[2765] Автор платил этот налог, работая слесарем механосборочных работ III разряда на заводе «Пирометр» в Ленинграде в 1986–87 гг.

[2766] Epit. 59; Gell. Att. 1, 6. Пер. А. Егоров, А. Бехтер, А. Тыжов.

[2767] Римская история изложенная по Моммсену Н. Д. Чечулиным. Петроград. 1914.

[2768] Кифер Отто. Сексуальная жизнь в Древнем Риме.

[2769] Div. Aug. 34. Пер. М. Л. Гаспарова.

[2770] Dio Cass. 54, 16. Пер. Л. А. Игоревского у О. Кифер.

[2771] Dio Cass. 56. Пер. Л. А. Игоревского у О. Кифер.

[2772] Tac. Ann. 2, 85.

[2773] Tac. Ann. 3, 25. Пер. Пер. и ком. А. С. Бобовича (редакторы переводов — Я. М. Боровский и М. Е. Сергеенко).

[2774] Tristia, 2. 207: Perdiderint cum me duo crimina, carmen et error: Alterius facti culpa silenda mihi est.

[2775] Trist. 2, 5, 49.

[2776] Ex Ponto, 2, 9, 73; 11, 10, 15.

[2777] Nocuerunt carmina quondam, primaque tam miserae causa fuere fugae: 4, 13, 41–42.

[2778] Черкасский Л. Е. Римский изгнанник и скиталец из царства Вэй: Публий Овидий Назон (43 г.до н.э. — 17 г. н.э.) и Цао Чжи (192–232 гг.) // Историко-филологические исследования: Сб. статей к 70-летию ак. Н. И. Конрада. М., 1967. С. 407–415.

[2779] Каллимахом восхищается в своих стихах Проперций и, вероятно, его надгробную надпись мизантропу Тимону вспоминал после Акция Марк Антоний.

[2780] 450.

[2781] Гаспаров М. Л. Овидий в изгнании // Публий Овидий Назон. Скорбные элегии. Письма с Понта / Изд. подг. М. Л. Гаспаров и С. А. Ошеров. М., 1982. С. 219–222.

[2782] В. И. Даль: Ум доводит до безумья, разум до раздумья. Ум за разум заходит. Умен, да не разумен. Ум без разума — беда. Ум разумом крепок (красен). Ум за разумом не ходит. Разум не велит — ума не спрашивайся!; Хлыбова Т. В. Понятия «ум», «разум», «мудрость» в русском фольклоре // Проблемы филологии язык и литература. 2010. https://www.vash-psiholog.info/prob/20850-ponyatiya-um-razum-mudrost-v-russkom-folklore.html

[2783] Пер. М. Л. Гаспарова. 620–644.

[2784] Элиан. Пёстрые рассказы. Пер., статья, прим. и указ. С. В. Поляковой. М.–Л., 1963.

[2785] Пер.: Тураев Б. А. Бог Тот: Опыт исследования в области истории древнеегипетской культуры. Лейпциг, 1898. С. 9; Рак И. В. Земная и загробная жизнь египтянина // Египетская мифология. СПб., 2000. С. 236–237.

[2786] Грибоедов А. С. Горе от ума. М., 1974.

[2787] Действие 4. Явления 14–15.

[2788] См. Тураев Б. А. История Древнего Востока / Под ред. В. В. Струве и И. Л. Снегирева. Т. 1–2. Л., 1935; История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 2. Передняя Азия. Египет / Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1988.

[2789] Пер. Б. А. Тураева. Павлов В. В. Ходжаш С. И. Египетская пластика малых форм. М., 1985. С. 74–78.

[2790] 5. Пер. Ф. Петровского.

[2791] Serm. 1, 3, 99–123. Пер. А. Фета.

[2792] Камкин А. В. Крестьянский мир на Русском севере (XVIII век). Вологда. 1995 (https://www.booksite.ru/fulltext/kre/sty/ans/kiy/);

[2793] Моммзен Т. История Рима / Пер. под ред. С. И. Ковалева и Н. А. Машкина. СПб, 1997. С. 9.

[2794] Поэт описывает постепенное исчезновение целомудрия и падение нравов позднейшего времени. В противоположность приведенным выше двум поэтам Ювенал является представителем сторонников «доброго старого времени» и теории вырождения: Сатира 6. Пер. А. Фета.

[2795] Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. I. Хозяйство, семья, общество. II. Власть, право, религия / Пер. Н. Н. Казанского, Б. П. Нарумова, С. Г. Проскурина, О. М. Савельевой, Н. Л. Сухачева. Ред. С. Степанова. М., 1995. С. 212–215.

[2796] Cic. Att. 4, 1, 3, здесь и далее пер. В. О. Горенштейна.

[2797] Cic. Fam. 1, 8, 3–4.

[2798] Cic. Fam. 2, 5, 2.

[2799] Cic. Q. fr. 3, 4, 1.

[2800] Wirszubski Ch. Libertas as a Political Idea… P. 15–17; idem. Cum Dignitate Otium: A Reconsideration // JRS. 1954. Vol. 44. P. 1–13; Balsdon J. P. V. D. Auctoritas, dignitas, otium // CQ. 1960. Vol. 10. №1. P. 44–46; Adcock F. E. Roman Political Ideas and Practice. Ann Arbor, 1964. P. 13; Камалутдинов К. Я. Цицерон о роли и месте princeps в политической системе римского общества (По материалам трактата «О государстве») // АМА. 1986. №6. С. 21.

[2801] Cic. Fam. 1, 9, 21. Ср.: Pro Sest. 98; De orat. 1, 1. Ср.: Cic. Fam. 1, 9, 25; In Verr. 2, 1; Pro Marc. 8; Phil. 1, 34

[2802] Выражение Цицерона cum dignitate otium вызвало в современной историографии целую литературу и многочисленные интерпретации. Мы следуем за трактовкой Х. Виршубски, Дж. Балсдона и П. А. Бранта (Wirszubski Ch. Cum Dignitate Otium… P. 1–13; Balsdon J. P. V. D. Op. cit. P. 46–50; Brunt P. A. Op. cit. P. 55).

[2803] Cic. Att. 7, 13, 1; 9, 7, 5; Fam. 1, 8, 3; 4, 1, 2; 10, 1, 1; 12, 2, 3; Q. fr., 3, 4, 1 и др.

[2804] Cic. De domo suo, 146, пер. наш. — А. Т.

[2805] Cic. Fam., 11, 5, 3, пер. В. О. Горенштейна. Ср.: Att. 2, 22, 6; 3, 15, 7; 8, 3, 2; 3, 4; 12c, 3; 11, 7, 2; 14, 4, 1; 14, 6; 15, 13, 4; Fam. 1, 9, 11, 8, 1; 12, 2, 1; 6, 2; 10, 4; Brut. 2, 5, 1; De leg. ag. 1, 27; De senect. 20; Phil., 10, 22; 13, 9 и др.

[2806] Токарев А. Н. Res publica в идеологии «оптиматов» // Laurea. К 80-летию профессора Владимира Ивановича Кадеева. Харьков, 2007. С. 101–110: https://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1361635767#n020

[2807] Миловидов Г. А. О свободе и власти: https://vrn-id.ru/filzaps06.htm

[2808] Бурлак С. А. Старостин С. А. Сравнительно-историческое языкознание. М., 2005. https://krotov.info/libr_min/02_b/ur/lak_2005e.htm

[2809] Пер. О. Ф. Кудрявцева из Charles de Bovelles. Le Livre du sage. Ed. Per P. Magnard. Paris. 1982 // Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. Сост. О. Ф. Кудрявцев. М., 1996. С. 248.

[2810] Спиноза Б. Избранные произведения: в 2-х томах. Т. 1. М., 1957.

[2811] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса, изд. 2. Т. 21. С. 28–178.

[2812] 1Ин. 4, 8.

[2813] Пер. С. П. Шестакова. Сиротенко В. Т. Введение в историю международных отношений в Европе во второй половине IV — начале VI вв. Ч. 1, источники. Пермь. 1973. С. 21–22.

[2814] Коптев А. В. «Свобода» и «рабство» колонов в поздней Римской империи // Вестник древней истории. 1990. №2. С. 24–38; Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Перепеч. с изд. 1799 г. С. 495.

[2815] Георги И.-Г. С. 461.

[2816] Козлов П. К. Трехлетнее путешествие (1899–1901 гг.) по Монголии и Тибету. Экспедиция Императорского Русского географического общества. СПб, 1913. С. 166–169.

[2817] Таскин В. С. Об этногенезе цзе // Материалы по истории кочевых народов в Китае III–V вв. Вып. 2. Цзе. Пер. В. С. Таскина. М., 1990. С. 26.

[2818] Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VII–V до н. э. Л., 1985. С. 75.

[2819] Нечто подобное произошло в Египте по воле фараона Амен-хотпа IV-го: Франк-Каменецкий И. Г. Памятники египетской религии в Фиванский период. Ч. 2. М., 1918; Перепелкин Ю. Я. Переворот Амен-хотпа IV. Ч. 2. М., 1984.

[2820] Котовская М. П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982. С. 125–126.

[2821] В моем роду все мужчины прекрасные плотники.

[2822] Никольский В. А. Древне-русское декоративное искусство. Петербург, 1923. С. 21–22.

[2823] Дмитриев-Садовников Гр. Бересто и изделия из него у остяков р. Ваха // Живая старина. XXV. Прил. 4. Петроград, 1916. С. 8–14.

[2824] 50, 1, 105.

[2825] Pl. 18, 83–84.

[2826] 18, 62.

[2827] Most. 828.

[2828] Paen. 54.

[2829] Curc. 366–367.

[2830] Asin. 142.

[2831] Persa 471, Trin. 254.

[2832] Aul. 195.

[2833] Cas. 309–310.

[2834] Сергеенко М. Е. Ремесленники Древнего Рима. Очерки. Л., 1968. С. 5–6.

[2835] Петровская Е. Н. Из жизни крестьян села Кургул // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорсмком Казанском университете. Т. XXIV. Вып. 4. Казань, 1910. С. 300.

[2836] Бойков В. С. Русский народный пряник. Каталог выставки. Государственный музей этнографии народов СССР. Л., 1976. С. 3–10.

[2837] В. И. Даль: «Коврига ж. цельный хлеб, коровай, челпаи. Ломоть во весь хлеб, или круглый. Коврижка, битый пряник, с узорами; известны вяземские коврижки. Большая, круглая и узорная коврижка почетно подносится на свадьбах и других обрядах».

[2838] Titus Maccius Plautus, 254 до н. э., Сарсина, Умбрия — 184 до н. э. Рим.

[2839] Федотов Г. Я. Русская печь. М., 2003.

[2840] Сергеенко М. Е. Ремесленники Древнего Рима. С. 5–6.

[2841] Scorpions (Скорпионы) — немецкие мимы, рок-группа, основаная в 1965 году в Ганновере.

[2842] Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983; Ржига В. Ф. Очерки из истории быта до-монгольской Руси. М., 1929.

[2843] Дача, фазенда, участок, домик в деревне.

[2844] Новокшонов Д. Е. Триптих. Четыре осла: https://redshon.livejournal.com/58202.html

[2845] Минасян Р. С. Железные ножи с волютообразным навершием // Проблемы археологии. II. Сб. в память М. И. Артамонова. Л., 1978. С. 148–152.

[2846] Смокотина Д. В. Поход Марвана 757 г. и проблема локализации Славянской реки восточных авторов // Вестник Томского государственного университета. История №1 (5). 2009. С. 110–122.

[2847] Готье Ю. В. Железный век в Восточной Европе. М.–Л., 1930; Поболь Л. Д. Славянские древности Белоруссии (могильники раннего этапа зарубинецкой культуры). Минск, 1973. См. также: Первобытные древности (История Южной России). Пособие к лекциям, читанным в С.-Петербургском Археологическом институте профессором Н. И. Веселовским. Туапсе, 1904.

[2848] Генинг В. Ф. Азелинская культура III–V вв. Очерки истории Вятского края в эпоху великого переселения народов. Ижевск, 1963; Мажитов Н. А. Южный Урал в VI–VIII вв. // Степи Евразии в эпоху Средневековья. Археология СССР. М., 1981. С. 23–28; Степи Евразии в эпоху средневековья. Археология СССР / Отв. ред. тома С. А. Плетнёва. М., 1981.

[2849] Ковалевская В. Б. К изучению орнаментики наборных поясов VI-IX вв. как знаковой системы // Статистико-комбинаторные методы в археологии. М., 1970. С. 144–145; Курманкулов Ж. К. Погребение воина раннетюркского времени // Археологические исследования древнего и средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1980. С. 191–197.

[2850] Фробениус Л. Детство человечества / Пер. С. Д. Чулока. СПб, 1910. С. 3.

[2851] Фирсов Б. М. Разномыслие в СССР, 1940–1960-е годы: история, теория и практика. СПб, 2008. С. 95.

[2852] Некрасов А. Очерки из истории славянского орнамента. Человеческая фигура в русском тератологическом рукописном орнаменте XIV века // Памятники древней письменности и искусства. Вып. 183. СПб, 1914. С. 23.

[2853] Д’Амато Р. Воин Рима. С. 73–74.

[2854] Летние полотняные кителя вместо красных камзолов ввел Г. А. Потемкин: Петрушевский А. Генералиссимус князь Суворов. Т. 1. СПб, С. 246; Д. С. Сослуживец // Быт русской армии XVIII — начала XX века / Автор-сост. С. В. Карпущенко. М., 1999. С. 132–173; Охлябинин С. Д. Повседневная жизнь Русской армии во времена Суворовских войн. М., 2004.

[2855] Висковатов А. В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению: в 30 т. СПб, 1899. Т. 1. С. 51–61.

[2856] Суворов А. В.Что к сему потребно, и в конце что из мундира когда носить / Полковое учреждение // А. В. Суворов. Документы. Т. 1. М., 1949.

[2857] Д’Амато Р. Воин Рима. С. 77.

[2858] Ackermann R. Costumes of the British Army. L., 1840–54; Barnes R. M. 1) British Army of 1914. L., 1968; 2) History of the Regiments and Uniforms of the British Army. L., 1972.

[2859] Верещагин В. В. На войне в Азии и Европе. Воспоминания. М., 1894; Лебедев А. К. Солодовников А. В. Василий Васильевич Верещагин. Л., 1987.

[2860] Пантусов Н. Н. Материалы к изучению наречия таранчей Илийского округа. Вып. 8. Игра майлисе и произносимые во время ея молодежью стихи (тарачинский текст, русская транскрипция и русский перевод). Казань, 1907. С. 19.

[2861] Дмитриев-Садовников Гр. Река Полуй // Известия Императорского Русского географического общества. Т. 52. Вып. 6. СПб, 1916.

[2862] Зыряне, поморы и самоеды появляются на Кольском полуострове позже лопарей: Лопари (применительно к коллекциям Центрального музея Народоведения). М., 1928; Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. Общий обзор страны, ея естественных богатств и промышленной деятельности населения. СПб, 1904. С. 76–146.

[2863] И далее: Бартенев В. На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края. СПб, 1896. С. 8, 39–40; Соколова З. П. Наследственные, или предковые, имена у обских угров и связанные с ними обычаи // Советская этнография. №5. М., 1975. С. 42–52.

[2864] Д. З. Саратовская мордва. Мордовский этнографический сборник. Сост. А. А. Шахматовым. СПб, 1910 // Живая старина. Вып. 4. СПб, 1910. С. 307–312.

[2865] Тат. йорт, дом; башк. тирмә [tirmä]; каз. киіз үй; кирг. боз үй; монг. гэр; узб. o`tov.

[2866] Согласно Этимологическому словарю славянских языков. Праславянский лексический фонд. Вып. 8. М., 1981 / Под ред. О. Н. Трубачёва, слово является однокоренным слову хвоя. Чередование в + гласная/у аналогично чередованию в словах вязать/узы, на-вык/на-ука. По мнению слависта Геннадия Ковалёва, слово хуй имеет общеславянский корень *XŪ, что означало отросток, побег. От этого же корня произошли слова хвоя, хвост и другие. Аналогичные исследования рассматривают слова, восходящие к праиндоевропейскому корню *skēu- (быть острым), встречаются и в других языках: в литовском skuja (хвоя), в албанском hu (кол, половой член). Согласно В. М. Иллич-Свитычу, праславянский корень восходит к праностратическому *cujha, колючка растения, острие, к тому же корню восходит, например, слово čüä (пенис) в уйгурском языке: Хуй: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хуй

[2867] Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси / Ред. Б. Д. Греков. М., 1948. С. 136.

[2868] https://ru.wikipedia.org/wiki/Киев

[2869] Бернштам Т. А. Добрый молодец и река Смородина // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 1. СПб, 1993. С. 17–31.

[2870] Маршак Б. И. Иранские серебряные и золотые сосуды и вещи тюркско-согдийского круга // Сокровища хана Кубрата. Каталог выставки. СПб, 1997. С. 52–53.

[2871] Третьяков П. Н. Восточнославянские племена. М., 1953. С. 170, 180–182; Ляскоронский В. Г. Находки римских монет в бассейне Среднего Приднепровья // Труды XI Археологический сборник. Т. 1. М., 1901; Кухаренко Ю. В. О некоторых археологических находках на Харьковщине // Краткие сообщения Института истории материальной культуры о докладах и исследованиях. Вып. 41. 1951. С. 102 и сл.

[2872] На русском Севере обычное наименование птицы: мордаха: От уездного города Холмогор до начала Шенкурского узда рекою ж Двиною; От начала Шенкурского уезда рекою ж Двиною до уездного Вологодского наместничества Велико-Устюжской области города Красноборска // Путешествие по Северу России в 1791 году. Дневник П. И. Челищева. Издан под наблюдением Л. Н. Майкова. СПб, 1886.

[2873] Тагер Е. Искусство и быт Севера // На Северной Двине. Сборник Архангельского общества краеведения. Архангельск, 1924. С. 37.

[2874] Миронов В. Б. Войны, армия и роль военных в Древнем Риме / Древний Рим. М., 2007: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/mir_drrim/17.php

[2875] Клейн Л. С. Другая любовь. Природа человека и гомосексуальность. СПб, 2000. С. 568–583.

[2876] Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. С. 734.

[2877] Ann 2, 85.

[2878] Белкин М. В. Фульвия — фурия римской революции // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. Э. Д. Фролова. Вып. 8. СПб, 2009. С. 244.

[2879] 11, 20, 3–8, пер. Ф.А. Петровского.

[2880] Блох И. История проституции. 1994: https://readr.ru/iogann-bloh-istoriya-prostitucii.html

[2881] Миронов В. Б. Войны, армия и роль военных в Древнем Риме.

[2882] Ambrosius Theodosius Macrobius, V век.

[2883] 2, 5, 1–10. Пер. В. Т. Звиревича. Исседон: Альманах античной истории и культуры / Ред. А. В. Зайков. Вып. 3. Екатеринбург, 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: