Зарубежные источники по истории Руси как предмет исследования. 12 страница

[2233] Гуджарат — родина театра бхаваи.

[2234] Вилькинс А. И. Среднеазиатская богема // Антропологическая выставка. Т. III. М., 1878–1882.

[2235] Цыганский язык. Грамматика и руководство к практическому изучению разговорной речи современных русских цыган, с приложением: переводов цыганских песен на русский язык, образцов разговоров, рассказов, собрания типичных выражений и словаря употребительнейших слов, с указанием правильного их произношения / Составил П. Истомин (Патканов). М., 1900. С. 3–4.

[2236] Цыгане // Народы России. Атлас культур и религий. М., 2010; Бессонов Н. Деметер Н. Кутенков В. История цыган: новый взгляд. Воронеж. 2000: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цыгане

[2237] Фихман И. Ф. Введение в документальную папирологию. М., 1997. С. 166–168.

[2238] Фихман И. Ф. Введение в документальную папирологию. С. 161.

[2239] Павловская А. И. Рецензия: Ковельман А. Б. Риторика в тени пирамид. Массовое сознание римского Египта. М., 1988 // Вестник древней истории. 1990. №3. С. 166–169.

[2240] Мелез-Моджеевский Ж. Учет государственных земель и императорское законодательство: Адриан и иудеи Египта // Вестник древней истории. 1991. №1. С. 117–137.

[2241] Белова Г. А. Египтяне в Нубии. М., 1988.

[2242] https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=219426408195385&id=1380443067

[2243] Фихман И. Ф. С. 188.

[2244] Егоров А. Б. Антоний и Клеопатра. Рим и Египет: встреча цивилизаций. СПб, 2012. С. 200: В именах детей был и еще один смысл — одним из продуктов эйфории, связанной с Брундизийским и Мизенским договорами, был распространенный миф, отраженный в Четвертой эклоге Вергилия. Это был миф о наступлении «золотого века», который принесет новорожденный ребенок. Римская пропаганда ассоциировала с ним детей Октавии и Антония (к сожалению идеологов мифа, это были девочки) — Клеопатре было что этому противопоставить.

[2245] Кравчук А. Закат Птолемеев / Перевод с польского Д. С. Гальпериной. Отв. ред. А. И. Павловская. М., 1973 (https://annales.info/egipet/small/kleop.htm#8071).

[2246] https://en.wikipedia.org/wiki/Ptah

[2247] Павлов В. В. Ходжаш С. И. Египетская пластика малых форм. М., 1985. С. 72–74.

[2248] Ферсман А.Е. Очерки по истории камня; Петров В. П. Рассказы о драгоценных камнях. М., 1985. С. 109–126.

[2249] Verg. Aen. 8, 678–732. Пер. С. Ошерова.

[2250] https://en.wikipedia.org/wiki/Koli

[2251] https://en.wikipedia.org/wiki/Mumbai

[2252] https://ru.wikipedia.org/wiki/Маратхи (язык)

[2253] https://en.wikipedia.org/wiki/Marathi_language

[2254] Катенина Т. Е. Очерк грамматики языка маратхи. М., 1963.

[2255] Петровский Н. С. 1) Египетский язык. Введение в иероглифику, лексику и очерк грамматики среднеегипетского языка / Под ред. В. В. Струве. ЛГУ. 1958. С. 67; 2) Звуковые знаки египетского письма как система. М., 1978; Коростовцев М. А. Введение в египетскую филологию. М., 1963.

[2256] Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных. Ч. 1: Сикким. СПб, 1883. С. 10.

[2257] У современных русских охотников эту роль выполняет собака.

[2258] Павлов В. В. Ходжаш С. И. Египетская пластика малых форм. М., 1985. С. 79–81.

[2259] https://en.wikipedia.org/wiki/Snake_charming

[2260] Ходжаш С. И. С. 92–93.

[2261] Флиттнер Н. Путеводитель по залам древнего Египта. Л., 1929. С. 59–60; Lepsius K. R. Das Todtenbuch der Ägypter nach dem hieroglyphischen Papyrus in Turin mit einem Vorworte zum ersten Male Herausgegeben. Leipzig, 1842.

[2262] Вадимов А. А. Тривас М. А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М., 1966. С. 17–25. Бадж Э. А. Египетская религия. Египетская магия. Пер. с англ. M., Алетейа, 2000.

[2263] Ернштедт П. В. Исследования по грамматике коптского языка. М., 1986.

[2264] Флиттнер Н. Путеводитель по залам древнего Египта. Л., 1929. С. 73–74.

[2265] По представлениям древних египтян покойника избавляли от повинностей в загробном царстве ушебти. Подобно египтянам и еще недавно китайцам разного рода предметами обставляют могилы покойников цыгане.

[2266] Сидихменов В. Я. Культ предков // Китай: страницы прошлого. М., 1987. С. 81–124.

[2267] Один из переводов: «яйца размером со жбан».

[2268] Вельгус В. А. Известия о странах и народах Африки и морские связи в бассейнах Тихого и Индийского океанов: китайские источники ранее XI века. М. 1978. С. 104–107.

[2269] Пер. В. А. Вельгуса.

[2270] Apuleius. Metamorph. 1, 4. Пер. М. Кузмина.

[2271] Дибвойз Н. К. Политическая история Парфии / Пер. научная редакция и библиографическое приложение В. П. Никонорова. СПб, 2008. С. 58.

[2272] Ахметшин Н. Х. Тайны Шелкового пути. Записки историка и путешественника. М., 2002. С. 262.

[2273] Юменьгуань, кит.: 玉门关; 玉門關; pinyin: Yùmén Guān; Jade Gate or Pass of the Jade Gate. Hill John E. Through the Jade Gate to Rome: A Study of the Silk Routes during the Later Han Dynasty, 1st to 2nd Centuries CE. Charleston, South Carolina. 2009. Р. 135, P. VI.

[2274] Пер. А. И. Гитовича.

[2275] https://www.chinatrips.ru/dunhuang/attraction/yumenguan-pass-of-great-wall.html

[2276] Гольдштейн А. Ф. Зодчество. М., 1979. С. 114–124; Соколов Г. Расцвет римского искусства (I–II вв.). Время принципата Августа // Культура Древнего Рима: В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 376–380; Поплавский В. Культура триумфа и триумфальные арки Древнего Рима. М., 2000.

[2277] Торчинов Е. А. Тексты по искусству внутренних покоев (эротология Древнего Китая) // Петербургское Востоковедение. Вып. 4, СПб, 1993.

[2278] Позже — Небесных Наставников, 天师.

[2279] Масперо А. Даосизм. СПб, 2007; Стулова Э. С. Даосская практика достижения бессмертия // Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984. С. 230–270.

[2280] Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб, 1993: https://www.biblio.nhat-nam.ru/Torchinov_Daosism.pdf

[2281] https://en.wikipedia.org/wiki/Tao

[2282] Торчинов Е. А. Даосизм: https://www.biblio.nhat-nam.ru/Torchinov_Daosism.pdf

[2283] Макдауэлл С. Адрианополь 378 г. н. э. Разгром римских легионов / Пер. Л. Синицыной. М., 2011. С. 59.

[2284] Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972. С. 16.

[2285] Мацулевич Л. А. Бляхи-обереги сарматского панцыря // Сообщения Государственного Эрмитажа. Вып. 4. 1947. С. 5–8.

[2286] Д’Амато Р. Воин Рима. Эволюция вооружения и доспехов. 112 год до н. э. — 192 год н. э. / Пер. А. Колина. М., 2012. С. 231.

[2287] Нечаева Л. Г. Погребения с трупосожжением могильника Тора-Тал-Арты // Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции 1959–1960. Т. II. М.–Л., 1966. С. 108–142.

[2288] Мурашева В. В. Древнерусские ременные наборные украшения (X-XIII вв.). М., 2000.

[2289] Медведев В. Е. Опыт реконструкции поясов чжурчжэньского времени // Проблемы реконструкций в археологии. Новосибирск, 1985. С. 154–158.

[2290] Лубо-Лесниченко Е. И. Бронзовые зеркала Минусинской котловины в предмонгольское и монгольское время (II–XVI вв.) // Страны и народы Востока. Вып. 8. М., 1969. С. 70–78.

[2291] Завитухина М. П. Тагарская культура на Енисее. К выставке «Культура и искусство древнего населения Сибири». Краткий путеводитель. Л., 1973.

[2292] Миняев С. С. Хуннские бронзы на Среднем Енисее // Древние культуры евразийских степей. Л., 1983. С. 101–103.

[2293] Дуров В. С. Перебирая в памяти былое… СПб, 2012. С. 38.

[2294] https://skurlatov.livejournal.com/1782522.html

[2295] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1990. С. 29–30, 247–250.

[2296] Куклина И. В. Этногеография Скифии по античным источникам. Л., 1985. С. 82.

[2297] Первольф И. Варяги Русь и Балтийские славяне // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. 192. Июль, 1877. СПб, С. 48–49.

[2298] Свен Гедин. Моя жизнь в путешествиях. Н.–Новгород, 1930. С. 116–117.

[2299] Плавильщиков Н. Н. Зоология. Учебник для педагогических училищ. М., 1961. С. 94.

[2300] Потапов Л. Н. Очерки истории алтайцев. М.–Л., 1953. С. 78.

[2301] Ахметшин Н. Х. Тайны Шелкового пути. Записки историка и путешественника. М., 2002.

[2302] Лубо-Лесниченко Е. И. Китай на шелковом пути. М., 1994. С. 5, 215.

[2303] Скальные храмы Юньган (Шэньси) и Лунмэнь (Хэнань).

[2304] Разумовский К. И. Китайское искусство // Китай. История, экономика, культура, героическая борьба за национальную независимость. М.–Л., 1940. С. 332.

[2305] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1990. С. 236.

[2306] Гедин С. Тарим — Лоб-нор, Тибет. Путешествие по Азии 1899–1902. СПб, 1904. С. 53, 100–106, 218–220.

[2307] Клейн Л. С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. СПб, 2007. С. 161: https://www.archaeology.ru/Download/Klejn/Klejn_2007_Drevnie_migratsii.pdf

[2308] Монг: шара-шира уйгур-югур-юйгу.

[2309] Юйгуры восходят к древним народностям динлин (III в. до н.э.), телэй и юаньхэ (IV в. н.э.), которые населяли территории нынешней МНР: Решетов А. М. Уйгуры // Народы и религии мира. Энциклопедия. Глав. ред. В. А. Тишков. М., 1998. https://hamagmongol.narod.ru/splinters/shuygur_r.htm

[2310] Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия. Статьи, лекции, переводы. Самара, 1999. С. 75.

[2311] Берлянд С. С. 1) Кендырь. М.–Л., 1931; 2) Агротехника кендыря. М., 1950; 3) Кендырь коноплевый. М., 1953; 4) Атлас лекарственных растений СССР. М., 1962.

[2312] Путешествия Н. М. Пржевальского в Центральной Азии / Обработаны М. А. Лялиной. СПб, 1910. С. 123–131.

[2313] Кант И. Критика чистого разума / Пер. Н. О. Лосского. СПб, 1993. Ч. I. Гл. II. С. 62.

[2314] Гоголь Н. В. Шинель // Собрание сочинений в девяти томах. Т. 3. М., 1994.

[2315] Высоцкий В. С. Баллада об оружии (https://www.kulichki.com/vv/pesni/po-miru-lyudi-malenkie.html).

[2316] Колесов В. В. Философия русского слова. СПб, 2002. С. 94.

[2317] Шипунова Г. В. Народное искусство Коми (Узорное тканье, вязанье, вышивка) // Советская этнография. №2. М., 1960. С. 69; https://www.koigorodok.ru/main/komi_russian_dictionary/s?id=22669

[2318] Ротацизм для -s основы неизбежен.

[2319] https://kurufin.ru/html/Roman/nomina_c-e.html

[2320] Кушак, лента, шарф старшего офицера или императора.

[2321] Винклер П. фон. Оружие. Руководство к истории, описанию и изображению ручного оружия с древнейших времен до начала XIX века. СПб, 1894. М., 1992. С. 68.

[2322] В будущем офицеры будут носить на груди особый металлический знак. Их отменят в начале XX века, однако он остался в некоторых парадных формах.

[2323] Котурны, длинные закрывающие часть икр сапоги с открытой шнуровкой; как правило, их носили офицеры.

[2324] Д’Амато Р. Воин Рима. Эволюция вооружения и доспехов. С. 73–74.

[2325] Подосинов А. В. Скржинская М. В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. Тексты, перевод, комментарий. М., 2011. С. 452, 480.

[2326] Mela. De Chorographia. 60. Пер. А. В. Подосинова.

[2327] N. H. 6, 19.

[2328] ПЭМ, 63–64. Пер. М. Д. Бухарина.

[2329] 7, 3, 6.

[2330] Пер. Н. А. Федорова: Вергилий. Энеида. С комментариями Сервия. М., 2001.С. 272–273.

[2331] Барроу Т. Санскрит/ Пер. Н. Лариной. Ред. и ком. Т. Я. Елизаренковой. М., 1976. С. 80–82.

[2332] Бартенев В. На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края. СПб, 1896. С. 20–21; Прокофьев Г. Н. Три года в самоедской школе // Советский Север. №7–8. М., 1931. С. 143–160; Шухов И. Н. Из отчета о поездке весною 1914 года к казымским остякам // Материалы по этнографии России. Т. III. Петроград, 1916. С. 103–112; Шатилов М. Остяки-самоеды и тунгусы Принарымского района (Путевые заметки) // Труды Томского краевого музея. Вып. I. 1927. С. 139–167; Die Irtysch-Ostjaken und ihre Volkspoesie von S. Patkanov. T. I. СПб, 1897.

[2333] Радлов В. В. Из Сибири: Страницы дневника / Пер. К. Д. Цивиной и Б. Е. Чистовой. Прим. и посл. С. И. Вайнштейна. М., 1989. С. 479–480.

[2334] Соколова З. П. Социальная организация хантов и манси. Проблемы фратрии и рода. М., 1983; Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984; https://otorten.ru/ural/mansi.html

[2335] По словам Кондинских Остяков, более 21 мухомора не может съесть самый привычный Остяк. Едят мухоморы обыкновенно в сухом виде, запивая их водой, или предварительно намазав маслом или жиром.

[2336] То же у якутов: Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Перепеч. с изд. 1799. С. 279.

[2337] Согд?

[2338] Патканов С. К. Стародавняя жизнь Остяков и их богатыри по былинам и сказаниям // Живая старина. Вып. 3. СПб, 1891. С. 94–95; Вып. 4. СПб, 1891. С. 84–96; Мурзина А. И. Манси (вогулы) в XVIII веке и первой половине XIX века // Ученые записки ЛГУ. Серия факультета народов Севера. Вып. 2. №157. 1953. С. 215–225; Мыльников А. С. Славяне в представлениях-стереотипах иноэтнических наблюдателей XVI–XVII вв. афганцев // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 5–6. СПб, 1994. С. 140–148.

[2339] Золотарева Н. В. Антропоморфизация в традиционной культуре обских угров // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. №1 (5). 2012. С. 11–17.

[2340] Соколова З. П. Ханты и манси: взгляд из XXI в. М., 2009.

[2341] https://www.balto-slavica.com/forum/index.php?showtopic=3637

[2342] Лаане Д. Петухов С. Лицо русской национальности // Коммерсантъ Власть, №38 (641), (https://www.kommersant.ru/doc/611986) 26. 09. 2005.

[2343] Пушкин А. С. Руслан и Людмила // Поэмы и повести Александра Пушкина. Ч. 1. СПб, 1835. С. 1–146.

[2344] Воейков А. Ф. Разбор поэмы «Руслан и Людмила», сочинения Александра Пушкина // Сын отечества. Ч. 64. №34. 1820 (https://pushkin.niv.ru/pushkin/articles-pri-zhizni/006.htm).

[2345] श्लोक; śloka.

[2346] Шри Матаджи Нирмала Деви. Кабелла, Италия. 22 сентября 2001 года // Лекции Матери. Сахаджа Йога © 2013: https://nirmalmata.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=438

[2347] https://hamsa.web-box.ru/service/indija-kerala/hram-minakshi/

[2348] Индийские патологоанатомы чуть не вскрыли живого человека. 08.08.2008: https://medportal.by/novosti/indiyskie-patologoanatomyi-chut-ne-vskryili-zhivogo-cheloveka.html

[2349] https://www.nainadevi.com/legend.htm

[2350] Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь / Под ред. В. И. Кальянова. М., 1987. С. 315.

[2351] Кониский Греков Б. Д. Киевская Русь. М.–Л., 1944.

[2352] Веселовский Н. Керопэ Петрович Патканов. Биографический очерк. СПб, 1890.

[2353] История монголов инока Магакии XIII века / Пер. и объяснения К. П. Патканова. СПб, 1871. С. 3–4, 60–63.

[2354] Неклюдов С. Ю. Тенгри // Мифологический словарь. / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 1990. С. 536.

[2355] Санскр. महाकाल, тиб. ནག་པོ་ཆེན་པོ, яп. 大黒天; монг. Махгал.

[2356] Поппе Н. Н. Описание монгольских «шаманских» рукописей Института востоковедения // Записки Института востоковедения Академии наук. Т. I. Л., 1932. С. 152.

[2357] Дыренкова Н. П. Получение шаманского дара по воззрениям турецких племен. Представлено академиком Е. Ф. Карским в заседании Президиума АН 25 июля 1929 г. // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. 9. М., 1930. С. 278.

[2358] Дари مزار شریف Mazār-e Šarif, тадж. Мазори Шариф, благородная гробница, величественная гробница.

[2359] Семёнов А. И. Раннесредневековая серебряная пряжка из Чебургольского кургана на Кубани // Сообщения Государственного Эрмитажа. Вып. 47. Л., 1982. С. 89–90.

[2360] Валев Э. Б. Болгария / Под ред. И. А. Витвера. М., 1949.

[2361] Лихачев А. Ф. Бытовые памятники Великой Булгарии // Тр. 2-го археол. съезда. М., 1876. С. 2–50.

[2362] Путешествия Н. М. Пржевальского в Центральной Азии / Обработаны М. А. Лялиной. СПб, 1910. С. 86.

[2363] Логофет Д. Н. На границах Средней Азии. Путевые очерки в 3-х книгах. Кн. III. Бухаро-Афганская граница. СПб, 1909. С. 81–82; Йеттмар К. Религии Гиндукуша. Пер. К. Д. Цивиной. Под ред. А. Л. Грюнберга. М., 1986.

[2364] Herrmann A. Seres // RE. Bd. 4. 1923. Stuttgart, S. 1678–1683.

[2365] Ср. Ремизов А. О происхождении моей книги о табаке. Что есть табак. Paris, 1983. С. 53–68.

[2366] Путешествия Н. М. Пржевальского в Центральной Азии / Обработаны М. А. Лялиной. СПб, 1910. С. 257–258.

[2367] Пер. Лю Цзинбо. Выверен по: Большой китайско-русский словарь // Под рук. и ред. И. М. Ошанина. Т. 2. М., 1983. С. 175–179.

[2368] Обручев В. А. В дебрях Центральной Азии. Новосибирск, 1988. С. 31–32.

[2369] Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Пер. под ред. В. К. Никольского и А. В. Киссина. М., 1930. С. 32.

[2370] Основателем фамилии Лю является Лю Бан, первый император династии Хань. Лю Бан его личное имя (劉邦), второе имя — Цзи (季). Он основал династию и правил до своей смерти. Был родом из крестьянской семьи: Сыма Цянь. Исторические записки (Ши Цзи) / Пер. Р. В. Вяткина и В. С. Таскина. Т. 2. М., 2003. С. 157–199.

[2371] Давыдова С. А. Русское кружево и русские кружевницы: исслед. ист., техн. и стат. Софии Давыдовой. СПб, 1892. https://www.booksite.ru/fulltext/davyi/dova/

[2372] Путешествия Н. М. Пржевальского в Центральной Азии. С. 278–282. См. также ссылку 773.

[2373] Боровкова Л. А. Кушанское царство (по древним китайским источникам). М., 2005. С. 84–87.

[2374] Кусаинова М. А. История Казахстана. Алматы, 2006. С. 28–29.

[2375] Сулейменов И. Майкы-би — великий соратник Чингисхана // Мир великой степи: https://dalaruh.kz/articles/view/239

[2376] Рахманов А. И. Говорящие вороновые птицы. Содержание, уход, обучение. М., 2004.

[2377] Попов Л. Биологи открыли жесты у воронов // Membrana. 30 ноября 2011: https://www.membrana.ru/particle/17199

[2378] Птицы Советского Союза / Под ред. Г. П. Дементьева и Н. А. Гладкова. Т. 5. М., 1954; https://ru.wikipedia.org/wiki/Ворон

[2379] Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в средней Азии в древнейшие времена. М.–Л., 1950. Т 3. С. 53.

[2380] Акишев К. А. Кушаев Г. А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата, 1963. С. 281.

[2381] https://ru.wikipedia.org/wiki/Усуни

[2382] И далее: Путешествия Н. М. Пржевальского в Центральной Азии / Обработаны М. А. Лялиной. СПб, 1910. С. 204–207.

[2383] Бурдуков А. В. Русско-монгольский словарь разговорного языка. Л., 1935; Владимирцов Б. Я. Общественный строй монголов. Л., 1934; Нацокдоржи Ш. Из истории аратского движения во Внешней Монголии. М., 1958.

[2384] Рерих Ю. Н. Голоки и их этнический характер // Тибет и Центральная Азия. Т. II. Статьи, дневники, отчеты. М., 2012. С. 35–39.

[2385] Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1879 году по поручению Императорского Русского географического общества. Вып. 4. Материалы этнографические. СПб, 1883. С. 250–257.

[2386] Малявкин А. Г. Уйгуры и тибетцы в Ганьсу во 2-ой половине IX века // Центральная Азия и Тибет. Новосибирск, 1972. С. 78–83.

[2387] Дугаров Р. Н. «Дэбтэр-чжамцо» — источник по истории монголов Куку-нора. Новосибирск, 1983. С. 6–12: https://www.vostlit.info/Texts/rus15/Tibet/Debter_Djamco/vved.phtml?id=10641

[2388] Черников С. С. Наскальные изображения верховий Иртыша // Советская археология. IX. 1947. С. 251–282.

[2389] Рерих Ю. Н. Проблемы археологических исследований Тибета // Тибет и Центральная Азия. Т. II. Статьи, дневники, отчеты. М., 2012. С. 30–32.

[2390] 1, 32, 12. Пер. Ю. Рериха.

[2391] Владимирцов Б. Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934. С. 145.

[2392] Рерих Ю. Н. Упоминание о бунчуке в «Ригведе» // Тибет и Центральная Азия. Т. II. Статьи, дневники, отчеты. М., 2012. С. 61–63; Советова О. С. Мухарева А. Н. Об использовании знамён в военном деле средневековых кочевников (по изобразительным источникам) // Археология Южной Сибири. Сб. к 60-летию В. В. Боброва. Вып. 23. Кемерово, 2005. С. 92–105.

[2393] Руа Ж. Ж. Воспитание рыцарей. Пажи и оруженосцы // История рыцарства / Пер. Г. Веселкова. СПб, 2001.

[2394] Боровкова Л. А. Кушанское царство (по древним китайским источникам). М., 2005. С. 55.

[2395] Гумилёв Л. Н. Динлинская проблема. Пересмотр гипотезы Г.Е. Грумм-Гржимайло в свете новых исторических и археологических материалов // Известия Всесоюзного Географического общества СССР. 1959. №1. (https://gumilevica.kulichki.net/articles/Article26.htm).

[2396] Пугаченкова Г. А. Искусство Гандхары. М., 1982. С. 38–52.

[2397] Valpey K. R. Krishna in Mleccha Desh: ISKCON Temple Worship in Historical Perspective, in Edwin F. Bryant, Maria L. Ekstrand, «The Hare Krishna Movement: The Postcharismatic Fate of a Religious Transplant», New York, P. 45–60.

[2398] Шапошникова Л. В. Учителя: https://www.roerichs.com/Publications/LVShaposhnikova/LV_Teachers.htm

[2399] https://en.wikipedia.org/wiki/Halo_(religious_iconography)

[2400] Пугаченкова Г. А. Искусство Гандхары. С. 44.

[2401] Пугаченкова Г. А. Скульптура Халчаяна. М., 1971. С. 27; Колобов А. В. Гущин В. Р. Братухин А. Ю. Ч. II. Античная мифология и армия Римской империи / Глава III. Образы и символы античной мифологии в иконографии воинских надгробных памятников из Балкано-дунайских провинций Римской империи / Античная мифология в историческом контексте. Любезно предоставлено авторами, 2002 г.: https://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1337313125

[2402] Лосева Н. М. Сидорова Н. А. Искусство Этрурии и Древней Италии. Очерки. М., 1988. С. 57, 98–136.

[2403] Анализируя различные изображения Ваджрапани на гандхарских рельефах, А. Фуше нашел им в греческом статуарном искусстве самые разнообразные параллели: Эрота, Геракла, Гермеса, Диониса, Зевса и Пана. Есть основания считать, что исходным статуарным типом гандхарские скульпторы избрали все же Геракла: Пугаченкова Г. А. С. 60.

[2404] Пугаченкова Г. А. С. 105–107.

[2405] Shanti Lal Nagas. Buddha in Gandhara art and other Buddhist sites. Delhi, 2010. P. 37.

[2406] Дневник высказываний Наполеона: Корсиканец, 7 января 1818 г. на о. Св. Елены / The Corsican: A Diary of Napoleon’s Life in His Own Words, Book by R. M. Johnston; Houghton Mifflin, 1910. P. 498: https://www.questia.com/read/4032373/the-corsican-a-diary-of-napoleon-s-life-in-his-own

[2407] Лурье Я. С. Средневековый роман об Александре Македонском в русской литературе XV в. // Александрия. Роман об Александре Македонском по русской рукописи XV века. М.–Л., 1966; Ботвинник Н. М. Жанровая природа позднегреческой переработки Романа об Александре Псевдокаллисфена // MOYΣEION. А. И. Зайцеву к дню 75-летия. Сб. статей. СПб, 1997. С. 174–189.

[2408] Логофет Д. Н. На границах Средней Азии. Путевые очерки в 3-х книгах. Кн. III. Бухаро-Афганская граница. СПб, 1909. С. 19–20.

[2409] https://en.wikipedia.org/wiki/Cuckold

[2410] Корелин М. С. Падение античного миросозерцания. Культурный кризис в Римской империи. СПб, 2005. С. 37.

[2411] Корелин М. С. С. 42–46.

[2412] Suet. Tib. 5, 14.

[2413] Vell. 2, 77; Tac. Ann. 5, 1; Suet. Tib. 4.

[2414] Sen. Dial. 6, 3, 34; 4, 3; Clem. 1, 9, 6; Tac. Ann. 3, 34; 5, 1; Suet. Aug. 84; Dio 55, 22; 58, 2.

[2415] Tac. Ann. 5, 1; Suet. Aug. 62; Tib. 4; Claud. 1; Dio 48, 34, 44.

[2416] Dio 49, 38, 1.

[2417] Dio 55, 2; 56, 10.

[2418] CIL 6, 883; Ovid. Fast. 6, 637 сл.; Val. Max. 1, 8, 4; Dio 56, 23; 55, 8.

[2419] Tac. Ann. 1, 5; Dio 56, 31.

[2420] Suet. Aug. 101; Tac. Ann. 1, 8; Dio 56, 32, 43.

[2421] Tac. Ann. 1, 14, 73; Dio 56, 46.

[2422] Зарплата рабочего в день — 2 руб. 20 коп., пуд хлеба стоил — 10 коп.

[2423] Корелин М. С. Падение античного миросозерцания. Культурный кризис в Римской империи. СПб, 2005. С. 48.

[2424] Suet. Tib. 50; Tac. Ann. 4, 57; Dio 57, 12.

[2425] Suet. Tib. 50–51; Galb. 5–6; Otho 1; Tac. Ann. 1, 14; 2, 34.

[2426] Suet. Tib. 51, 2; Tac. Ann. 5, 1–2; Dio 58, 2; 59, 1; 55, 5.

[2427] Ливия Друзилла, Юлия Августа, 58 г. до н. э. — 29 г. н. э.: https://ancientrome.ru/genealogy/person.htm?p=132

[2428] Логофет Д. Н. На границах Средней Азии. Путевые очерки в 3-х книгах. Кн. III. Бухаро-Афганская граница. СПб, 1909. С. 20–21.

[2429] Svet. D. Iul. 45, 2.

[2430] Каждан А. П. Византийская культура (X — XII вв.). М., 1968. С. 21, 38,.

[2431] Козлов П. К. Трехлетнее путешествие (1899–1901 гг.) по Монголии и Тибету. Экспедиция Императорского Русского географического общества. СПб, 1913. С. 58–59.

[2432] Titus Flavius Domitianus, последний римский император из династии Флавиев, правивший в 81—96 годах.

[2433] Svet. Dom. 8, 19. Пер. М. М. Гирса.

[2434] Гирс М. М. Бахрам-Гур и невольница // Известия Государственной Академии истории материальной культуры. Т. V. Л., 1927. С. 358.

[2435] Д’Амато Р. Воин Рима. Эволюция вооружения и доспехов. 112 год до н. э. — 192 год н. э. / Пер. А. Колина. М., 2012. С. 338.

[2436] Suet. Verg. 31.

[2437] Crook J. A. Political History, 30 B. C. to A. D. 14 // The Cambridge Ancient History. Vol. 10. The Augustan Empire, 43 B. C. — A. D. 69 / Ed. by A. K. Bowman, Ed. Champlin, A. Lintott. Cambridge, 2008. P. 77.

[2438] Вощинина А. И. Очерк истории древнеримского искусства. Л., 1947. С. 54–62.

[2439] Пугаченкова Г. А. Бактрийский и парфянский вклад в формирование Гандхарской школы // Искусство Индии. Сб. статей. М., 1969. С. 55. Rowland B. The Art and Architecture in India. Baltimore. 1954. P. 77; Rome and Gandhara // East and West. Vol. 9. №3. 1958. P. 202–203.

[2440] Пугаченкова Г. А. Скульптура Халчаяна. М., 1971. С. 22–23, 102.

[2441] Блох И. История проституции. 1994. С. 7, 16: на заре рода человеческого поэт уже допускает, кроме чисто физической любви между полами (libido, похоть), еще и своего рода душевную склонность (cupido) и отмечает также первые намеки на проституцию, продажную любовь.

[2442] Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Die Geburt der Tragoedie Aus Dem Geiste der Music. Пер. Г. А. Рачинского.

[2443] Исаия 14, 4, 15, 16

[2444] Ср. книгу пророка Ис. 14, 12.

[2445] https://en.wikipedia.org/wiki/Lucifer

[2446] Влияние доступности электрического освещения на деторождение никем не изучалась.

[2447] Met. 6, 382–400.

[2448] Понятно, что для создания больших литературных форм эти эксперименты в «тайном языке» были непригодны; но отголоски их еще долго звучат в латинской литературе Средневековья, перекликаясь то со скандинавскими кеннингами, то с «темным стилем» трубадуров: Аверинцев С. С. Темные века (VI–VIII вв.) / История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Гл. редкол: Г. П. Бердников (гл. ред.), А. С. Бушмин, Ю. Б. Виппер (зам. гл. ред.), Д. С. Лихачев, Г. И. Ломидзе, Д. Ф. Марков, А. Д. Михайлов, С. В. Никольский, Б. Б. Пиотровский, Г. М. Фридлендер, М. Б. Храпченко, Е. П. Челышев. М., 1983–1994. Т. 2. С. 450–451.

[2449] Средневековые латинские новеллы XIII в. / Изд. С. В. Поляковой. Л., 1980. С. 356–357.

[2450] Новокшонов Д. Е. Развлекательность в медиатекстах изданий ООО «Издательский дом «ВПК-Медиа» // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: матер. 51-й междунар. науч.-практ. конф. (19–20 апреля 2012 г. https://rus.jf.spbu.ru/conference/2197); Новокшонов Д. Е. Функционирование заимствований в медиатекстах. Спецсеминар. Ф-т журналистики СПбГУ. 2011 (https://www.academia.edu/1272426/_); Новокшонов Д. Е. Филологи в социальных сетях (Емельянов-Любжин): речевой аспект / Доклад 7 декабря 2011 на международном научно-практическом семинаре «Медиатекст как полиинтенциональная система», ф-т журналистики СПбГУ.

[2451] Новокшонов Д. Е. Бородатые еврейские казаки Светлейшего князя Потемкина-Таврического / Клио, журнал для ученых, №7(58) 2011. С. 109-114.

[2452] Гейгер В. Очерк палийской литературы / Пер. А. Гунского, 2003–2004: https://www.uic.ssu.samara.ru/buddhist/pali/geiger_intro.html

[2453] Елизаренкова Т. Я. Топоров В. Н. Язык пали. Языки народов Азии и Африки. М., 2003.

[2454] Ganschinietz. Iao // RE. 1914. Stuttgart, S. 698–721.

[2455] Автобиография Его Святейшества Далай-Ламы Тибета. Наука и Религия. №2–8. 1998 г.; Благое сердце. Беседы с Далай-ламой об учении Иисуса. Деком, 2006 г.; Карамзин Н. М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» / Подг. Г. П. Макогоненко. М., 1988. С. 44: Древнее предание латышей утверждает, что до самого введения христианской веры ими управлял северный далайлама, главный судия и священник Кривее, живший в прусском местечке Ромове.

[2456] Дуров В. С. Гораций // История римской литературы. СПб, 2000. С. 232–233.

[2457] Gaius Asinius Pollio, 76 до н. э. — 5/4 н. э.

[2458] Dio Cass. 48, 41, 6.

[2459] Дуров В. С. История римской литературы. СПб, 2000. С. 233: в эклоге сплетаются мотивы восточного мистицизма, мессианства и полной загадок пророческой литературы. Вергилий развивает стоическую концепцию о возвращении на Землю «золотого века».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: