Вводные замечания

ГЛАВА 1. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ О СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

«Историческая традиция о Северном Кавказе, дошедшая до нас в виде отрывочных заметок у древних писателей, страдает большой отрывочностью и неравномерностью..., и дать на основании этой традиции более или менее связную историю Северного Кавказа не представляется возможным», — писал крупнейший исследователь истории Северного Причерноморья С. А. Жебелев (Жебелев. 1953. С. 352) об источниках севернокавказской истории, но то же верно и для Северного Причерноморья, да и для всей Восточной Европы.

Тем не менее эти источники остаются главной опорой при реконструкции исторических процессов в указанном регионе.

Большая роль, которую играли в жизни античного мира города-колонии, а вместе с ними и местные кочевые и оседлые народы Восточной Европы (от киммерийцев и скифов до готов и гуннов), определила тот постоянный интерес античных авторов к этому региону, который выразился в огромном числе описаний, упоминаний, аллюзий, относящихся к истории Причерноморья. Практически ни один античный писатель, начиная с Гомера, не обошел своим вниманием северо-восточную окраину известной в то время ойкумены. Более четырехсот авторов — поэтов, философов, географов, историков, ораторов, военных, политиков — оставили известия о народах Северного Причерноморья. Интересующая нас информация содержится в различных видах и жанрах источников: это поэзия (эпос, драма, лирика), художественная проза (например, роман, новелла, диалог), политический трактат, судебная речь, научное произведение (посвященное, скажем, философии, минералогии, астрологии или зоологии), географическое описание, лоция, карта, наконец, исторический труд. Особенно ценны сочинения таких историков, как Геродот, Полибий, Диодор Сицилийский, Аппиан, Тацит, Дион Кассий, Аммиан Марцеллин, оставивших ценные сведения о народах Северного Причерноморья. Однако их труды не были посвящены непосредственно Северному Причерноморью, большинство информации об этом регионе сообщается лишь в связи с событиями, имеющими какое-то отношение к нему.

Естественно, поэтому, что не вся информация равноценна по своей значимости и достоверности; существует большое количество авторов, которые лишь пересказывали старые, ставшие легендарными и стереотипными «общие места».

1.2. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ
1.2.1. КУДА ПЛАВАЛ ОДИССЕЙ? (МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП)

Самые ранние сведения о Северном Причерноморье — лишь неясные и случайные данные, в большинстве своем легендарного характера, которые связаны с греческими мифологическими преданиями о северной стране киммерийцев, о блаженных гипербореях, живущих на крайнем севере, о стерегущих золото грифонах и одноглазых аримаспах, о походе аргонавтов в Колхиду за золотым руном и о колхской царевне Медее, помогшей Ясону, о Прометее, прикованном к скале на Кавказе, и т. д. Эти сюжеты и мотивы были необычайно популярны в греческой и римской литературе и изобразительном искусстве, поэтому они разрабатывались или упоминались в огромном числе литературных произведений на протяжении всей античности [в драме, поэзии, прозе, реторике и других жанрах; ср. трагедию великого греческого драматурга Эсхила (525-456 гг. до н. э.) «Прометей Прикованный», где действие происходит на Кавказе, или драму Еврипида (480—406 гг. до н. э.) «Ифигения в Тавриде», разыгравшуюся в Крыму].

Место действия указанных мифологических преданий постепенно охватывало все более удаленные районы и в процессе освоения Черного моря переносилось на его побережья. При этом нередко мифологический сюжет накладывался и тесно сплетался с реальными знаниями этнографического и географического характера, добытыми ранней греческой наукой. Поэтому рассказываемые античными поэтами и драматургами мифы часто в своей эгногеографической части являются ценным историческим источником.

Античная и, следовательно, европейская литература начинается с Гомера ("Omhroz), который жил, вероятно, в IX-VIII вв. ДО н. э. Приписываемые ему эпические поэмы «Илиада» (и «Одиссея» («Όδυσσεία») содержат первые неясные сведения о северо-восточной окраине тогдашней ойкумены. Так, в «Илиаде» (XIII, 4—6) упоминаются некие северные гиппемолги (букв. — «доители кобылиц»), «питающиеся молоком». Последующая традиция, начиная с греческого поэта Гесиода (ок. 700 г. до н. э.), отождествляет гиппемолгов со скифами-кочевниками, у которых кобылье молоко составляло основу питания. В «Одиссее» имеется также упоминание киммерийцев, которые были предшественниками скифов в Северном Причерноморье1:

«Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами — ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется назад к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными» (Гомер, «Одиссея», XI, 12-19; цит. по: SC. Т. I. С. 300).

1 Помещенные здесь и ниже фрагменты приведены лишь как иллюстрации повествования авторов и, естественно, не исчерпывают всего содержания их информации о Северном Причерноморье.

Впрочем, уже древние комментаторы «Одиссеи» не были уверены (а ученые до сих пор спорят), имеет ли это описание пути Одиссея в преисподнюю отношение к Северному Причерноморью (возможна западносредиземноморская локализация «киммерийской» части путешествия Одиссея). Интересно, однако, что примерно в то же время (VIII—VII вв.) киммерийцы (Gi-mir-ra-i, Gomer, Gamirra) и скифы (Aškusa, Aškenaz) появляются в библейских и ассирийских источниках как северные кочевники, угрожающие своими набегами.

Редкие упоминания севернопричерноморских реалий в VIII—VI вв. до н. э. встречаются исключительно в поэзии — первой литературной форме древних греков (поэты Гесиод, Стасин, Арктин, Эвмел, Каллин, Алкман, Мимнерм, Алкей, Сафо, Аристей Проконнесский, Анакреонт). От большинства их сочинений дошли только небольшие фрагменты, но и в них мы находим упоминания Прометея, реки Истр (Дунай), колхского царя Эета и его дочери Медеи, дочери греческого царя Агамемнона Ифигении, перенесенной Артемидой в Таврику (Крым), Ахилла, которого после его смерти мать Фетида поселила на острове Белый в Черном море, а также скифов, исседонов, аримаспов и других полумифических народов Восточной Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: