Семинарское занятие № 10

Семинарское занятие № 8-9.

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 1860 – 70-х гг. в РОССИИ

1. Судебная реформа 1864 г. и ее результаты.

2. Реформы полицейского аппарата, прокуратуры; тюремная реформа.

3. Земская и городская реформы 60 – 70-х гг.

4. Военная реформа и ее значение.

5. Реформы в области просвещения и цензуры.

6. Общая характеристика результатов и последствий либеральных реформ в России.

Источники и литература

Ø Великие реформы в России 1856 – 1874 гг. Сб. док. – М., 1992.

Ø Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. – М., 1990.

Ø Зайончковский П.А. Военные реформы 70 – 80-х гг. в России. – М., 1970.

Ø История государства и права России: сборник документов. – М., 1995.

Ø Коротких М.Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 г. в России. – Воронеж, 1989.

Ø Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. – М., 1993.

Ø Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. – М., 1989.

Методические рекомендации

Данная тема – одна из важнейших в курсе Отечественной истории. Все последующие катаклизмы российской истории рубежа XIX – ХХ вв., по мнению большинства исследователей, связаны по большому счету с проблемами либерального реформирования в России при Александре II.

Поэтому в начале занятия следует кратко рассмотреть основные предпосылки и факторы либеральных реформ в России; охарактеризовать личность царя-реформатора и его окружение, выяснить социальную базу российских реформ 1860 – 1870-х гг., последовавших за отменой в России крепостного права.

После этого необходимо кратко проанализировать данные источников об основных направлениях либеральных реформ в России, перечисленных в пунктах плана. При этом, чтобы не сбиваться на событийный уровень изложения, следует усилить внимание к таким аспектам реформ, как их взаимосвязь, социальная база, авторы, формы и методы проведения в жизнь.

Кардинальное значение имеет вопрос об итогах и значении либеральных реформ в России. В сущности, ни одна из реформ Александра II не была доведена до логического завершения. Реформы вовсе не затронули политическую систему Российской империи, хотя планы политических преобразований, конечно, существовали. Реформы привели к существенному ухудшению жизни крестьянства. На этом фоне возросла социальная напряженность в российском обществе, как и всегда в условиях реформ усилились леворадикальные и правоконсервативные настроения; социальная же база самих реформ была исключительно узка. Все это в итоги привело к исчерпанию реформаторского потенциала к концу 1870-х гг. и гибели самого Александра II. Анализ этих важнейших процессов должен быть в центре обсуждения последнего вопроса плана занятия.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ

В ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ.

1. Социалистическая теория А.И. Герцена и возникновение народнического движения.

2. Основные направления развития народничества в 1860-е гг.

3. Трансформация народнического движения в 1870 – начале 80-х гг.

4. Либеральное движение в пореформенной России.

5. Особенности русского консерватизма во второй половине XIX в.

6. Становление рабочего движения в России на рубеже XIX – XX вв.

Источники и литература

Ø Георгиева Н.Г. Революционное движение в России в конце XIX – начале XX вв. – М., 1986.

Ø Итенберг Б.С. Движение революционного народничества. – М., 1965.

Ø К.П. Победоносцев: PRO ET CONTRA. – М., 1996.

Ø Леонтович В.В. История либерализма в России. – М., 1995.

Ø Общественное движение в пореформенной России. – М., 1965.

Ø Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. – М., 1991.

Ø Пантин И.К. и др. Революционная традиция в России. – М., 1986.

Методические рекомендации

Данное занятие фактически продолжает тему освободительного движения в России, на этот раз в пореформенный период ее истории. Наибольшее внимание здесь следует уделить народничеству, его теоретическим истокам, организационным и тактическим формам, этапам, направлениям, движущим силам, участникам и причинам поражения.

Однако народничество не исчерпывало всего многообразия общественной мысли в пореформенной России. Здесь следует говорить и о либеральной мысли и либеральном (земском) движении в России, его участниках, идеях и социальной базе. Кроме того, нужно рассмотреть и консервативную политическую мысль пореформенной России, особенно идеи К.П. Победоносцева.

Наконец, нужно проанализировать становление рабочего движения в России и его основные формы в конце XIX – начале ХХ вв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: