Семинарское занятие № 6-7

Семинарское занятие № 5

РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II

1. Приход к власти Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма» в России. Восстание Е.И. Пугачева.

2. Государственные и политико-административные преобразования Екатерины II.

3. Социально-экономические реформы в России конца XVIII в.

4. Политика в области просвещения и цензуры.

Источники и литература

Ø Екатерина II. Сочинения. – М., 1990.

Ø Каменский А.Б. Под сенью Екатерины. – М., 1992.

Ø Каменский А.Б. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация. – М., 1999.

Ø Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II. – М., 1993.

Ø Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. – М., 1974.

Ø Троицкий С.М. Россия в XVIII в. – М., 1982.

Методические рекомендации

Целью данного занятия является анализ внутренней политики Екатерины II. Поэтому вначале занятия необходимо заявить, какие общие цели стояли перед внутренней политикой Екатерины II на фоне тех социально-политических тенденций, которые определяли вообще всю внутреннюю политику российских монархов эпохи «дворцовых переворотов».

В начале занятия необходимо рассмотреть приход к власти Екатерины II и осуществление ею политики так называемого «просвещенного абсолютизма» (раскрыв при этом сущность этого явления в европейской политике XVIII в.); особое внимание здесь следует уделить деятельности Уложенной комиссии и ее результатам. Во многом переломным пунктом века Екатерины стало восстание Е. Пугачева, после которого власть возвращается к консервативному внутриполитическому курсу – наступает «золотой век дворянства».

Второй период правления Екатерины II составляют крупные реформы: государственного аппарата, губернская, городская, финансовая, просвещения и цензуры; особое внимание следует уделить социальной политике Екатерины II – в отношении дворян, городских сословий, крестьян и казачества.

Занятие завершается общим выводом об эпохе Екатерины II и ее месте в Отечественной истории.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

1. Понятие об общественном (освободительном) движении и его специфика в России.

2. Освободительное движение в России в начале XIX в. Декабристы.

3. Основные направления развития русской общественной мысли в середине XIX в. (консервативное, либеральное, радикальное).

Источники и литература

Ø Дружинин Н.М. Революционное движение в России в XIX в. – М., 1985.

Ø Дьяков В.А. Освободительное движение в России в 1825 – 1861 гг. – М., 1979.

Ø Иванов Е.П. Содержание, движущие силы и этапы освободи­тельного движения в ХIХ в.//Преподавание истории в школе. – 1996. – № 7. – С.13–16.

Ø Нечкина М.В. Декабристы. В 2 т. – М., 1956.

Ø Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. Сб. док. – М., 1991.

Ø Пантин И.К. и др. Революционная традиция в России. – М., 1986.

Методические рекомендации

Данное занятие является первой частью крупной темы, посвященной так называемому общественному (освободительному) движению в России XIX в. Поэтому вначале следует рассмотреть концепцию современной науки об освободительном движении, его содержании, формах, движущих силах и этапах. Данное занятие посвящено первому этапу освободительного движения (начало XIX в. – 1861 г.), генеральной целью которого следует, видимо, признать борьбу за отмену крепостного права.

Переломным моментом здесь стало движение декабристов, которое следует рассмотреть отдельно (движущие силы, цели, этапы, организационные формы и, наконец, само восстание декабристов); интересно в этой связи сравнить проекты Северного и Южного обществ будущих декабристов («Конституция» и «Русская Правда»), их общее и особенное.

Вторая четверть XIX в. – особый этап в истории общественного движения. Здесь следует обратить особое внимание на главные направления общественной мысли в России. Прежде всего, следует проанализировать «Философические письма» П.Я. Чаадаева, публикация которых стала катализатором становления таких направлений в либеральной общественной мысли, как западничество и славянофильство. Особо следует рассмотреть консервативную мысль в николаевской России, представленную теорией «официальной народности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: