Тема 5. Литературный процесс конца 1930-х – середины 1950-х годов XX века

Т емА 4. особенности ЛИТЕРАТУРНого ПРОЦЕССа 20- 30-х годов XX века

1. Психологическая повесть и ее жанрово-тематические разновидности. Повесть детства («Детство Никиты» А. Толстого, «Детство Люверс» Б. Пастернака).

2. Художественные поиски обэриутов. Принципы смысловой парадаксальности, абсурда, алогизма в творчестве А. Введенского, Д. Хармса, Н. Заболоцкого, Н. Олейникова.

3. Жанровое своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Отражение философского учения русского мыслителя П.Флоренского в структуре романа. Концепция художественных образов.

4. Своеобразие творческого метода А. Платонова. Поиски смысла жизни герояим А. Платонова.Тема любви и человеческих взаимоотношений. («Уля», «Джан», «Фро»)

Художественные тексты:

А. Толстой Детство Никиты

М. Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.

А. Платонов. Уля. Джан. Фро. Котлован. Возвращение. Сокровенный человек.

Б. Пастернак. Детство Люверс. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.

А. Введенский. Елка у Ивановых. Авдей Ротозей.

Д. Хармс. Елизавета Бам. Как старушка чернила покупала.

Н. Заболоцкий. Торжествор земледелия. Школа жуков.

Н. Олейников

Литература:

1. Бочаров С. Г. О художественных мирах. – М., 1985. – с. 249- 296.

2. Андрей Платонов: Мир творчества. – М, 1994.

3. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М, 1988.

4. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. – М. 1983.

5. Русская литература ХХ века: Учебное пособие в 2 т. – Т. 1: 1920 – 1930 годы /Под ред. Л.Н. Кременцова. – М.: «Академия», 2005.

6. Минералов Ю. И. История русской литературы ХХ века (1900 – 1920 – е годы): Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2004.

7. Герасимова А. ОБЭРИУ: проблема смешного// Вопросы литературы. – 1988. - № 4.

1. «Тихий Дон» М. Шолохова: особенности композиции романа-эпопеи. Историческая судьба русского крестьянства в трагическом ХХ в. Система мужских и женских образов.

2. Жанровое своеобразие романа И. С. Шмелева «Лето Господне». Процесс формирования личности ребенка в православной России: нравственные и религиозные проблемы.

3. Своеобразие художественного мира В. Набокова Тема «утраченного рая» детства; драматических отношений между иллюзией и действительностью в романах «Машенька» и «Защита Лужина». Тема России, способы ее воплощения

4. Концепция личности и истории в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Роль образов-символов, сквозных мотивов в поэтике романа.

Художественные тексты:

М. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.

И. Шмелев. Лето Господне. Богомолье.

Б. Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.

В. Набоков. Защита Лужина. Машенька.

Литература:

1. Кременцова Н.К. Творчество И.С. Шмелева. Учебное пособие. – М., 2002. Мулярчик А. Русская проза Владимира Набокова. – М., 1995.

2. Минералов Ю. И. История русской литературы ХХ века (1900 – 1920 – е годы): Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2004.

3. Писатели русского зарубежья. М., 1997.

4. Русская литература ХХ века: Учебное пособие в 2 т. – Т. 1: 1920 – 1930 годы /Под ред. Л.Н. Кременцова. – М.: «Академия», 2005.

5. Сатарова Л.Г. Человек и природа в романе М. Шолохова «Тихий Дон», - Воронеж, 1989.

6. Семенова С.Г..Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика- Видение мира – Философия. – М., 2001.

7. Смирнов И. Роман тайн – «Доктор Живаго». М., 1996.

8. Хватов А. Художественный мир «Тихого дона». – М., 1978.

Тема 6. Художественные поиски и традиции в современной литературе.

1. Постмодернистические тенденции в условно-метафорических романах В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота».

2. Традиционные сказочные мотивы и новаторские черты сказок Л.Петрушевской. Синтетический образ бытия.

3. Проблемно-тематический диапазон поэзии И. Бродского: культурно-исторические, философские, литературные, автобиографические особенности.

4. Концептуализм Д. Пригова. Игровая поэтика постмодернизма в поэзии Т. Кибирова. Эксперименты в сфере классических жанров Г.Сапгира.

Художественные тексты:

И. Бродский. Часть речи. Пересеченная местность. Рождественская звезда. На столетие Анны Ахматовой.

Л. Петрушевская. Чемодан чепухи. Два окошка. Золотая богиня. Маленькая волшебница. Девушка Нос. Две сестры. Сказка о часах. Котенок. Дикие животные сказки. Приключения утюга и сапога. Морские помойные рассказы.

Д. Пригов. Течет красавица Ока. Гренада. Появление героя.

Г. Сапгир. Сонеты на рубашках. Псалмы. Элегии. Стихи для перстня.

Т. Кибиров. Сквозь прощальные слезы. Постмодернистическое. Нотации. Парафразис. Улица Островитянова. Юбилей лирического героя.

Литература:

1. Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX века. – М., 2003.

2. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950 – 1990 – е годы: В 2 т. – М., 2003.

3. Русская литература XX века в зеркале критики: Хрестоматия. – М.; СПб., 2003.

4. Русская литература XX века: школы, направления, методы творческой работы. – М., 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: