БИЛЕТ 2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ГОМЕРОВСКОГО ВРЕМЕНИ. ПОНЯТИЕ ВОЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ??
ГОМЕРОВСКАЯ ЭПОХА
БИЛЕТ 1 ЭКОНОМИКА, СОЦ-ПОЛИТ СТРОЙ ГОМЕРОВСКОЙ ГРЕЦИИ
Гомеровская эпоха не была оторванной от культуры Крито-Микенского периода. Древняя Греция, вступив в Гомеровскую эпоху, в целом оказалась в состоянии регресса. НО ремесло уже начало отделяться, ремесленников мало, нередко они делали товары НА ЗАКАЗ.
ТОРГОВЛЯ была не развита, мерило торговли – скотина. Торговля неразрывно связана с пиратством и разбоем. Профессиональные торговцы – финикийцы (Гомер относится к ним с недоверием). Появилось ЖЕЛЕЗО, которое наряду с развивающейся частной собственностью позволило развиваться экономике. Но общественное и культурное развитие Гомеровской эпохи сказались не сразу, и в целом уровень развития этой эпохи ниже, чем у Крито-Микенской. Именно в Гомеровскую эпоху произошло зарождение ГОРОДОВ (ПОЛИСОВ) – Смирна, Эмпорио. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИЗОЛЯЦИЯ Греции и всего Эгейского бассейна (очень незначительная торговля).
|
|
ОБЩЕСТВО. Были РАБЫ, но рабство еще не было сильно развито. Гомер нередко описывает рядовых людей, трудящихся на себя. Каждый свободный общинник мог получить земельный надел – клер. Среди них выделяется беднота – ФЕТЫ. Во главе общества – ЗНАТЬ, владеющая богатствами, рабами, властью – БАСИЛЕИ. Во время войн знать выступала впереди.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ – гос организации нет, но нет и равенства. 3 органа: 1 – народное собрание (мужчины), его роль падает, 2 – совет знати, 3 – во главе каждой общины стоит БАСИЛЕЙ. Главную роль играют не собрание и не цари, а КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСЬ АРИСТОКРАТИИ.
Подводя итог, можно сказать, что, признавая некоторые черты регресса, нельзя не отрицать множество черт развития.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ – гос организации нет, но нет и равенства. 3 органа: 1 – народное собрание (мужчины), его роль падает, 2 – совет знати, 3 – во главе каждой общины стоит БАСИЛЕЙ. Главную роль играют не собрание и не цари, а КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСЬ АРИСТОКРАТИИ.
ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ- термин, введенный Л. Г. Морганом для обозначения власти военных вождей при сохранении остатков первобытного коллективизма и демократии на стадии разложения первобытнообщинного строя. Вопрос в том, можно ли применять этот термин. Уже в СССР стало понятно, что НЕТ, ничего подобного там не было. РАЗВЕ ЧТО ПОЛНЫЙ НЕОДОБРИТЕЛЬНЫЙ ГУЛ МОГ ЦАРЯ ЗАВТАВИТЬ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ВОЙНЫ, И ТО НЕ ВСЕГДА.
***Что же мы наблюдали в гомеровской Греции? Аристократы представляли себя перед рядовыми членами общины как «богоподобных», и этим они оправдывали свое богатство. Экономическое могущество знати обеспечивало ей командную позицию во всех делах общины как во время войны, так и во время мира. Только богатый мог купить себе полный комплект военного обмундирования, только у богатых было время на атлетику. Именно воины из знати начинали бой. В гомеровской Греции место, занимаемое человеком в строю, определяло его положение в обществе. На народных собраниях выступали цари и герои благородного происхождения. Народ лишь мог криком выражать свое мнение. НАПРИМЕР: В Троянской войне против Агамемнона выступил обычный ратник Терсит, а Одиссей его дико убил.
|
|
Таким образом, народное собрание здесь оказывается орудием в руках небольшой кучки царей – басилеев.
Основными источниками по изучению Темных веков являются две поэмы Гомера – «Одиссея» и «Илиада». Эти произведения – героический эпос, их отличает литературное своеобразие. «ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС» - это вопрос о происхождении поэм, кто их автор, какую РЕАЛИЮ они отражают.
«Илиада» - о 10м годе Троянской войны, «Одиссея» - о 10м годе царствования Одиссея. В конце XVIII века Вольф написал «ВВЕДЕНИЕ К ГОМЕРУ»: по Вольфу поэмы имеют коллективное происхождение, оформлены они были в VI веке. Сторонники Вольфа получили название «аналитики» (или «плюралисты»).
О том, как именно сформировались поэмы Гомера, аналитики высказывали различные предположения. 1 – ТЕОРИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЯДРА – в основе – мелкая поэма, которая устно передавалась и дико обросла. 2 – ТЕОРИЯ МАЛЫХ ПЕСЕН – небольшие песни были слиты в единое целое. ТЕОРИЯ ИНТЕРПОЛЯЦИИ в небольшие поэмы делались вставки.
Аналитики отмечали следующие особенности. Поэмы Гомера весьма противоречивы, в поэме имеются искусственные сюжетные отклонения. Греческая письменность возникла в VII – VI вв, и один человек не мог все запомнить, все не могло передаваться из поколения в поколение.
Оппонентами аналитиков были УНИТАРИИ (например, Соколов) – поэмы имеют художественное, стилевое и композиционное единство и являются плодом КОНКРЕТНОГО поэта. Унитарии доказывают стилист единство: ОиИ реально похожи, автор МОГ запомнить все без проблем (аналогия - «Парцефаль»). Противоречия (напр двойное убийство) находят во множестве произведений. Считают, что письменность появляется в Греции раньше.
В 1930-е появилась УСТНАЯ ТЕОРИЯ, по которой текст ОиИ приобрел фиксированную форму при жизни великого автора, то есть Гомера (видимо, он записывал под диктовку устных сказителей). НЕОАНАЛИТИКИ – не противоречат УСТНОЙ ТЕОРИИ, считают, что ОиИ дошли в пересказах и фрагментах.
СОВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: 1 – гомеровские поэмы действительно возникают на основе народного творчества. ЕДИНСТВО поэм – несомненно, они были написаны в VIII веке, причем Илиада – раньше. Формирование поэм происходило в Малой Азии – там после крушения микенской цивилизации сохранялись микенские традиции. Повествуют о XIII веке, но реально отразили МИКЕНСКИЙ И ГОМЕРОВСКИЙ слои, +богатейший ист. материал, есть противоречия.