Билет 10 легенда о призвании варягов как исторический источник

БИЛЕТ 8 ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

11 июля 1919 года В. И. Ленин в лекции «О государстве» представил марксистскую теорию происхождения государства у Восточных славян. По данной теории, государство упрочняется по мере возникновения классового неравенства, а государство – классовое изначально.

В конце 30-х гг. Бахрушин в статье «Держава Рюриковичей» выразил сомнение относительно феодальности державы Рюриковичей. По Бахрушину – Держава Рюриковичей – разновидность ВАРВАРСКОГО государства, где есть переход от родовых к феодальным отношениям. Ученые Юшков, Мавродин были того же мнения. Неусыхин, известный медиевист был солидарен с вышеупомянутыми. Советские этнографы согласились с данной теорией.

Мнение И. Я. Фроянова несколько отличается: государство возникает, когда общество становится таким сложным, что ему становятся нужны институты управления. А затем появляются классы, и они всё узурпируют. 3 важнейших признака государства – это 1 – наличие публичной власти (власти «над» населением), 2 – наличие налогов, повинностей (обесп сущ-е власти), 3 – размещение людей по тер признаку. Наличие 3х этих признаков говорит о сущ-и гос-ва. НО эти признаки возникали НЕ ВМЕСТЕ – аццки длительный процесс.

У славян государство образовывалось для защиты от внешней опасности – образовывались племенные союзы (но было господствующее племя). Изначально власть существовала в родоплеменной оболочке.

Х век – арабский географ Масуди сообщает о власти одного племени над другими. НО такого рода объединения недолговечны, пока существует УГРОЗА. Историки пришли к выводу, что Масуди говорил о VI веке, когда славяне воевали с АВАРАМИ. Из житий мы узнаем, что союзы носили как оборонительный, так и наступательный характер. СО ВРЕМЕНЕМ эти союзы – ПОСТОЯННЫЕ (также узнаем от арабов). В районе КИЕВА по их данным было гос. образование КУЯКИЯ, на С-З – СЛАВИЯ. Сведения Арабов есть и в ПВЛ (у многих племен были «правления» - княжения). Важно отметить, что союз на С-З был ПОЛИЭТНИЧНЫМ (+ финно-угры).

Опасные народы – хазары и варяги – это и есть 2 очага государственности. + знать предпосылки, причины (вас)

БИЛЕТ 9 ДВА ЦЕНТРА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН (КИЕВ И НОВГОРОД)

Суть легенды – северо-западные племена сошлись на совет и «реша сами в себе», что надо найти князя, который бы правил ими и владел по праву. Племена пошли за море к варягам, и предложили им править собой: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжить и володеть нами». Старейший, Рюрик, сел в Новгороде, Синеус на Белоозере, Трувор в Изборске.

В советской историографии существуют три подхода к известиям летописи о призвании варягов. Одни исследователи считают их в основе своей исторически достоверными. Другие — полностью отрицают возможность видеть в этих известиях отражение реальных фактов, полагая, что летописный рассказ есть легенда, сочиненная много позже описываемых в ней событий в пылу идеологических и политических страстей, волновавших древнерусское общество конца XI — начала XII века. Третьи, наконец, улавливают в «предании о Рюрике» отголоски действительных происшествий, но отнюдь не тех, что поведаны летописцем. Кроме того, они говорят и об использовании этого предания в идейно-политической борьбе на грани XI и XII столетий. Последняя точка зрения представляется более конструктивной, чем остальные.

В легенде восхваляется Новгород, принижается роль Киева. Призвание варягов произошло, по-видимому, потому что Рюрик, возможно, был противником тех насильников, которых славянские племена изгнали, у него не было предпочтений, он был ближе к богам, так как пришел с другой территории.

Что же из описанного в легенде было на самом деле? Безусловно, варяги способствовали усилению сплочения племен. Дали новую династию. Затем они смешались со славянами (славянские имена), приняли славянских богов. Сохранилось больше источников, где слово «Русь» ассоциируется именно с варягами (и западноевр, и арабские источники). У антинорманнистов же очень мало источников (напр река Рось). В этом состоит значение легенды как исторического источника. Легенда вызывает непрекращающиеся на протяжении столетий споры, которые, видимо, смогут разрешить только находки новых источников или какое-то совсем нестандартное и интересное логическое заключение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: