Методические советы. Литература к первому вопросу

Литература к первому вопросу

План

ТЕМА 1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Имена

Быт китайцев

Китайские деньги

Китайцы пользовались мелкими и крупными деньгами. Мелкие монеты были с дырочками посередине. Их нанизывали на бечёвки по тысяче штук и носили такие связки с собой. Крупными деньгами были слитки (бруски) серебра. Когда нужно было уплатить, от слитка отрубали кусок и взвешивали.

Мужчины и женщины в древнем Китае носили халаты с поясом. Рукава были длинными и широкими. Внутри рукавов пришивали карманы для мелких вещей. Богатые люди носили шёлковые или хлопчатобумажные халаты с узорами. Одежду императора украшали изображениями дракона. Слуги и рабы носили синюю и тёмную одежду.
Издавна в Китае существовал обычай туго бинтовать ноги девочкам, чтобы ступни не росли, а оставались маленькими.

Такие маленькие изувеченные ножки считали признаком красоты и называли «золотыми лотосами» (лотос — цветок, похожий на лилию). Мужчины носили сандалии или сапоги.
Китаянки делали себе сложные и причудливые причёски. Волосы скрепляли на голове шпильками и клейким соком алоэ. Такая причёска держалась на голове несколько дней. Чтобы не измять её во время сна, под шею подкладывали твёрдую фарфоровую или деревянную подставку.

В древнем Китае каждый человек имел несколько имён. Одно из них — детское, или молочное — родители давали при рождении ребёнка. Когда ребёнок подрастал, то учитель или родители давали ему взрослое имя, с которым человек жил всю жизнь. Если раба продавали, он брал фамилию своего нового хозяина и новое имя.

У китайцев принято сначала писать фамилию, а потом — имя. Фамилий было немного, а вот имя родители могли придумать какое угодно, например: Фань Лань — «Ароматная орхидея», Цю Жун — «Осеннее лицо».

Императоры имели тронные и посмертные имена, а также девизы правления, например: Тай Пин — «Великий покой», Шао Син — «Продолжение расцвета».
Здороваясь, китайцы сжимают руку в кулак и подносят его ко лбу.

(IX – НАЧАЛО XII вв.)

1. Теории возникновения государственности у восточных славян.

2. Христианизация Руси.

3. Социально-экономический строй Древней Руси.

1. Клейн, Л.С. Варяги, антинорманизм и час истины / Л.С. Клейн // Троицкий вариант. – 2010. – № 63. – С. 10. URL: https://trv-science.ru/2010/09/28/varyagi-antinormanizm-i-chas-istiny/ (дата обращения: 4.02.2013)

2. Ключевский, В.О. Со­чи­не­ния: в 9 т. Курс русской истории / В.О. Ключевский. – М.: Мысль, 1988. – Т. 1. – Лекция 8-9. URL: https://www. magister.msk.ru/library/history/kluchev/ (дата обращения: 4.02.2013)

3. Кузьмин, А.Г. История России с древнейших времён до 1618 г.: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. / А.Г. Кузьмин. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. – С. 71–87.

URL: https://www.alleng.ru/d/hist/hist266.htm (дата обращения: 4.02.2013)

4. Нефедов, С.А. Новая интерпретация истории Киевской Руси / С.А. Нефёдов // https://hist1.narod.ru/Science/Russia/Kiev1.htm#_ednref18 (дата обращения: 4.02.2013)

5. Федорчук, С.В. Две версии начала Руси. Норманизм и антинорманизм / С.В. Федорчук // URL: https://www.websib.ru/~gardarika/lec/lec2-2.html (дата обращения: 4.02.2013)

По вопросу о причинах возникновения государства у восточных славян в исторической науке существует несколько теорий. Наиболее известные из них – норманская и антинорманская. Расскажите об этих теориях по предложенному ниже плану и составьте в конспекте сравнительную таблицу:

1) основоположники (XVIII в.) и известные сторонники теории (XIX–XX вв.);

2) главная идея и объяснение названия теории;

3) основные доказательства;

4) сильные и слабые стороны теории.

При подготовке используйте учебник А.Г. Кузьмина или лекцию С.В. Федорчука. Подробнейший разбор аргументации современных сторонников «норманизма» и «антинорманизма» можно почерпнуть из заметки Л.С. Клейна.

Рассмотрите другие теории возникновения государства у восточных славян (выберите одну из предложенных ниже теорий):

ü «городовая теория» В.О.Ключевского;

ü концепция С.А. Нефедова.

Прочитайте материал выбранного автора и составьте конспект, в котором укажите: 1) основные идеи, 2) аргументы, 3) к какой из теорий (норманской или антинорманской) близка данная концепция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: