Казахстан в период монгольского завоевания

Научное наследие Аль-Фараби.

Культура Казахстана X-XIII вв.

В Х-ХП вв. на территории Казахстана архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама. С распространением ислама новым элементом в градостроительстве Х-ХП вв. на территории Казахстана являлось строительство мечетей.

В средневековом Казахстане расширению и укреплению взаимоотношений между городом и кочевым миром способствовала, прежде всего, заинтересованность во взаимной торговле. Периодом развития этих взаимоотношений между двумя мирами в средневековом Казахстане были Х-ХП вв.

Свидетельством высокого уровня архитектуры Х-ХП вв. являются мавзолеи Бабаджа-хатун (X-XI вв.) и Айша-Биби(Х1-ХП вв.), расположенные близ города Тараз. В ходе раскопок города Отрара обнаружены две восточные бани, которые датируются XI -XII вв. В XIII в. известным персидским историком Рашид ад-Дином был записан древний вариант поэмы «Огузнаме». В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись Тенгри и женскому божеству Умай, которая считалась покровительницей очага и детей. В этот период тюркские племена поклонялись и Кок бори(волку). Одним из первых научных трудов, написанных на тюркском языке, является произведение XI в. «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни. В этой книге отражены общественно-политическая жизнь, обычаи, традиции и верования тюркских народов XI в. За создание произведения «Кутадгу билик» каган присвоил Юсуфу Баласагуни титул «главного визиря».

. С X в. в Южном Казахстане, с широким распространением ислама, литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. Один из первых ученых Востока - Абу Насыр аль-Фараби писал свои труды арабским письмом. Абу Насыр аль-Фараби был назван «вторым учителем» после Аристотеля, жил в 870-950 гг. Родился он в округе Фараб (Отрар), здесь получил образование на кыпчакском языке. Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина и психология, философия и право - таков перечень его интересов. Видимо, еще в молодые годы Фараби покинул родной город и практически побывал во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом, в Бухаре, Мерве, Хорране, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Многие годы жизни он провел в Багдаде, явившимся политическим и культурным центром арабского халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания, изучая труды деятелей "Бейт аль-хикма", переводчиков греческих авторов, входит в контакт с видными учеными и по истечении определенного времени занимает первенствующее место среди них благодаря нравственной высоте и силе мысли. Именно здесь ему был присвоен титул "Муаллим ассана" - Второй учитель. Звание "второго" подразумевало наличие "первого", под которым имелся в виду Аристотель.

Основатель монгольской империи Чингисхан родился в 1155 г. При рождении ему было дано имя Темучин. На курултае монгольской знати в 1206 году Темучин был провозглашен верховным правителем - Чингисханом. Основное занятие племен-скотоводство, охота, грабеж. Война-была частью общественной деятельности. Труд войнов, захваченных в плен использовался для «паски» скота. Религия была языческой. Почти все мужчины были воинами.Все они владели луком и мечом.Культура была не очень высокой, все покупалось у Китая..Монгольское государство было военно-административным.Территория поделена на 3 части-левое крыло, правое, центр. В армии была жесткая дисциплина. До прихода чингисхана племена воевали разрозненно, но после его прихода- вместе.Сведение о захватах Чингизхан получал от мусульманских купцов. Основной закон Монгольского государства «Яса» состояла из двух частей, в первой части были слова-назидания Чингисхана. По «Ясе», высшим органом Монгольского государства был курултай. Найманский хан Кучлук запрещал жителям Жетысу исполнение мусульманских обрядов. Гонения мусульман вызвало в Жетысу межрелигиозное противостояние. Используя напряженную обстановку и монголы в 1218 году вторглись в Жетысу Желая привлечь население СЕмиречья Чингизхан запретил грабеж. Поводом для вторжения монголов на территорию Казахстана н (реднюю Азию стала гибель и разорение в Отраре в 1218 году торгового каравана, посланного Чингисханом.

В 1219 г. 150 тысячное войско Чингисхана вторглось на территорию Южного Казахстана, население Отрара шесть месяцев держало оборону во главе с правителем города Каир ханом. Завоеванные земли Чингисхан поделил между сыновьями на Четыре улуса. В улус Джучи входили территория от Иртыша до Восточной Европы. Джучи умер в 1227 г., и улус унаследовал его сын - Бату.

18. Золотая Орда: политическая история, социально – экономическое развитие

Монгольские завоевания охватили в XIII в. огромную территорию Евразии. Покорение Восточной Европы возглавил Батый. В итоге походов Батыя, (1236 -42)., образована Золотая Орда, территория - от Алтайских гор до Дуная. в письменных источниках называлось Улусом Джучи. В низовьях Волги столица - Сарай-Бату. Это было первое крупное государство, созданное на месте улуса Джучи. управлением местного населения, военным надзором и сбором налогов занимались баскаки. Батый управлял гос-ом в 1227-1255 г. Результатом похода Золотой Орды против Византии в 1271 году, явилось подписание мирного договораЗолотой Орды с городами Средиземноморья.

Наибольшее могущество при Узбеке и Джаныбеке. Ислам –гос религия в 1312г. при хане Узбеке.

Упадок Золотой Орды изза междуусобных распрей произашло XIV в. Воспользовавшись поражением Мамая на Куликовом поле, власть в Золотой Орде в 1380 г. захватил хан Тохтамыш.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: