double arrow

РЕФОРМЫ ПЕТРА 1 И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ


В преобразовательной деятельности Петра выделяются четыре основных направления:

1) реформы государственного аппарата – административная и военная; 2) экономические (налогообложение) и социальные реформы; 3) реформа церкви и преобразования в культурной жизни;

4) мероприятия, нацеленные на возвышение международного положения и статуса России.

Следует заметить, что направления эти носят достаточно условный характер, поскольку единого плана реформ никогда не существовало. За годы реформ принято более 2250 новых законодательных актов, в том числе – в 1700 – 1709 гг. – 500, в 1709 – 1717 гг. – около 750, в 1720 – 1725 гг. – более 1.000.

Сверху донизу было установлено единообразие, достигаемое единством внутреннего устройства, четкостью соподчинения, идентичностью компетенции органов и должностей одного административного уровня на территории всей страны. Был задействован бюрократический принцип единообразия, нередко игнорирующий специфику каждого района. Но государство, строившееся на регулярной основе, должно было стремиться к единообразию, так как это облегчало реализацию указов центра и контроль за их исполнением. При Петре за 20 – 30 лет промышленность выросла в несколько раз, а вскоре после того Россия вышла на первое место по металлу. Петр оставил после себя 233 завода и фабрики. Была создана крупнейшая в Европе регулярная армия, артиллерия, флот; пробито “окно в Европу” – завязаны разнообразные дипломатические и торговые связи. Россия стала крупной европейской державой. В 1710 г. к Архангельску приходило 153 иноземных корабля, а в 1722 г. уже в Петербург прибыло 116, а в 1724 г. – 240 иностранных кораблей. Победа в Северной войне позволила использовать для торговли Ригу, Ревель, Нарву, Выборг. Несомненным достижением было определение юрисдикции русского купечества. Именно эта наиболее активная часть русского населения явилась опорой и проводником реформ. В России началась подготовка квалифицированных кадров. Стали открываться светские школы, большое значение приобретает светское образование. С 1702 г. систематически выходит первая русская газета “Ведомости”. К 1800 г. русская промышленность, главным образом трудом крепостных, произвела больше всех в мире чугуна, Россия держала первые места по металлу, вооружению, военной технике, не уступала по многим показателям даже Англии, где уже второй век развивался капитализм.




25.Промисловий переворот в Англії

В конце XVII в. в Англии после революции установился буржуазно-демократический политический строй, который существует и в наше время. Сама Англия, победившая в борьбе за господство на морях в XVI в. Испанию, в XVII в. – Голландию, в XVIII в. – Францию, превратилась в мировую супердержаву.



Несоответствие ручной технологии повышенному спросу на хлопчатобумажные ткани разрешилось внедрением машин. Сначала механизировали процесс хлопкопрядения. Так как пряжи стало больше, срочно потребовался механический ткацкий станок, который был изобретен Э. Картрайтом в 1785 г.

После механизации прядения и ткачества возникла потребность в создании универсального двигателя, который не зависит от сил природы. Таким двигателем явилась паровая машина, созданная Дж. Уаттом в 1784 г. В том же году построили первую прядильную паровую фабрику.

Применение машин вызвало резкое повышение спроса на металл. В 1784 г. Корт изобрел пудлинговую печь, которая при помощи минерального топлива давала сталь из чугуна, а изобретенные им же прокатные вальцы позволили получать металлические изделия нужной конфигурации. Благодаря этим изобретениям производительность труда повысилась в 15 раз.

Прогресс металлургии способствовал быстрому развитию английской каменноугольной промышленности. В шахтах появились рельсовые пути (трамваи) для конной вывозки угля. Сочетание паровой машины и рельсов дало железную дорогу. Первый локомотив был создан Дж. Стефенсоном в 1814 г., а железная дорога – в 1824 г. Одной из последних проблем промышленного переворота стало фабрично-заводское сооружение самих машин: возникла новая отрасль промышленности – машиностроение. Этому способствовало создание основного типа металлорежущих станков – строгального (Брам, 1802 г. и Г. Модеме, 1798 г.). Созданием фабричного машиностроения завершился переворот в технологической сфере экономики Англии. Самым уязвимым местом английской экономики была зависимость от хлебного импорта. Согласно «хлебным» законам от 1815 г. ввоз хлеба в страну разрешался, если только внутренняя цена превышала 82 шиллинга за квартер. Ненавистные английскому народу хлебные законы отменили в 1846 г. Отмена хлебных законов легла в основу новой в мире хозяйственной политики неограниченной свободы торговли, которая стала фундаментом европейской экономической интеграции через 100 лет. Свобода торговли помогла Англии занять доминирующие позиции в мировой промышленности, кредите, морском транспорте, торговле. Когда в 1850 г. общий оборот мировой торговли составлял 14,5 млрд марок, надолго Британской империи приходилось 5,24 млрд марок, а в 1870 г. эта доля составляла уже 14 млрд марок из общей суммы 37,5 млрд марок (общая доля Германии, США, Франции за это время повысилась с 4,9 до 12,0 млрд марок). Английский банк постепенно становится «банком банков», кредитующим не только торговлю и промышленность, а всю кредитную систему страны и даже мира.









Сейчас читают про: