В преобразовательной деятельности Петра выделяются четыре основных направления:
1) реформы государственного аппарата – административная и военная; 2) экономические (налогообложение) и социальные реформы; 3) реформа церкви и преобразования в культурной жизни;
4) мероприятия, нацеленные на возвышение международного положения и статуса России.
Следует заметить, что направления эти носят достаточно условный характер, поскольку единого плана реформ никогда не существовало. За годы реформ принято более 2250 новых законодательных актов, в том числе – в 1700 – 1709 гг. – 500, в 1709 – 1717 гг. – около 750, в 1720 – 1725 гг. – более 1.000.
Сверху донизу было установлено единообразие, достигаемое единством внутреннего устройства, четкостью соподчинения, идентичностью компетенции органов и должностей одного административного уровня на территории всей страны. Был задействован бюрократический принцип единообразия, нередко игнорирующий специфику каждого района. Но государство, строившееся на регулярной основе, должно было стремиться к единообразию, так как это облегчало реализацию указов центра и контроль за их исполнением. При Петре за 20 – 30 лет промышленность выросла в несколько раз, а вскоре после того Россия вышла на первое место по металлу. Петр оставил после себя 233 завода и фабрики. Была создана крупнейшая в Европе регулярная армия, артиллерия, флот; пробито “окно в Европу” – завязаны разнообразные дипломатические и торговые связи. Россия стала крупной европейской державой. В 1710 г. к Архангельску приходило 153 иноземных корабля, а в 1722 г. уже в Петербург прибыло 116, а в 1724 г. – 240 иностранных кораблей. Победа в Северной войне позволила использовать для торговли Ригу, Ревель, Нарву, Выборг. Несомненным достижением было определение юрисдикции русского купечества. Именно эта наиболее активная часть русского населения явилась опорой и проводником реформ. В России началась подготовка квалифицированных кадров. Стали открываться светские школы, большое значение приобретает светское образование. С 1702 г. систематически выходит первая русская газета “Ведомости”. К 1800 г. русская промышленность, главным образом трудом крепостных, произвела больше всех в мире чугуна, Россия держала первые места по металлу, вооружению, военной технике, не уступала по многим показателям даже Англии, где уже второй век развивался капитализм.
|
|
25.Промисловий переворот в Англії
В конце XVII в. в Англии после революции установился буржуазно-демократический политический строй, который существует и в наше время. Сама Англия, победившая в борьбе за господство на морях в XVI в. Испанию, в XVII в. – Голландию, в XVIII в. – Францию, превратилась в мировую супердержаву.
|
|
Несоответствие ручной технологии повышенному спросу на хлопчатобумажные ткани разрешилось внедрением машин. Сначала механизировали процесс хлопкопрядения. Так как пряжи стало больше, срочно потребовался механический ткацкий станок, который был изобретен Э. Картрайтом в 1785 г.
После механизации прядения и ткачества возникла потребность в создании универсального двигателя, который не зависит от сил природы. Таким двигателем явилась паровая машина, созданная Дж. Уаттом в 1784 г. В том же году построили первую прядильную паровую фабрику.
Применение машин вызвало резкое повышение спроса на металл. В 1784 г. Корт изобрел пудлинговую печь, которая при помощи минерального топлива давала сталь из чугуна, а изобретенные им же прокатные вальцы позволили получать металлические изделия нужной конфигурации. Благодаря этим изобретениям производительность труда повысилась в 15 раз.
Прогресс металлургии способствовал быстрому развитию английской каменноугольной промышленности. В шахтах появились рельсовые пути (трамваи) для конной вывозки угля. Сочетание паровой машины и рельсов дало железную дорогу. Первый локомотив был создан Дж. Стефенсоном в 1814 г., а железная дорога – в 1824 г. Одной из последних проблем промышленного переворота стало фабрично-заводское сооружение самих машин: возникла новая отрасль промышленности – машиностроение. Этому способствовало создание основного типа металлорежущих станков – строгального (Брам, 1802 г. и Г. Модеме, 1798 г.). Созданием фабричного машиностроения завершился переворот в технологической сфере экономики Англии. Самым уязвимым местом английской экономики была зависимость от хлебного импорта. Согласно «хлебным» законам от 1815 г. ввоз хлеба в страну разрешался, если только внутренняя цена превышала 82 шиллинга за квартер. Ненавистные английскому народу хлебные законы отменили в 1846 г. Отмена хлебных законов легла в основу новой в мире хозяйственной политики неограниченной свободы торговли, которая стала фундаментом европейской экономической интеграции через 100 лет. Свобода торговли помогла Англии занять доминирующие позиции в мировой промышленности, кредите, морском транспорте, торговле. Когда в 1850 г. общий оборот мировой торговли составлял 14,5 млрд марок, надолго Британской империи приходилось 5,24 млрд марок, а в 1870 г. эта доля составляла уже 14 млрд марок из общей суммы 37,5 млрд марок (общая доля Германии, США, Франции за это время повысилась с 4,9 до 12,0 млрд марок). Английский банк постепенно становится «банком банков», кредитующим не только торговлю и промышленность, а всю кредитную систему страны и даже мира.