История как наука, ее предмет и задачи. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Древние цивилизации

Вопросы для конспектирования

по дисциплине «История Беларуси (в контексте мировых цивилизаций)»

1. Первобытнообщинный строй на территории Беларуси.

2. Возникновение Киевской Руси. Княжества на территории Беларуси (Полоцкое, Туровское и др.), их социально-экономическое, политическое и культурное развитие.

3. Предпосылки формирования Великого княжества Литовского. Кревская уния и ее исторические последствия.

4. Образование Речи Посполитой. Статус Великого княжества Литовского в ее составе.

5. Упадок и разделы Речи Посполитой. Включение белорусских земель в состав Российской империи.

6. Политика российского самодержавия в Беларуси в конце XVIII – первой половине XIX вв. Беларусь в войне 1812 г.

7. Аграрная реформа 1861 г. и ее итоги в Беларуси. Буржуазные реформы 1860-х – 1870-х гг.

8. Февральская и Октябрьская революции 1917 г. и их исторические последствия.

9. БНР и БССР – этапы становления белорусской государственности в первой четверти ХХ в.

10. История коллективизации сельского хозяйства в СССР и БССР (конец 1920-х - 1930-е гг.).

11. Западная Беларусь в составе Польши (1921 – 1939 гг.). Воссоединение белорусского народа в составе БССР. Первые мероприятия советской власти в западных областях БССР (сентябрь 1939 г. – июнь 1941 г.).

12. Восстановление экономики в СССР и БССР после окончания Великой Отечественной войны.

13. Социально-экономическое развитие СССР и БССР в 1950-е – 1991 гг.

14. Провозглашение Республики Беларусь. Законодательно-правовое оформление государственного суверенитета. Трудности и сложности социально-экономического развития республики в 1990 – 1994 гг. Разработка национальной стратегии устойчивого экономического развития страны (1994 – 2012 гг.).

Лекция № 1

Введение в дисциплину «История Беларуси (контексте мировых цивилизаций)».

Первобытное общество на территории Беларуси

2. Первобытнообщинный строй на территории Беларуси.

3. Первые переселения народов, начало расселения славян в Беларуси.

Литература:

1. Бригадин, П.И. История Беларуси в контексте европейской истории: курс лекций / П.И. Бригадин. – Мн., 2007.

2. Гісторыя Беларусі: у 6- т. Т. 1. Старажытная Беларусь: Ад першапачатковага засялення да сярэдзіны 13 ст. / Рэдкал.: М. Касцюк і інш. – Мн., 2007. – 351 с.

3. История Беларуси: в контексте мировых цивилизаций: учебное пособие / В.И. Голубович [и др.]; под ред. В.И. Голубович, Ю.И. Бохана. - Мн., 2009. - 464 с.

4. История Беларуси: полный курс: учебное пособие / А.Г. Кохановский [и др.]. - Мн., 2010. - 512 с.

5. Калечыц, Я. Першыя людзі на зямлі Беларусі / Е.Г. Калечиц. – Мн., 1999.

6. Ковкель, И.И. История Беларуси: с древнейших времен до нашего времени / И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик. - 8-е изд. - Мн., 2010. - 622 с.

7. Новік, Я.К. гісторыя Беларусі: Ад старажытных часоў - па 2008 г.: вуч. дапаможнік / Я.К. Новік, І.Л. Качалаў, Н.Я. Новік; пад рэд. Я.К. Новіка. - 2-е выд., Мн., 2010. - 512 с.

8. Седов, В.В. Славяне в древности / В.В. Седов.– М., 1994.

9. Трещенок, Я.И. История Беларуси / Я.И. Трещенок [и др]; под общ. ред. Я.И. Трещенка. – Могилев, 2005.

10. Чигринов, П.Г. Очерки истории Беларуси: учебное пособие. - Мн., 2007. - 463 с.

11. Шымуковіч, С.Ф. Гісторыя Беларусі: курс лекцый: у 2-х ч.: Ч. 1 / С.Ф. Шымуковіч. – Мн., 2004.

Вопрос № 1. История как наука, ее предмет и задачи. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Типы цивилизаций

Слово "история" (с греч. яз. – historia) означает "рассказ о прошедшем". Предметом «Истории Беларуси» являются общие закономерности и особенности политического, экономического, культурного и духовного развития белорусского народа с древнейших времен до наших дней.

История Беларуси как самостоятельное направление современного обществознания решает актуальную задачу – дать такой объем информации по отечественной истории, усвоение которой позволило бы не только хорошо ориентироваться во всех исторических периодах, но и уметь анализировать и объяснять эти события, формировать на этой основе способности к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации.

Важнейшие функции истории:

· познавательная (накопление знаний и обобщение социального опыта),

· практическая (изучение влияния событий прошлого на современность),

· воспитательная (осуществляет всестороннее воспитание людей, в первую очередь, любовь к своей земле, народу, Отчизне).

Исторические источники –все то, что осталось из прошлого и содержит информацию о нем.

Исторические источники можно разделить на группы:

1. Устные (фольклор: пословицы, поговорки, легенды, песни, загадки).

2. Письменные (летописи, хронографы, хроники, мемуары, дневники).

3. Вещественные: археологические и этнографические.

4. Художественно-изобразительные и художественно-графические (памятники архитектуры, скульптуры, графики, живописи и др.).

Периодизация истории Беларуси:

1. Древнее общество (100-40 тыс. лет до н.э. – V в. н.э.):

· каменный век (100-40 тыс. лет до н.э. – III тыс. до н.э.):

- палеолит (100-40 тыс. лет до н.э. – 10 тыс. лет до н.э.),

- мезолит (IX – V тыс. лет до н.э.),

- неолит (IV – III тыс. до н. э.).

· бронзовый век (II тыс. до н.э. – начало I тыс. до н.э.);

· железный век (начало I тыс. до н.э. – V в. н.э.).

2. Средневековье ( конец V – XV вв.):

· раннее (V – IX вв.);

· высокое (X – XIII вв.);

· позднее (XIV – XV вв.).

3. Новое время (XVI – начало XX вв.):

· оформление феодальной системы и вызревание ее кризиса (XVI – конец XVIII вв.);

· генезис и утверждение капитализма, кризис буржуазного общества (конец XVIII в. – 1917 г.).

4. Новейшее время (1918 г. – до наших дней).

В исторической науке существуют различные подходы объяснения истории человеческого общества, наиболее известными из которых являются формационный и цивилизационный.

Известный немецкий мыслитель и общественный деятель К. Маркс (1818–1883 гг.) объяснял прогресс человечества в виде закономерной смены пяти основных общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Переход к новой формации осуществляется в результате социальных революций. Формационный подход имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Формационный подход со временем уступил место более научно обоснованному – цивилизационному. Цивилизационный подход основывается на изучении истории как совокупности многочисленных, самобытных цивилизаций.

Цивилизация – устойчивая культурно-историческая общность людей, которая достигла определенного уровня развития, со свойственными ей духовными ценностями, близкими условиями материального производства, единством социально-политического развития, общими этническими чертами и географическими границами. Важнейшие признаки цивилизаций: имущественная и социальная дифференциация, наличие политической системы (государства), письменности, науки, искусства. История древних цивилизаций охватывает период с сер. IV тыс. до н.э. до конца V ст. н.э. Первые цивилизации возникли на территории Древнего Востока и Европы.

Начало истории цивилизаций связано с «неолитической революцией», в результате которой произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству. В историческом процессе английский историк А. Тойнби (1889–1975 гг.) выделял несколько цивилизационных стадий:

· аграрно-традиционная (рабовладельческое и феодальное общество);

· индустриальная (капитализм);

· постиндустриальная (возникла во 2-й пол. XX в. под влиянием НТР).

Таким образом, цивилизационный подход к изучению белорусской истории поможет показать ее как неразрывную часть единой всеобщей истории во взаимодействии и взаимосвязи с историями других народов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: