Вопросы для конспектирования
по дисциплине «История Беларуси (в контексте мировых цивилизаций)»
1. Первобытнообщинный строй на территории Беларуси.
2. Возникновение Киевской Руси. Княжества на территории Беларуси (Полоцкое, Туровское и др.), их социально-экономическое, политическое и культурное развитие.
3. Предпосылки формирования Великого княжества Литовского. Кревская уния и ее исторические последствия.
4. Образование Речи Посполитой. Статус Великого княжества Литовского в ее составе.
5. Упадок и разделы Речи Посполитой. Включение белорусских земель в состав Российской империи.
6. Политика российского самодержавия в Беларуси в конце XVIII – первой половине XIX вв. Беларусь в войне 1812 г.
7. Аграрная реформа 1861 г. и ее итоги в Беларуси. Буржуазные реформы 1860-х – 1870-х гг.
8. Февральская и Октябрьская революции 1917 г. и их исторические последствия.
9. БНР и БССР – этапы становления белорусской государственности в первой четверти ХХ в.
10. История коллективизации сельского хозяйства в СССР и БССР (конец 1920-х - 1930-е гг.).
|
|
11. Западная Беларусь в составе Польши (1921 – 1939 гг.). Воссоединение белорусского народа в составе БССР. Первые мероприятия советской власти в западных областях БССР (сентябрь 1939 г. – июнь 1941 г.).
12. Восстановление экономики в СССР и БССР после окончания Великой Отечественной войны.
13. Социально-экономическое развитие СССР и БССР в 1950-е – 1991 гг.
14. Провозглашение Республики Беларусь. Законодательно-правовое оформление государственного суверенитета. Трудности и сложности социально-экономического развития республики в 1990 – 1994 гг. Разработка национальной стратегии устойчивого экономического развития страны (1994 – 2012 гг.).
Лекция № 1
Введение в дисциплину «История Беларуси (контексте мировых цивилизаций)».
Первобытное общество на территории Беларуси
2. Первобытнообщинный строй на территории Беларуси.
3. Первые переселения народов, начало расселения славян в Беларуси.
Литература:
1. Бригадин, П.И. История Беларуси в контексте европейской истории: курс лекций / П.И. Бригадин. – Мн., 2007.
2. Гісторыя Беларусі: у 6- т. Т. 1. Старажытная Беларусь: Ад першапачатковага засялення да сярэдзіны 13 ст. / Рэдкал.: М. Касцюк і інш. – Мн., 2007. – 351 с.
3. История Беларуси: в контексте мировых цивилизаций: учебное пособие / В.И. Голубович [и др.]; под ред. В.И. Голубович, Ю.И. Бохана. - Мн., 2009. - 464 с.
4. История Беларуси: полный курс: учебное пособие / А.Г. Кохановский [и др.]. - Мн., 2010. - 512 с.
5. Калечыц, Я. Першыя людзі на зямлі Беларусі / Е.Г. Калечиц. – Мн., 1999.
6. Ковкель, И.И. История Беларуси: с древнейших времен до нашего времени / И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик. - 8-е изд. - Мн., 2010. - 622 с.
|
|
7. Новік, Я.К. гісторыя Беларусі: Ад старажытных часоў - па 2008 г.: вуч. дапаможнік / Я.К. Новік, І.Л. Качалаў, Н.Я. Новік; пад рэд. Я.К. Новіка. - 2-е выд., Мн., 2010. - 512 с.
8. Седов, В.В. Славяне в древности / В.В. Седов.– М., 1994.
9. Трещенок, Я.И. История Беларуси / Я.И. Трещенок [и др]; под общ. ред. Я.И. Трещенка. – Могилев, 2005.
10. Чигринов, П.Г. Очерки истории Беларуси: учебное пособие. - Мн., 2007. - 463 с.
11. Шымуковіч, С.Ф. Гісторыя Беларусі: курс лекцый: у 2-х ч.: Ч. 1 / С.Ф. Шымуковіч. – Мн., 2004.
Вопрос № 1. История как наука, ее предмет и задачи. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Типы цивилизаций
Слово "история" (с греч. яз. – historia) означает "рассказ о прошедшем". Предметом «Истории Беларуси» являются общие закономерности и особенности политического, экономического, культурного и духовного развития белорусского народа с древнейших времен до наших дней.
История Беларуси как самостоятельное направление современного обществознания решает актуальную задачу – дать такой объем информации по отечественной истории, усвоение которой позволило бы не только хорошо ориентироваться во всех исторических периодах, но и уметь анализировать и объяснять эти события, формировать на этой основе способности к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации.
Важнейшие функции истории:
· познавательная (накопление знаний и обобщение социального опыта),
· практическая (изучение влияния событий прошлого на современность),
· воспитательная (осуществляет всестороннее воспитание людей, в первую очередь, любовь к своей земле, народу, Отчизне).
Исторические источники –все то, что осталось из прошлого и содержит информацию о нем.
Исторические источники можно разделить на группы:
1. Устные (фольклор: пословицы, поговорки, легенды, песни, загадки).
2. Письменные (летописи, хронографы, хроники, мемуары, дневники).
3. Вещественные: археологические и этнографические.
4. Художественно-изобразительные и художественно-графические (памятники архитектуры, скульптуры, графики, живописи и др.).
Периодизация истории Беларуси:
1. Древнее общество (100-40 тыс. лет до н.э. – V в. н.э.):
· каменный век (100-40 тыс. лет до н.э. – III тыс. до н.э.):
- палеолит (100-40 тыс. лет до н.э. – 10 тыс. лет до н.э.),
- мезолит (IX – V тыс. лет до н.э.),
- неолит (IV – III тыс. до н. э.).
· бронзовый век (II тыс. до н.э. – начало I тыс. до н.э.);
· железный век (начало I тыс. до н.э. – V в. н.э.).
2. Средневековье ( конец V – XV вв.):
· раннее (V – IX вв.);
· высокое (X – XIII вв.);
· позднее (XIV – XV вв.).
3. Новое время (XVI – начало XX вв.):
· оформление феодальной системы и вызревание ее кризиса (XVI – конец XVIII вв.);
· генезис и утверждение капитализма, кризис буржуазного общества (конец XVIII в. – 1917 г.).
4. Новейшее время (1918 г. – до наших дней).
В исторической науке существуют различные подходы объяснения истории человеческого общества, наиболее известными из которых являются формационный и цивилизационный.
Известный немецкий мыслитель и общественный деятель К. Маркс (1818–1883 гг.) объяснял прогресс человечества в виде закономерной смены пяти основных общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Переход к новой формации осуществляется в результате социальных революций. Формационный подход имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Формационный подход со временем уступил место более научно обоснованному – цивилизационному. Цивилизационный подход основывается на изучении истории как совокупности многочисленных, самобытных цивилизаций.
Цивилизация – устойчивая культурно-историческая общность людей, которая достигла определенного уровня развития, со свойственными ей духовными ценностями, близкими условиями материального производства, единством социально-политического развития, общими этническими чертами и географическими границами. Важнейшие признаки цивилизаций: имущественная и социальная дифференциация, наличие политической системы (государства), письменности, науки, искусства. История древних цивилизаций охватывает период с сер. IV тыс. до н.э. до конца V ст. н.э. Первые цивилизации возникли на территории Древнего Востока и Европы.
|
|
Начало истории цивилизаций связано с «неолитической революцией», в результате которой произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству. В историческом процессе английский историк А. Тойнби (1889–1975 гг.) выделял несколько цивилизационных стадий:
· аграрно-традиционная (рабовладельческое и феодальное общество);
· индустриальная (капитализм);
· постиндустриальная (возникла во 2-й пол. XX в. под влиянием НТР).
Таким образом, цивилизационный подход к изучению белорусской истории поможет показать ее как неразрывную часть единой всеобщей истории во взаимодействии и взаимосвязи с историями других народов.