double arrow

Градостроительство эгейской цивилизации. Эгейская цивилизация возникла у народов, населявших материковую Грецию, острова Эгейского моря и побережья Малой Азии. Благоприятные природные условия

Эгейская цивилизация возникла у народов, населявших материковую Грецию, острова Эгейского моря и побережья Малой Азии. Благоприятные природные условия способствовали зарождению на этой территории земледелия. Уже в период среднего неолита (около III тыс. до н .э.) в северо-восточной части Балканского полуострова в Фесалии появились неукреплённые сельские поселения, состоявшие из небольших круглых и прямоугольных домов. В период позднего неолита (-2800 г. до н.э.) здесь получили распространение укреплённые посёлки на холмах, внутри которых доминировал мегарон. Центром развития Эгейской культуры становиться о. Крит, расположенный на пересечении древних торговых путей в Средиземном море, жители которого вели оживлённую торговлю с Древним Египтом и государствами Двуречья.

В ранне минойский период (3000-2200 гг. до н.э.) появились на Крите первые поселения городского типа, управлявшихся местными правителями-базилевсами. Таковы были Кносс, Маллия, Фест и др. В начале среднеминойского периода (около 2200-1600 г. до н.э.) на острове сложилось несколько самостоятельных государств, каждое из которых включало в свой состав по нескольку десятков отдельных поселений, группировавшихся вокруг одного из 4 больших дворцов - в Кноссе, Фесте, Малии и Като Закро. Главным был город Кносс, который подчинил себе остальные города Крита, образовав Кносское государство.

Самым ярким архитектурным сооружением этого периода является дворец Миноса в Кноссе, занимавший территорию 16 тыс. м². Дворец представлял собой многочисленные помещения, группировавшиеся вокруг открытого двора размерами 50x28 м, ориентированного почти точно по сторонам света. Главный вход во дворец шёл с севера, парадные помещения располагались с западной стороны. Кносский дворец был возведён из местного строительного материала — гипса и известняка. Внутренняя планировка дворца отличается чрезвычайной сложностью. Жилые комнаты, хозяйственные помещения располагаются как-бы бессистемно, образуя некое подобие муравейника. Но при всём этом она воспринимается как единый архитектурный ансамбль, чему в значительной мере способствовал расположенный в центре большой прямоугольный двор, с которым так или иначе были связаны все основные помещения. Двор был вымощен большими гипсовыми плитами, и по-видимому использовался не дляхозяйственных, а для культовых целей. Засвою историю дворец неоднократно перестраивался. Комнаты и кладовые как бы нанизывались одна к другой, образуя длинные анфилады. Дворец был очень благоустроенным, в нём имелись ванные комнаты (с керамическими ваннами), керамические трубы водопровода и канализационные водостоки под полом - по каменным желобам нечистоты выводились за пределы дворца. Во дворце существовала хорошо продуманная система вентиляции и освещения - вся толща здания сверху донизу прорезана специальными световыми колодцами, по которым свет и воздух попадали в нижние этажи. Этой же цели служили большие окна и открытые веранды. Благоустроенными были и другие города, такие как Гурния и Палекастро. Города Крита между собой были соединены замощёнными дорогами, шириной около 3,7 м.

Центром города Гурнии, как и Кноса, был дворец местного правителя с двором и складскими помещениями, однако этот дворец ни по своим размерам (двор 40x17 м), ни по архитектурному уровню и убранству не мог сравниться с Кносским. Сам город представлял собой систему узких неправильных улиц, на которые выходили жилые дома, состоявшие из верхнего жилого и полуподвального хозяйственного этажей, возведённые из местного камня. В городе имелись колодцы и стоки для отвода грязных вод.

Рядовые сельские поселения Крита представляли собой небольшие посёлки из нескольких десятков глинобитных домов, тесно подогнанных друг к другу и разделённых кривыми улочками. Рамы окон и дверей в домах делались из дерева. Как и все поселения, деревни не были защищены.

Около 1400 г. до н .э. после извержения вулкана на о.Санторин (о.Фера) и последовавшими за этим землетрясением, цунами, а в последующем - вторжением ахейцев критская цивилизация прекратила своё существование и центр эгейской культуры переместился на Пелопонесский полуостров, где в это время развивалась микенская (элладская) культура, насчитывавшая уже несколько веков развития и испытавшая сильное влияние соседнего Крита.

В отличие от неукреплённых городов-дворцов Крита, поселения микенцев были укреплены мощными крепостными стенами, окружавшими территорию, достаточную для укрытия не только городского, но и окрестного сельского населения, однако не столь обширные, чтобы там могли разместиться большие дворцы.

Все микенские дворцы-города были укреплены и представляют собой настоящие цитадели. Мощные стеныв них сложены из огромных малообработанных каменных глыб. Город Микены размещался на высоком скалистом холме в 15 км от моря. Контуры крепостных стен, сложенных из огромных известняковых плит и насчитывавших по периметру около 1 км, повторяли очертания рельефа. Внутри стен размещались часть гробниц, акрополь и источник в северо-восточной части города.

Доминирующее положение в городе занимал дворец микенских царей, однако его остатки слишком плохо сохранились чтобы можно было представить его внешний облик. Вход в Микенскую цитадель - т.н. "Львиные ворота", был увенчан рельефом с изображением двух симметричных львов, стоящих по сторонам от колонны - символа правителей Микен.

Похожий облик имела и Тиринфская цитадель, сложеная из огромных необработанных глыб известняка, достигающих в отдельных случаях веса в 12 т. Каменные глыбы образуют наружные стены крепости, толщина которых превышала 4,5 м., высота в сохранившейся части - до 7,5 м. В некоторых местах внутри стен были устроены сводчатые казематы с галереями, в которых хранилось оружие и запасы продовольствия (толщина стен здесь доходила до 17 м.). Из цитадели был устроен подземный ход, заканчивавшийся в 20 м. от стены у тщательно замаскированного источника. Главный вход в городнаходился в восточной стороне и представлял собой узкие ворота шириной 3 м, которые вели в первый крепостной двор и далее через пропилеи на парадный двор. Подход в город был продуман так, чтобы приближающийся к воротам противник был вынужден поворачиваться к стене, на которой находились защитники, незащищённым правым боком. Главным зданием акрополя был мегарон, выходивший своим портиком во двор, окружённый колоннадой. Двор был покрыт плитами рыжевато-жёлтого цвета, стены дворца были побелены и имели живописный фриз, раскрашенными были и колонны дворца. В целом дворцовый ансамбль Тиринфа выразительно контрастировал с серо-бурыми стенами акрополя, сливавшимися с цветом скалы, на которой он стоял.

В развалинах дворца в Пилосе археологи обнаружили керамическую ванну, что указывает на высокий уровень санитарно-технического оснащения дворца.

В XIII в. до н.э. Микенская цивилизация достигла своего расцвета. Однако в конце этого века под напором более примитивных и воинственных племён греков-дорийцев пришедших с севера, микенская цивилизация пала, а её города-крепости пришли в упадок.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: