Специфические методы разучивания и освоения комбинаций в аэробике

Симметричное обучение

Самоконтроль действий

Очень большое значение в проведении занятий имеет использование зеркала. Занимающиеся мо­гут контролировать свои движения и сличать их с действиями тренера.

В связи с обучением возникает еще одна важная проблема — как показывать упражнения? Всегда ли нужно это делать лицом к занимающимся, в зер­кальном отображении? Простые по координации движения можно показывать именно так с левой руки и ноги, сложные - спиной к занимающимся. Огромную помощь при этом оказывают зеркала, на­личие которых в залах для проведения аэробики не только улучшает дизайн, но и важно для обучения, технически правильного выполнения упражнений, лучшего контакта с занимающимися. Однако дли­тельное выполнение тренером упражнений спиной к ним может вызвать у некоторых из них отрица­тельную реакцию. Поэтому, когда отдельные дви­жения или комбинация освоены достаточно хоро­шо, тренер поворачивается лицом к занимающимся и выполняет движения в зеркальном отображении.

Раскроем принцип зеркального показа на от­дельных примерах:

Движения занимающегося Движения педагога (тренера, инструктора)
При выполнении движений на месте
с правой ноги с левой ноги
При продвижении в сторону или по диагонали вперед-в сторону
вправо влево с левой ноги
При продвижении вперед
вперед с правой ноги назад с левой ноги
При продвижении назад или по диагоначи назад-в сторону
назад с правой ноги вперед с левой ноги

Однако существуют и исключения из правил. Например, при выполнении V-степа, шага «мам-бо», а также многих движений из танцевальных ви­дов аэробики занимающийся выполняет движение вперед с правой ноги, тренер — также вперед, но с левой ноги. При выполнении различного рода дви­жений с поворотами - например, шаг вперед с по­воротом кругом — тренер несколько раз повторяет движение с группой в положении спиной, а затем уже лицом к ней.

Необходимо помнить, что движения должны выполняться в обе стороны: равномерная нагрузка способствует гармоничному развитию. Известно, что в процессе развития организм человека, несмо­тря на симметричное строение двигательного ана­лизатора, претерпевает асимметричные изменения, в результате которых одна из конечностей форми­руется в ведущую (доминирующую), а другая — в подчиненную (недоминирующую).

Наиболее характерным выражением двигатель­ной асимметрии является преимущественное использование им правой или левой руки, что полу­чило название право- и леворукости. Как показали исследования в области обшей и спортивной педа­гогики, лучше всего осваивать и тренировать движе­ния вначале доминирующей рукой или ногой, а по­том недоминирующей. Этот принцип рационально использовать при индивидуальном тренинге, а вот на занятиях с большой группой, когда приходится выполнять различные перемещения по площадке, вступает в силу закон подчинения меньшинства большинству, а, как известно, большинство лю­дей - правши.

Принципы симметричного обучения должны соблюдаться при составлении комбинаций. Для этого необходимо помнить о тех элементах, кото­рые дают смену ноги в комбинации. Например, Double Step Touch, Double Knee Up и др. Обычно они используются в начале или в конце комбина­ции и в процессе обучения и тренировок обеспе­чивают симметричную нагрузку на правую и левую стороны.

Условно можно выделить несколько методов разучивания комбинаций:

— метод линейной прогрессии;

—метод «от головы к хвосту»;

— метод зигзага;

— метод сложения;

— собственно блок-метод.

При линейном методе вначале многократно по­вторяют тот или иной элемент ногами, например приставной шаг, затем, продолжая выполнять его, добавляют движение руками. Затем можно услож­нять элемент за счет изменения направления, темпа и т.п. Далее переходят к другому элементу. Таким об­разом, выстраивается некая цепочка из элементов. Данное построение вполне доступно начинающим и при определенной продолжительности занятия дает хорошую аэробную нагрузку, что способствует лучшей работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Одновременно создаются координацион­ные заготовки для дальнейшего усложнения двига­тельных задач.

Метод «от головы к хвосту». Вначале выполня­ется и многократно повторяется упражнение А, за­тем — Б; потом вновь возвращаются к упражнению А и соединяют его с упражнением Б. Каждое упраж­нение повторяют многократно. Затем разучивается новое движение — В, после чего следует тренировка соединения Б — В (упражнение А не повторяется), далее следующее — Г, и т.д.:

А Б В Г Д А+Б Б+В В+Г

Метод зигзага состоит в использовании комби­наций из различных элементов, поэтому он приме­няется на том этапе, когда занимающиеся уже осво­или отдельные элементы и соединения. Использо­вание данного метода требует высокой концентра­ции внимания и хорошей координации движений. Ниже схематично представлена данная методика организации отдельных элементов:

А Б А+Б В А+В+Б+В+А...

Следующая методика, которую использует тре­нер, — методика сложения.

В отличие от предыдущей методики, в комби­нации повторяются не отдельные упражнения, а их соединения:

А Б А+Б В А+Б+В Г А+Б+В+Г

И, наконец, так называемый блок-метод, кото­рый является наиболее сложной формой организа­ции различных элементов хореографии и аэроби­ки:

А Б А+Б В Г В+Г АБ+ВГ

Таким образом, комбинация будет состоять из 4 элементов - на 32 счета или более. Можно про­должить комбинацию, добавив элементы Д, Е и т.д.

Проведение занятий по методу сложения и блок-методу - наиболее сложное среди описанных выше. Начинать занятия следует с использования наибо­лее простых методов начиная с линейного.

Между отдельными комбинациями исключают­ся паузы — они заполняются простейшими элемен­тами, например небольшими пружинящими при­седаниями, шагами, подскоками. Такой принцип проведения, называемый холдинг паттерн (Holding Pattern), позволяет сохранять высокий темп занятий и в то же время снимать излишнюю координацион­ную и физическую нагрузку.

Остановимся подробнее на различных вариан­тах внутреннего построения комбинаций, которое будет определяться не только чередованием эле­ментов или соединений, но и четкой структурой, определяемой количеством их повторений.

Остановимся подробнее на различных вариан­тах разучивания и раскладки композиций. Класси­ческий вариант блок-метода показан ниже:

А - повторить 8 раз; Б — повторить 8 раз; А - повторить 4 раза; Б — повторить 4 раза; А - повторить 4 раза; Б — повторить 4 раза;

А - повторить 2 раза; Б - повторить 2 раза; А — повторить 2 раза; Б — повторить 2 раза; А — повторить 2 раза; Б — повторить 2 раза; А — повторить 2 раза; Б — повторить 2 раза.

8 (А+Б)

4 (А+Б) и 4 (А+Б) 2 (А+Б) и 2 (А+Б) и 2 (А+Б) и 2 (А+Б)

Другой вариант строится по принципу перевер­нутой пирамиды.

8 (А+Б) 4 (А+Б) 2 (А+Б) 1 (А+Б)

1 (А+Б)

Широко применяются и другие разновидности пирамидального варианта: а)

8 (А+Б) 4 (А+Б)

2 (А+Б) 1 (А+Б)

1 (А+Б)

8 (А+Б) 4 (А+Б)

2 (А+Б) 1 (А+Б) 1 (А+Б)

б)

4 (А+Б) 2 (А+Б) 1 (А+Б) 1 (А+Б) 1 (А+Б)

1 (А+Б)

2 (А+Б) 4 (А+Б) 8 (А+Б)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: