Симметричное обучение
Самоконтроль действий
Очень большое значение в проведении занятий имеет использование зеркала. Занимающиеся могут контролировать свои движения и сличать их с действиями тренера.
В связи с обучением возникает еще одна важная проблема — как показывать упражнения? Всегда ли нужно это делать лицом к занимающимся, в зеркальном отображении? Простые по координации движения можно показывать именно так с левой руки и ноги, сложные - спиной к занимающимся. Огромную помощь при этом оказывают зеркала, наличие которых в залах для проведения аэробики не только улучшает дизайн, но и важно для обучения, технически правильного выполнения упражнений, лучшего контакта с занимающимися. Однако длительное выполнение тренером упражнений спиной к ним может вызвать у некоторых из них отрицательную реакцию. Поэтому, когда отдельные движения или комбинация освоены достаточно хорошо, тренер поворачивается лицом к занимающимся и выполняет движения в зеркальном отображении.
Раскроем принцип зеркального показа на отдельных примерах:
Движения занимающегося | Движения педагога (тренера, инструктора) |
При выполнении движений на месте | |
с правой ноги | с левой ноги |
При продвижении в сторону или по диагонали вперед-в сторону | |
вправо | влево с левой ноги |
При продвижении вперед | |
вперед с правой ноги | назад с левой ноги |
При продвижении назад или по диагоначи назад-в сторону | |
назад с правой ноги | вперед с левой ноги |
Однако существуют и исключения из правил. Например, при выполнении V-степа, шага «мам-бо», а также многих движений из танцевальных видов аэробики занимающийся выполняет движение вперед с правой ноги, тренер — также вперед, но с левой ноги. При выполнении различного рода движений с поворотами - например, шаг вперед с поворотом кругом — тренер несколько раз повторяет движение с группой в положении спиной, а затем уже лицом к ней.
Необходимо помнить, что движения должны выполняться в обе стороны: равномерная нагрузка способствует гармоничному развитию. Известно, что в процессе развития организм человека, несмотря на симметричное строение двигательного анализатора, претерпевает асимметричные изменения, в результате которых одна из конечностей формируется в ведущую (доминирующую), а другая — в подчиненную (недоминирующую).
Наиболее характерным выражением двигательной асимметрии является преимущественное использование им правой или левой руки, что получило название право- и леворукости. Как показали исследования в области обшей и спортивной педагогики, лучше всего осваивать и тренировать движения вначале доминирующей рукой или ногой, а потом недоминирующей. Этот принцип рационально использовать при индивидуальном тренинге, а вот на занятиях с большой группой, когда приходится выполнять различные перемещения по площадке, вступает в силу закон подчинения меньшинства большинству, а, как известно, большинство людей - правши.
Принципы симметричного обучения должны соблюдаться при составлении комбинаций. Для этого необходимо помнить о тех элементах, которые дают смену ноги в комбинации. Например, Double Step Touch, Double Knee Up и др. Обычно они используются в начале или в конце комбинации и в процессе обучения и тренировок обеспечивают симметричную нагрузку на правую и левую стороны.
Условно можно выделить несколько методов разучивания комбинаций:
— метод линейной прогрессии;
—метод «от головы к хвосту»;
— метод зигзага;
— метод сложения;
— собственно блок-метод.
При линейном методе вначале многократно повторяют тот или иной элемент ногами, например приставной шаг, затем, продолжая выполнять его, добавляют движение руками. Затем можно усложнять элемент за счет изменения направления, темпа и т.п. Далее переходят к другому элементу. Таким образом, выстраивается некая цепочка из элементов. Данное построение вполне доступно начинающим и при определенной продолжительности занятия дает хорошую аэробную нагрузку, что способствует лучшей работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Одновременно создаются координационные заготовки для дальнейшего усложнения двигательных задач.
Метод «от головы к хвосту». Вначале выполняется и многократно повторяется упражнение А, затем — Б; потом вновь возвращаются к упражнению А и соединяют его с упражнением Б. Каждое упражнение повторяют многократно. Затем разучивается новое движение — В, после чего следует тренировка соединения Б — В (упражнение А не повторяется), далее следующее — Г, и т.д.:
А Б В Г Д А+Б Б+В В+Г
Метод зигзага состоит в использовании комбинаций из различных элементов, поэтому он применяется на том этапе, когда занимающиеся уже освоили отдельные элементы и соединения. Использование данного метода требует высокой концентрации внимания и хорошей координации движений. Ниже схематично представлена данная методика организации отдельных элементов:
А Б А+Б В А+В+Б+В+А...
Следующая методика, которую использует тренер, — методика сложения.
В отличие от предыдущей методики, в комбинации повторяются не отдельные упражнения, а их соединения:
А Б А+Б В А+Б+В Г А+Б+В+Г
И, наконец, так называемый блок-метод, который является наиболее сложной формой организации различных элементов хореографии и аэробики:
А Б А+Б В Г В+Г АБ+ВГ
Таким образом, комбинация будет состоять из 4 элементов - на 32 счета или более. Можно продолжить комбинацию, добавив элементы Д, Е и т.д.
Проведение занятий по методу сложения и блок-методу - наиболее сложное среди описанных выше. Начинать занятия следует с использования наиболее простых методов начиная с линейного.
Между отдельными комбинациями исключаются паузы — они заполняются простейшими элементами, например небольшими пружинящими приседаниями, шагами, подскоками. Такой принцип проведения, называемый холдинг паттерн (Holding Pattern), позволяет сохранять высокий темп занятий и в то же время снимать излишнюю координационную и физическую нагрузку.
Остановимся подробнее на различных вариантах внутреннего построения комбинаций, которое будет определяться не только чередованием элементов или соединений, но и четкой структурой, определяемой количеством их повторений.
Остановимся подробнее на различных вариантах разучивания и раскладки композиций. Классический вариант блок-метода показан ниже:
А - повторить 8 раз; Б — повторить 8 раз; А - повторить 4 раза; Б — повторить 4 раза; А - повторить 4 раза; Б — повторить 4 раза;
А - повторить 2 раза; Б - повторить 2 раза; А — повторить 2 раза; Б — повторить 2 раза; А — повторить 2 раза; Б — повторить 2 раза; А — повторить 2 раза; Б — повторить 2 раза.
8 (А+Б)
4 (А+Б) и 4 (А+Б) 2 (А+Б) и 2 (А+Б) и 2 (А+Б) и 2 (А+Б)
Другой вариант строится по принципу перевернутой пирамиды.
8 (А+Б) 4 (А+Б) 2 (А+Б) 1 (А+Б)
1 (А+Б)
Широко применяются и другие разновидности пирамидального варианта: а)
8 (А+Б) 4 (А+Б)
2 (А+Б) 1 (А+Б)
1 (А+Б)
8 (А+Б) 4 (А+Б)
2 (А+Б) 1 (А+Б) 1 (А+Б)
б)
4 (А+Б) 2 (А+Б) 1 (А+Б) 1 (А+Б) 1 (А+Б)
1 (А+Б)
2 (А+Б) 4 (А+Б) 8 (А+Б)