Четвертая часть. Задания, оцениваемые в 6 баллов.
Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.
Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.
В заданиях 6–10 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов.
6. Укажите обязательные признаки государства:
| 1) законы | 3) единобожие | 5) монархия |
| 2) медицина | 4) налоги | 6) армия |
7. Выберите из перечня правителей Вавилона:
| 1) Кир | 3) Ашока | 5) Валтасар |
| 2) Навуходоносор | 4) Соломон | 6) Авраам |
8. Выберите изображения, относящиеся к истории древнего Египта:

9. Укажите слова, относящиеся к истории Древнего Междуречья:
| 1) папирус | 3) шадуф | 5) Иштар |
| 2) висячие сады | 4) Урук | 6) сфинкс |
10. Выберите из перечня достижения древних китайцев:
| 1) цветное стекло | 3) шелковые ткани | 5) ткани из хлопка |
| 2) поэма о Гильгамеше | 4) производство бумаги | 6) изобретение компаса |
В заданиях 11–15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца. В заданиях 16–20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).
11. Сопоставьте занятия жителей с территорией, для которой они характерны.
| Основные занятия населения | Территория |
| 1) Мореплавание: торговое и пиратство. Развитые ремесла: резьба по кости, ювелирное дело, окрашивание тканей, стеклодувное мастерство. | A) Греция |
| 2) Земледелие. Возделывали пшеницу, ячмень, рис. Выращивали хлопчатник. Добывали сахар из сахарного тростника. | B) Финикия |
| 3) Орошаемое земледелие. Основная культура – рис, просо, пшеница. Выращивание тутовых деревьев и разведение тутового шелкопряда. | C) Индия |
| 4) Ирригационное земледелие. Создана сложная система каналов и колодцев для полива полей. Выращивают пшеницу и ячмень. В садах собирают финики, инжир, гранаты. Есть виноградники. | D) Междуречье |
| 5) Прибрежное мореплавание: торговое и рыболовное. Земледелие: ячмень, оливки, виноград. Скотоводство: козы, овцы, свиньи. | E) Египет |
| F) Китай | |
| G) Палестина |
12. Соотнесите древние государства и верования их населения.
| Верования | Государство |
| 1) Природой управляют могущественные боги. Главный бог – бог солнца. Правитель страны – его сын. Есть боги неба, земли, реки. Почитают священных животных. Богам строят храмы и приносят жертвы. После смерти человек попадает в царство мертвых, где его ждет суд. Для загробной жизни ему нужен дом и тело, поэтому тело умершего особым образом сохраняют в гробнице. | A) Греция |
| 2) Есть единый Бог, сотворивший мир и человека. Он дал людям заповеди, по которым те должны жить. Бог избрал свой народ и обещал им землю, которая станет их родиной. Богу поклоняются в едином храме, построенном в столице. | B) Израиль |
| 3) Создателем мира является бог добра и света. Он изображается в виде крылатого солнечного диска. Его враг – дух зла и тьмы. Они борются друг с другом и человек должен поддерживать бога света. Храмов и статуй нет. Сооружаются алтари на возвышении и на них совершаются жертвоприношения. | C) Египет |
| 4) Поклоняются многим богам. Не только человек, но и животные, и растения имеют душу. Душа вечна и после смерти переселяется в другое тело. За дурные поступки человек будет наказан в следующих жизнях. Есть священные животные. Самое почитаемое – священная корова. | D) Индия |
| 5) Поклоняются духам предков, почитают их как семейных покровителей. В их честь совершают жертвоприношения. Высшее существо – Небо. Правитель – сын Неба. | E) Китай |
| F) Персия | |
| G) Ассирия |
13. Соотнесите письменный источник и описываемые события.
| События | Исторический источник |
| 1) десятый год Троянской войны | A) Одиссея |
| 2) история и законы жизни богоизбранного народа | B) Приключения Синухета |
| 3) странствования царя Урука и его друга, поиски цветка бессмертия | C) Илиада |
| 4) поиски царевны Ситы, битва войска обезьян со злым чудовищем | D) Рамаяна |
| 5) двадцатилетнее возвращение героя домой с чужбины | E) Песнь о Гильгамеше |
| F) Ветхий Завет | |
| G) Веды |
14. Сопоставьте описание первобытных верований и их научные названия.
| Верования | Ранние формы религии |
| 1) особый человек в племени или роде обладает сверхъестественными способностями | A) анимизм |
| 2) существование души и духов | B) магия |
| 3) определенный предмет обладает сверхъестественной силой | C) тотемизм |
| 4) человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в специальных обрядах | D) фетишизм |
| 5) фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и животным | E) шаманизм |
| F) генотеизм | |
| G) культ предков |
15. Сопоставьте образец древней архитектуры и государство:

| Образец архитектуры | Государство |
| 1) изображение 1 | A) Вавилонское царство |
| 2) изображение 2 | B) Китай |
| 3) изображение 3 | C) Израиль |
| 4) изображение 4 | D) Критское царство |
| 5) изображение 5 | E) Финикия |
| F) Египет | |
| G) Индия |
16. Расположите археологические периоды в хронологическом порядке:
| 1) бронзовый век | 2) палеолит | 3) неолит | 4) медный век | 5) мезолит |
17. Установите хронологическую последовательность событий:
| 1) появление законов Хаммурапи | 4) объединение Индии |
| 2) завоевание Киром Вавилона | 5) постройка пирамиды Хеопса |
| 3) царствование Давида и Соломона |
18. Расположите древние архитектурные памятники по месту их территориального расположения в направлении от востока к западу:
| 1) Великая Китайская стена | 4) Кносский дворец |
| 2) Мохенджо Даро | 5) Большой Сфинкс |
| 3) Ворота Иштар |
19. Расположите индийские варны от наиболее к наименее привилегированной:
| 1) брахманы | 2) вайшьи | 3) шудры | 4) кшатрии | 5) неприкасаемые |
20. Расположите имена известных людей древнего мира в хронологической последовательности:
| 1) Эхнатон | 2) Ашока | 3) Будда Гаутама | 4) Давид | 5) Хаммурапи |
В заданиях 21–25 ответ записывается в таблицу ответов, начиная с первой клеточки. Каждую букву, цифру или символ пишите в отдельной клеточке, буквы должны быть печатными. При записи ответов пробелы не используются. Фамилии указываются без инициалов в именительном падеже. Пропущенное(ые) слово(а) записываются в именительном падеже, единственном числе, в алфавитном порядке.
«… археологи обнаружили развалины древнего города. Были обнаружены следы пожаров и сильных разрушений, но не было найдено ни одной могилы. Мы так и не знаем, как назывался этот город на самом деле, как называли себя его жители. Точно известно лишь одно – это один из самых великих городов древности. Идеальная планировка, широкие улицы, общественные туалеты и городская канализация… И один из самых загадочных. Он погиб около 3700 лет назад при весьма необычных и до сих пор не разгаданных обстоятельствах. Почему жители покинули город, куда ушли десятки тысяч человек, живших здесь? Почему и как погибли те, кто остался? Эти вопросы до сих пор остаются без ответа».

21. Укажите страну, в которой находился этот город. Ответ запишите в именительном падеже.
22. Посчитайте, в каком году до нашей эры произошло событие, приведшее к гибели города?
Ответ округлите до сотен лет и запишите только получившееся число.
23. О ком идет речь?
«Французский историк, лингвист, почётный член Петербургской Императорской академии наук. Благодаря этому человеку была раскрыта тайна египетских иероглифов».
Запишите его фамилию без инициалов в именительном падеже.
24. Вставьте пропущенное слово:
«В первой трети I тысячелетия до н. э. ассирийская армия была сильнейшей в мире. Военным успехам Ассирии способствовали многочисленные нововведения, такие, как конница, осадные машины и <…> оружие».
Пропущенное прилагательное запишите в той форме, в какой предполагается его использование в предложении.
25. Определите, кто из деятелей Афинского государства мог сказать о себе такие слова:
«Поверьте, мне было нелегко. Все, все были недовольны… Одни корили меня тем, что я забыл о своем происхождении. Другие, правда, ставили мне в заслугу, что я очистил их поля. Да, от камней, лишивших многих сна и покоя… И вообще, лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов... Увы, упреки были справедливы, но кто осмелится сказать, что я напрасно прожил жизнь?»
Запишите его имя без инициалов в именительном падеже единственного числа.






