Начало расцвета города

Первым делом Фон-Глазенапа было открытие города для внешней (зарубежной) торговли. Он добился, что 10 апреля 1862 г. вышел указ правительства об открытии Николаевского Коммерческого порта для захода иностранных судов, а города - для приезда и жизни иностранцев. Открылась при порте таможня и начались заходы иностранных судов. С этого начался расцвет Николаева, как города, порта и экономического центра юга России. Но надо сказать, что это решение правительства далось Фон-Глазенапу нелегко - пришлось преодолевать много препятствий, связанных, в основном, с тем, что рядом стремительно развивалась торговая Одесса.
Вот как описывает это событие Е.Павловский в своей корреспонденции в журнал "Морской сборник":
"1 июня 1862 года Николаев вступил в новую эпоху своего существования: в этот знаменательный для города день, согласно Высочайшего повеления, открыт в Николаеве коммерческий порт для входа иностранных судов, после обедни происходило освящение пристани на Поповой балке, в присутствии николаевского военного губернатора и других начальников и многих почетных лиц города, при многочисленном стечении народа. По совершении молебствия за предстоящее преуспеяние и благосостояние города и торговли, ровно в полдень у домика, занимаемого таможенным присутствием, взвился на флагштоке зеленый с белым крестом флаг, и мы обоюдно поздравили друг друга. Неизбежная при подобных торжественных случаях закуска и приличныя торжеству речи явились и тут в раскинутой у пристани палатки. Но без этого на Руси дела не начинаются.
Еще накануне этого дня пронесся в городе слух, что несколько иностранных судов стоят уже в Очакове и только ждут сигнала, чтобы направиться к вновь открытой для них пристани; а потому, подъезжая к Поповой балке, мы ожидали увидеть уже развивающийся иностранный флаг, но к сожалению, ошиблись; у пристани стояло несколько херсонских каботажных лодок и несколько русских бригов; иностранного флага еще не было, и отсутствие его приписывали бывшему накануне и в этот день штилю, буксирными же пароходами мы на первый раз не обзавелись еще. Но об этом уже серьезно заботятся, и один из наших почтенных сослуживцев собирает желающих участвовать в предприятии на паях; для начала, в виде опыта, он предполагает купить один буксирный пароход и несколько небольших подвозных барж. Начинание доброе, даст Бог ему хорошего успеха и побольше подражателей".

В этом же 1862 г. Фон-Глазенапу удалось добиться у правительства еще ряда решений, обрадовавших николаевцев; были основаны Мужская классическая гимназия, Портовая ремесленная школа (25 июня), женские частные школы и пансионы, а также статистический комитет, ведавший всей городской статистикой.
Вопрос образования детей граждан города был всегда острым, поэтому весть о решении правительства, разрешившего открыть гимназию, была встречена с энтузиазмом. Об этом с восторгом сообщил в журнал "Морской сборник" ставший его постоянным корреспондентом Е.Павловский:
"10 августа 1862 года. Высочайшее повеление об учреждении в Николаеве гимназии принято здесь с живейшим сердечным восторгом; давно нуждаемся мы в подобном учреждении, давно уже большинство недостаточных родителей вздыхают о недостатке учебных заведений для мальчиков. И в самом деле, в городе, население которого превышает население многих губернских городов*, положительно не было средств к воспитанию детей, я говорю не было, потому что нельзя же считать бывшие гардемаринскую и штурманскую роты, поступление в которыя сопряжено было с привилегиями и потому далеко не для всех было доступно; а существующие и теперь два или три отдельных класса, содержимые частными лицами, ограничиваются приемом 10-15 человек, преимущественно для приготовления во флот.
В херсонскую и одесская гимназии весьма немногие отвозили своих детей по недостаточности средств платить содержание полного пансионера. Вот почему значительное большинство волею-неволею или ограничивалось определением детей своих в уездное училище, или, которые недостаточнее, препоручало воспитание особым учителям.., которых, правду сказать, не мало в Николаеве и которые, будучи сами плохо воспитаны... брали на себя преподавание закона Божия, географии, истории, русской и иностранной словесности и проч.... Окончивший таким образом курс учения знал иногда довольно порядочно геометрию, тригонометрию, не имея никакого понятия в законе Божем и ни в чем другом, не умея часто написать правильно двух строк по русски...
Но вот наконец и о нас вспомнили; счастливы те родители, дети которых не вышли еще из лет и могут воспользоваться плодами гимназического, а со временем и университетского образования".

14 ноября 1863 г. свершилось, наконец-то, это долгожданное событие - официально открылась мужская гимназия, и здесь не обошлось без трудностей - не было подходящего здания. Но выручил флот: он отдал под гимназию одно из зданий казарм флотского экипажа, выходившее фасадом на Манганариевский сквер (совр. Пролетарский сквер). К этому строгому зданию пристроили входной одноэтажный ризолит с балюстрадой наверху и церковь - и начались занятия.
Вообще же 1863 г. был богат на события, связанные с народным просвещением и благотворительностью: состоялось открытие 19-ти народных школ грамотности, приюта Благотворительного общества для убогих, престарелых и найденышей. Еще при М.П. Лазареве в Николаеве было создано первое общественное учреждение - женское Благотворительное общество; по традиции, его возглавила супруга адмирала Эмилия Антоновна Фон-Глазенап.
"Другое благодеятельное учреждение, - пишет далее Е.Павловский, - также Высочайше утвержденное, ремесленная школа для детей нижних чинов морского ведомства и вообще рабочих. В школе этой будут учить различным ремеслам, приготовляя вместе с тем и будущих рабочих для адмиралтейства. Ученики старшего класса будут ходить на работу в адмиралтейство и получать задельную плату, а окончившие курс освобождаются от всяких обязательств и становятся свободными гражданами. На первый раз в школу поступают юнги 1 и 2 учебного экипажа, ныне расформированного.
Есть предположения и об учреждении женской гимназии; будем надеяться, что и это прийдет своим чередом".

И надежды вскоре сбылись: 1 октября 1863 г. по проекту Б.А.Фон-Глазенапа в Николаеве основано женское училище 1-го разряда, преобразованное впоследствии (1870 г.) в Мариинскую гимназию. А Богдан Александрович энергично продвигал новый проект - учреждение в Николаеве университета. Но на этот раз он встретился с упорным сопротивлением правительственных чиновников и с ловким соперничеством Одессы. 8 сентября 1862 г. Николаев, как и вся держава, отметил пышным праздником тысячелетие России. "Так наступил день тысячелетия России, - пишет в "Морском сборнике" его первый корреспондент из нашего города Е.Павловский, - и начался обеднею, молебном и церковным парадом... После парада был прием у губернатора; вечером бал в собрании, иллюминация на Соборной улице у лавок и на базаре, с музыкою; горели плошки, бочки и толпы народа двигались тут, любуясь редким в Николаеве зрелищем".
Но, помимо радостных событий, не обошлось и без неприятностей: лето выдалось жарким, началась засуха, жители изнывали от зноя. Все сады и парки пожухли. "Засуха продолжалась до сентября. Народ, привыкший в затруднительных обстоятельствах своей жизни, обращаться с молитвою к Богу, и теперь отслужил молебствие о даровании дождя. 2 сентября, на базарной площади, собралось духовенство, с хоругвиями; Бог услышал молитву верных, дожди начались, начались ветры и осень стучится в окна; на дворе довольно прохладно".
Так вот, живо описывает Е.Павловский эти дни.
Но не только засуха поразила город и окрестности, 20 августа вспыхнул пожар на почтовой станции. Сгорел сарай под камышовой крышей, а с ним и 50 лошадей. А еще Потемкин запретил такие постройки, но их продолжали строить, забыв это предписание князя.
"Не знаем, - пишет с возмущением Павловский, - будут ли приняты меры к окончательному запрещению подобных уродливых построек, наводящих постоянный ужас на соседей, но, покамест, во многих местах, среди прекрасных каменных зданий, крытых черепицей и железом, торчат камышовые крыши сараев и, что удивительнее, многие из этих построек принадлежат людям достаточным и построены в недавнее время". Ободренные начавшимися большими переменами, жители города начали усиленно строиться. В одной из своих корреспонденций Е. Павловский отмечает:
"Между прочим, город строится и не на шутку; повсюду сложено много камня; огромные промежутки между домами пополняются новыми и по большей части весьма красивыми зданиями, вместе с тем цены на квартиры возвышаются и, надо правду сказать, возвышаются без расчетно, без всякого соображения. - Николаеву предстоит много хорошего впереди, а покамест он все прежний тихий, спокойный Николаев...".
В другой корреспонденции, месяц спустя:
"Между тем, на Поповой балке кипит работа, строится блокгауз, вдоль берега срыта часть горы, и от пристани, у которой теперь останавливаются суда, до другой еще неоконченной, которая предполагается для выгрузки балласту, мостится дорога, на которую с пользою идет песок и земля, привозимые судами вместо балласта; налево лесныя пристани, но там и прежде деятельность была не меньше. Глядя на массу земли и песку, выгружаемую приходящими судами, невольно задаешь себе вопрос, долго ли еще будет продолжаться подвоз этого материала, которым Николаев и сам охотно готов поделиться с Европою; неужели же нет решительно никакого более полезного груза, которым идущия в Николаев суда могли бы, заменить балласт; напр. каменный уголь...
Не полезнее ли будет предложить теперь же при самом начале везти в Николаев вместо песку хороший крепкий булыжник; а как бы материал этот был полезен для города, для его будущих мостовых, который рано или поздно, а нужно будет делать...
Необходимость мостовых давно уже чувствуется и год от году становится настоятельнее; некоторые того мнения, что в Николаеве, при скудных средствах и значительной ширине улиц, устройство мостовых почти неисполнимо".
Городские власти нашли выход из этого положения, решив мостить только среднюю полосу проезжей части. Что из этого вышло, мы узнаем из того же репортажа Е. Павловского: "Мостовая, устроенная в прошлом году на Соборной улице, составляет менее трети всей ширины, но на ней удобно разъезжаются экипажи и устройство ее обошлось не очень дорого...
Первоначальное неудобство заключалось в том, что, устроенная в низменном месте, она загородила выход воде, текущей по улицам в большом изобилии во время дождей и таяния снегов. В прошлом году вода, встретив здесь препятствие, обратилась в соседние погреба и наделала не мало хлопот хозяевам; теперь это неудобство устраняется устройством арок на перекрестках".

Несмотря на случайные и преднамеренные трудности, Фон-Глазенап продолжал заботиться об образовании горожан. В 1865 г. учреждены 4 школы грамотности Комитетом народных школ, основанном в 1863 г., в этом же году открылась женская прогимназия, а в следующем - открылись еще 4 школы грамотности и первые Педагогические курсы, от которых ведет начало наш Педагогический институт. Тогда же адмирал Фон-Глазенап назначен попечителем всех учебных заведений Николаева.
Бывшему военному моряку, сыну священника, Егору Павловскому так понравилась журналистская деятельность, что он решил учредить в Николаеве первую газету. 5 января 1865 г. появился "Николаевский Вестник" - газета, выходившая два раза в неделю. Редактором и издателем, а также и автором многих статей был Егор Саввич Павловский - первый журналист Николаева. Его газета просуществовала до 1885 г. В 1867 г. произошли два важных для города события: учреждена первая городская больница и основано Акционерное общество по постройке железной дороги Знаменка - Николаев, в которое вошли граф Строганов, барон Штиглиц и другие именитые и богатые люди России.
Следующий, 1868-й, год ознаменовался открытием ряда банковских и коммерческих учреждений и обществ, среди которых: Общество сбережения и потребления (современное "Потребительское общество"), Городской общественный банк (1 января), Отделение Государственного банка (5 августа) и 1-я Ссудо-сберегательная касса при этом банке.
В этом же году открылся Южно-славянский пансион для детей - выходцев с Балкан (болгар, сербов, черногорцев и т.д.). Предвидя в будущем новую войну с Турцией и ставя задачу освобождения Болгарии и других Балканских стран, русское правительство в этом пансионе заранее готовило будущих чиновников для этих стран.
И последнее, что произошло на ниве образования и воспитания при Б.А.Фон-Глазенапе - открытие Е. Е. Дьяченковой первого детского сада по системе Фребеля (29 января 1869 г.).
В 1869 г. в Коммерческом порту открылась заграничная таможня 1-го класса. Николаевский порт стал быстро развиваться, и его заморская торговля стала догонять Одессу.
23 декабря 1868 г. учреждено Общество николаевских лоцманов.
Последний год правления адмирала Фон-Глазенапа ознаменовался важным событием - на Дальней Слободке открылся Николаевский ракетный завод - второе предприятие такого рода в России. Завод стал производить боевые и осветительные ракеты для армии, сигнальные и спасательные для флота и т.д. Возглавил это "ракетное заведение" известный русский ракетчик, ученый, генерал К.И. Константинов. Но он не дожил до пуска завода, который состоялся лишь во второй половине 1871 г. - генерал умер в Николаеве 12 января 1871 года. Его сменил также профессионал - ракетчик генерал В.В. Нечаев.
Понемногу стало развиваться в Николаеве коммерческое судостроение и судоходство. Например, в 1864 г. в собственности Николаевских граждан были: один бриг, 13 шхун, 10 трембак, 35 дубов и 80 каюков**. Такие небольшие суда строились прямо на берегу у Поповой балки и на Ингуле вверх по течению за Адмиралтейством. Но в Николаеве строили мало. Как сообщает А. Шмидт, всех черноморских коммерческих парусных судов, существовавших в 1863 г., в Николаеве построено: 3 корвета, 3 брига и 7 трембак, всего 13 судов. Согласитесь, что из 222 построенных судов это очень мало (в основном, такие суда строились в Херсоне).
В связи с ликвидацией Черноморского флота три флотских экипажа были расформированы и взамен организованы 1-й и 2-ой сводные флотские экипажи, размещенные в тех же двух казармах, что и ранее (одна отдана под гимназию). Судостроение в Адмиралтействе практически остановилось. Мастеровые из расформированных рабочих экипажей поступили в сводные флотские экипажи. При этом им было положено такое жалованье (в зависимости от класса), видимо, в месяц.
мастеровой 1-го класса - 13 руб.72 коп.
мастеровой 2-го класса - 8 руб.57 коп.
мастеровой 3-го класса - 6 руб.85 коп.
мастеровой 4-го класса -5 руб. 15 коп.
В 1854 г. николаевцы были свидетелями "торжества прогресса". Вот как об этом пишет все тот же Павловский:
"Еще одна новость в Николаеве; в марте доставлен сюда из Одессы изготовленный в Англии для нашего Адмиралтейства локомобиль, или лучше сказать, паровая перевозочная машина в 8 сил... Локомобиль был опробован: очень хорошо поднялся от западных адмиралтейских ворот по крутой горе к собору, прошел по Адмиральской улице и воротился благополучно в Адмиралтейство, сзади была прицеплена обыкновенная карета; поезд этот обратил, конечно, внимание проходящих и скоро разнеслась молва, о необыкновенном явлении, так что когда локомобиль вошел в Адмиралтейство, то большая толпа нахлынула посмотреть на чудо".
Надо сказать, что этот локомобиль мог тянуть 26 тонн груза и заменял собой десятки волов. Вскоре появилась и вторая такая машина, и с этого началось "преобразование рабочих сил Николаевского адмиралтейства". Автор в детстве видел это "чудо" в тридцатые годы, когда его по ненадобности отправили в пригородные колхозы: пыхтя клубами пара и громыхая огромными железными колесами по булыжнику улицы Шевченко, локомобиль проехал со скоростью воловьей упряжки к Варваровскому мосту, и больше его не видели. Все же прослужил 70 лет!
Еще в 1861 г. началась раздача "казенных домов и мест" лицам Морского ведомства, а также магометанскому, караимскому и еврейскому обществам. Много пустующих земель Морского ведомства продолжали раздавать под дачи, сады и огороды.
С 1865 г. в "Морском сборнике" стали появляться статьи николаевского купца 1-ой гильдии Андрея Самокишина. Это был второй корреспондент из Николаева, но, в отличие от Е. Павловского, его статьи ставили острые, злободневные для города вопросы. Одним из таких вопросов явилось водоснабжение города. Говоря о нехватке воды и о трудностях тушения пожаров, Самокишин предложил некоторые пути решения этой проблемы. Любопытна концовка его статьи: "... Заключаю свое письмо тем, что город терпит недостаток в воде, вода дорога и недоступна бедному классу жителей. Имеющие средства жители платят в думу с бочки в год 3 руб. и, чтобы набрать бочку воды, ожидают 10 и более часов".
Как видим, проблема, которую хотел решить А.С.Грейг еще в 1820 г., осталась нерешенной и через 45 лет!
И наконец, одно из ярких, праздничных для горожан событий: проезд через город 25 июля 1867 г. императора Александра II. Он прибыл в Николаев из Петербурга в карете и, пересев на яхту "Тигр", стоявшую у Поповой балки, отправился под ликующие крики народа и залпы салюта в Ливадию.
Мы видим, что за 10 лет правления Фон-Глазенапа общественная жизнь в Николаеве существенно изменилась. Как сказал историк города Ге, "С каждым годом Николаев, не изменяя своего облика, т.е. оставаясь без мостовых и с массою камышовых крыш, стал более и более изменяться в своем внутреннем содержании".
В 1869 г. вышел первый адрес-календарь Николаева, содержащий массу интереснейших сведений о городе, его жителях, администрации и прочем. Из этого календаря узнаем, что к концу правления Фон-Глазенапа в городе было: 11 православных церквей, римско-католическая и лютеранская церкви, еврейская синагога, караимская кенаса, еврейский молитвенный дом и татарская мечеть.
В городе уже было два театра: Новый, принадлежавший Руссинову, на Рождественской улице и Старый, которым владел Миллер - на углу Московской и Никольской улиц. Но постоянной труппы актеров в Николаеве не было, обходились гастролерами.
Приезжавшие в город лица могли разместиться в двух гостиницах: "Петербургской", принадлежавшей Сиберу (на Купеческой улице) и в "Золотом якоре", которую содержал К. Монте (угол Адмиральской и Рождественской ул.).
В связи с открытием Николаева для заморской торговли в городе обосновались иностранные консульства: австрийское, бельгийское и итальянское.
Весьма любопытный статистический "срез" николаевских жителей за 1868 г. приводится в адрес-календаре, но из-за большого объема таблицы эти сведения помещены в приложении.

*В 1863 г. население Николаева превысило в 15 раз количество жителей, которое было в 1811 г. Это был самый бурный рост населения во всей Российской империи.
**шхуна - двух- или трехмачтовое судно с косыми парусами; трембака, дуб, каюк - местные небольшие суда и лодки турецкого типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: