Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Мирные дни




Десятилетие "оттепели"

После непродолжительного правления Маленкова и Булганина к руководству страной пришел Н. С. Хрущев. С его именем связана "эпоха оттепели", когда впервые с высокой трибуны были осуждены деяния Сталина, его культ личности и репрессивные формы управления. Хрущев первый распахнул воздвигнутый Сталиным и прочно охраняемый им "железный занавес". Начались поездки в зарубежные страны, из-за границы стали приезжать артисты разных жанров, началось некоторое отступление от жестких канонов "соцреализма", в Москве и Ленинграде открывались одна за другой художественные выставки, о которых ранее и думать-то нельзя было: импрессионисты, модернисты всех мастей из разных стран. Дрезденская галерея, сокровища из музеев Германии, хранившиеся в наших подвалах за семью печатями; на экраны вышли зарубежные фильмы, начала издаваться "Иностранная литература", зазвучали стихи и песни Б. Окуджавы, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Е. Евтушенко и Б. Ахмадуллиной. Правда, надо сказать, что плоды "оттепели" ощущали, в основном, жители столиц, в провинцию все это доходило с большим опозданием. В особых условиях находились жители нашего города: в закрытый город не допускались какие-либо иностранцы, а очагов подлинной культуры было слишком мало. По-прежнему, образ и ритм городу задавались судостроением - оно и кормило и поило, но оно же и держало город в экономической, социальной и культурной узде. Всё рассматривалось только сквозь призму судостроения, в управлении везде доминировали выходцы из судостроительных кругов, и они смотрели на город, по-прежнему, как на придаток судостроения. А скудные средства не позволяли городу развиваться. И все же...
И все же, что-то менялось: строились новые квартиры и школы, город медленно рос, в основном, за счет циркуля, с помощью которого отсекались пригородные деревни и включались в черту города. Так постепенно городскими районами стали Варваровка, Водопой, Соляные, Матвеевка, Кульбакино и другие окрестные сёла и посёлки.
В 1954 г. на месте разрушенного вокзала построили новый, более просторный, но лишенный уюта старого. В следующем году была пущена в эксплуатацию новая ширококолейная трамвайная линия от б-ой Слободской до Садовой улицы. Началась газификация квартир, в основном, за счет развозимых баллонов с пропан-бутаном. Город, всю жизнь страдавший от недостатка воды, получил ее из Ингульца - вступил в строй Балабановский водопровод. В 1956 г. началось строительство телецентра на самом высоком месте - Спасском холме, где с давних времен доминировала над городом ажурная шуховская водонапорная башня. Судостроительный завод (бывший "Наваль"), наряду с военным кораблестроением, продолжал осваивать новые типы гражданских судов - был сдан сухогруз "Днепрогэс". А в 1959 г. этот же завод спустил мощную китобазу "Советская Украина" - страна включилась в массовое и беспощадное истребление китов. В этом же году началась работа Николаевского телевидения.
К этому времени закончилось строительство огромной серии подводных лодок проекта 613 со всеми их модификациями, включая и первую подводную лодку с серебряно-цинковыми аккумуляторами, у которой стоимость одной только батареи была в три раза выше стоимости всей обычной подводной лодки. С прилавков магазинов страны внезапно исчезло серебро, и цены на него дико подскочили. Народ паниковал и ничего не понимал - люди не могли же знать, что всё серебро "съела" одна только подводная лодка.
На месте строительства подводных лодок началась массовая постройка морских рыболовных траулеров - тем же поточно-позиционным методом. А рядом продолжалось строительство опытных отсеков атомных подводных лодок для пробных пусков баллистических ракет. Страна начала создавать атомный флот с баллистическими ракетами огромной разрушительной силы - и Николаев был здесь "впереди планеты всей", создавая опытные установки.
Не отставал от завода имени А. Марти (а потом имени И. Носенко) и завод имени 61 коммунара - здесь также строились новейшие эскадренные миноносцы, большие противолодочные корабли и просто противолодочные корабли. В стремлении "догнать и перегнать Америку", СССР рвался вперед - и это ему удавалось, но какой ценой?! Миллиарды рублей уходили на строительство мощнейшего флота, а народ, создававший этот флот, с воодушевлением работал, кое-как жил, и ему казалось (и до сих пор кажется), что жил хорошо.
Город постепенно стал "обряжаться" памятниками. В 1957 г. на Советской площади был воздвигнут новый монумент вождю (скульптор Шота Микотадзе), как раз на том месте, где было разрушено здание первого магистрата. Нельзя сказать, что памятник блещет достоинствами и отражает талант скульптора, и уж вряд ли он заменил в художественном восприятии старовский Магистрат. Через два года на Спасском холме, где со времен Грейга был разбит парк, поставили памятник пионерам-разведчикам Шуре Коберу и Вите Хоменко.
Но флот подавлял все: заводы работали в две смены, создавая корабли. В 1960 г. на заводе имени И. Носенко началось строительство океанских траулеров, а потом и первых авианесущих крейсеров -"Москва" и "Ленинград".
Город рос, разрастаясь вместе с развитием судостроения. Власти, желая поскорей получить для Николаева новый статус, пытались довести его население до 500 тысяч, но все это никак не удавалось: уже включили в черту города и село Октябрьское (бывший Богоявленск) под видом Корабельного района, и Широкую Балку и прочие оказавшиеся "под рукой" села и посады - но все было мало!
С ростом города требовалось развитие и "очагов культуры". Началось строительство разных домов культуры. В 1963 г. из простоявшего много лет недостроенного "Красного дома"*, пережившего две мировые войны, сделали новый кинотеатр "Родина" на 1000 мест с двумя залами. Там же разместилась и областная библиотека имени Алексея Гмырева. В этом же году закончилось строительство газопровода Кривой Рог - Николаев, и жители получили бесценное топливо - природный газ. В августе 1963 г. Николаев посетил летчик-космонавт Г. С. Титов.
Под занавес хрущовской "оттепели", в 1955 г. Николаев "обогатился" еще одним "очагом культуры" - в районе Песков, на месте бывших песчаных карьеров соорудили новый стадион "Судостроитель" на 25 тысяч мест. А поскольку любителей его посещать столько не набиралось, и стадион не окупался, то руководство города приняло мудрое решение - заставить "посещать" его принудительно, то есть, просто говоря, "побуждать" покупать билеты работников всех государственных учреждений. Я помню прекрасно, как много лет отбивался от назойливых "распространителей" билетов, А отбиться было непросто - непокупка билетов считалась "непатриотичным" поступком, и за этим следовали всякие возможные неприятности.
Через два года, в 1967 г. на месте старого базара построили Дворец культуры и техники Черноморского судостроительного завода в стиле современного конструктивизма. Как представляется, этот "очаг культуры" был намного важней и ценней стадиона, и Дворец украсил Советскую улицу, правда, превратив её здесь в тупик. А может быть уже тогда это было символичным?






*Этот дом строился перед первой мировом войной в качестве драматического театра со вторым оперным залом, но "компания", строившая театр во главе с Властелицей, проворовалась и разорилась. Недостроенное кирпичное здание, прибежище уголовников, простояло с тех пор в виде мрачного памятника проходимцам.

Веселые годы "застоя"

С правлением Л.И.Брежнева народ связывает "золотую эпоху" в нашей жизни, хотя теперь мы называем её "периодом застоя". Но, действительно, откуда было народу знать, что кипучая жизнь страны была лишь "жизнью в кредит". Внешний долг СССР составлял около 70 миллиардов (!) долларов. Столько же нам были должны и наши "друзья". Но со Страны Советов долг регулярно требовали, а из друзей его пришлось бы "выколачивать", но тогда никто из правителей из-за ложной "стыдливости" не делал этого. Поэтому, реально мы были "в долгу, как в шелку", но, не зная этого, вся страна веселилась, работала, пила, преобразовывала, и снова веселилась. До сих пор народ вспоминает Брежнева "добрыми словами" - по пословице, "сам пил, и нам не мешал".
Крупные города вначале были завалены импортными товарами, но к концу "золотого века" Брежнева появились длинные очереди: провинция, лишенная этого изобилия и обремененная "неотоваренными" деньгами, ринулась в "столицы" штурмовать прилавки. Ещё хуже оказалось в Николаеве: магазины были завалены отечественной рухлядью и ширпотребом, которые никто не покупал, а "импорт" можно было приобрести только по разнарядке или по знакомству через "черный ход".
Зато судостроение развивалось семимильными шагами. Были реконструированы все судостроительные заводы, расширены их стапельные места, выросли мощности. И вот уже у стенки Черноморского завода (его снова переименовали - И. Носенко даже после смерти чем-то не угодил, и переименовали не только завод, но и снесли памятник своему земляку, родному министру) высятся борта авианесущего крейсера "Киев" с красивой надписью славянской вязью, а по сути - первого в стране авианосца. Но, начнем по порядку...
В 1970 г. на Черноморском судостроительном заводе (бывшем им. И. Носенко, бывшем А. Марти, бывшем "Навале") сдали флоту первое судно для связи и управления спутниками и космическими ракетами - "Академик Сергей Королев". И в том же году радостное событие - город Николаев награжден орденом Трудового Красного Знамени. Спустя два года завод "Океан" построил крупнейший рудовоз "Зоя Космодемьянская". А на заводе им. 61 коммунара начинается строительство ракетных крейсеров.
Первые годы семидесятых были особенно богаты событиями культурной жизни: в 1971 г. начал показ фильмов широкоформатный кинотеатр "Юность" и основан факультет Киевского института культуры; в 1973 сдан Дворец спорта "Заря" с плавательным бассейном, построенный Южнотурбинным заводом, в 1974 г. открыт новый мемориал десантникам (авторы - архитекторы В. П. и О. П. Поповы, скульптор Ю. П. Поммер), на улице Лягина открыт памятник Герою Советского Союза В. А. Лягину, на проспекте Ленина построена новая гостиница "Николаев" на 500 мест. И наконец, у здания музыкальной школы № 1 в 1977 г. создан памятник Н. А. Римскому-Корсакову.
В конце семидесятых (1977 г.) началось строительство огромного Николаевского глиноземного завода, который был рассчитан на потребление гвинейских бокситов. В конце 1980 г. завершено строительство нового, столь долгожданного, моста через Ингул, переброшенного от начала Пушкинской улицы через парк Победы.
В Николаеве вдруг начался "монументальный" бум: памятники появляются один за другим, и, возможно, мы и здесь оказались "впереди планеты всей" - по числу памятников на душу населения: монумент Ленинскому комсомолу (скульптор Ю. А. Макушин, 1978 г.), памятник "Броненосцу "Потемкину" на территории завода им.61 коммунара, памятник "Красным маевщикам" в Лесках, памятник Г. И. Петровскому, памятник А. С. Пушкину у начала улицы и т.д. и т.п.
К числу выдающихся событий этого времени надо отнести создание Музея судостроения и флота - уникального культурно-исторического центра, хорошо "сжившегося" со старинным зданием "Адмиральского дома". А вот сооружение здания спортивной школы "Надежда" (1982 г.) не назовешь архитектурным событием. Убогое по форме и композиции бетонно-стеклянное сооружение, ради выпячивания которого вырубили с фасада десять многолетних акаций, не стало украшением улицы*.
Таковы основные вехи истории города, гда страна жила "от съезда к съезду".

*Автору довелось услышать такой диалог двух отдыхавших из санатория "Коммунар": "- Ты не знаешь, что это за сооружение? - Нет, наверное, какой-то пакгауз." Вот так "показалось" это здание прогуливавшимся по Спортивной улице приезжим.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 347; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9184 - | 7253 - или читать все...

Читайте также:

 

3.93.75.30 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.