Государство и право США в новейшее время

Государство и право Великобритании в новейшее время

1. эволюция госстроя

2. система источников права. Развитие права:

· партии

· основные тенденции в развитии государственного аппарата

· эволюция парламента

· избирательная система

· корона, ее прерогативы (полномочия)

· правительство

· судебная система

· местное самоуправление

1.Англия – парламентская монархия с двухпартийной системой.

2. 1901г. – 3 партия – лейбористская, которая нарушила традиционную систему. В 1923г. она полностью вытеснила либеральную партию.

Тенденции:

1) снижение роли парламента в публично-правовой жизни

2) появление доктрины исполнительной парламентской власти: широкое участие исполнительной власти в делах законодательной (для членов кабинета министров в палате общин предусмотрена квота)

3) идея разделения в Англии не существует, она гарантирует правовое государство путем слияния исполнительной и законодательной власти в парламенте и реальной властью кабинета министров при принятии решений, повышение роли палаты общин.

3 элемента парламента:

1) палата общин

2) Палата лордов (пэров)

3) король

С 1911г. законодательный приоритет палаты общин.

2000г. – консолидированный акт о народном представительстве.

С 2005г. – 3 вида членства (духовные лорды, пожизненные, наследственные). Мажоритарная система относительного большинства.

1918г. – избирательные права у женщин с 30 лет.

1928г. – женщины уравнены в правах.

1958г. – акт о пожизненных пэрах, можно стать пэром за заслуги перед королем.

Монарх – юридический глава государства, источник суверенитета, символ нации, символ преемственности государства и гарант стабильности.

Главное место правительству, формально назначается монархом.

1948г. – ликвидирован второй вотум.

1969г. – снижен возрастной ценз.

Правительство: главное место в структуре власти принадлежит правительству. 4 категории членов правительства, по состав 95 человек, из правительства выделяется кабинет министров – 18-20 человек, выделяют 5 человек – министры. Возглавляет премьер-министр.

Суды: высокие протокольные суды - те суды, которые имеют право создавать прецеденты.

Местное самоуправление: Англия делится на графства, округа, сельские приходы. Все юридические полномочия местного самоуправления выполняют советы. При советах создаются комитеты.

1. основные тенденции государственно-правового регулирования

2. основные тенденции в государственном механизме

· партии

· президент

· законодательная власть, конгресс

· судебная система

· местное самоуправление

3. законодательство «нового курса» Рузвельта

1.Изменения в политической системе:

1) демократизация путем принятия избирательных законов

2) Усиление роли президента в государственном регулировании власти

Изменения в экономической системе: впервые в 30-е годы государство начинает вмешиваться в экономическую сферу.

Методы: государство навязывает условия, регулирует отношения в экономических процессах.

С 1917 по 1927год - принятие 10 поправок к конституции США (17 в 1913, 27 в 1927году касаются избирательных прав).

2.Партии:

1827г. – демократическая

1854г. – республиканская

Для политической системы США характерна двухпартийная система. Ее особенности:

1) не обязательно, чтобы большинство членов конгресса принадлежали партии президента

2) двухпартийная система не исключает плюрализма, но исключение составляет антикоммунистическое законодательство, т.е. принятие ряда законов против коммунистов.

1940г. – закон Смети «о регистрации иностранцев» (применялся в отношении коммунистов).

1950г. – закон Макарелли-Вудда «о внутренней безопасности».

1954г. – закон Хэмбри-Битлери «о контроле над коммунистической деятельностью».

Через 14 лет верховный суд признал эти законы противоречащими законодательству.

Президент:

Юридические полномочия президента не изменились, но с середины 19 века происходит усиление власти президента. В 60гг. 19 века А. Линкольн создает доктрину «о президентской форме правления в США», но реальное усиление власти президента связано с именем Рузвельта:

1) вето на законопроекты из конгресса путем делегированного законодательства. Только 9 раз конгресс мог преодолеть президентское вето. Рузвельт издал 4000 законодательных актов, за это время конгресс – 4600.

2) Во внешней политике Рузвельт вводит практику исполнительных приказов президента, которые не нуждались в подтверждении их сенатом

3) Через разрастание аппарата президента в 1939г. – образование исполнительного управления президента (всего 15 департаментов).

К исполнительной власти относится кабинет США, который состоит из 15 глав департаментов, 60 независимых агентств и правительственных корпораций. 6 из них подчиняются президенту (главное – ЦРУ), другие подчиняются департаментам.

Законодательная власть:

Она принадлежит конгрессу, который был двухпалатным: сенат и палата представителей.

С 1913г. выборы в сенат стали прямыми.

В 1920г. женщины уравнены в правах.

1964г. – 24 поправки в конституцию, отмена налогового ценза.

1971г. – избирательное право получили лица с 18 лет.

Общее ослабление законодательной власти конгресса, но при «слабых президентах» конгресс увеличивает свои полномочия за счет подразумеваемых полномочий.

Тенденция к лоббированию законодательной деятельности (лоббирование – проталкивание законов).

1946г. – закон «о вредности регулированного лоббизма: при конгрессе созданы комитеты, самые главные постоянные. В нижней палате 22 комитета, в сенате 6 комитетов.

Судебная система:

В США существовало 50 систем судов штатов и одна федеральная система. Во главе каждого стоит верховный суд, который формирует прецеденты права. Он не имеет права вмешиваться в судебную систему штатов, только выносить решения о конституционности НПА.

Особенности судебной системы:

1) чрезмерная регламентация общественной жизни

2) цареподобная власть судьи

3) главная роль верховного суда в толковании конституции, орган конституционного надзора.

Местное самоуправление:

Функционирование местного самоуправления регулируется только штатами, оно полностью зависит от законодательства штатов. Различают степени урегулированности некоторых аспектов управления:

1) незначительное количество норм

2) подробное нормативное регулирование местного самоуправления.

Полицейская система:

Не прописана, обозначены только контуры. В разных штатах отличаются полицейские структуры. Существование отдельно департаментов.

Государство и право Германии в новейшее время (2 пол. 20 века)

1. государственно-политическое развитие Германии после 2 мировой войны

2. раздел Германии. Конституция ФРГ 1949г.

3. объединение Германии

4. институт конституционного надзора в современной Германии

1.Июль-август 1945г. – Потсдамское соглашение о дельнейшем развитии Германии. Цель – демократическое миролюбивое государство. Создается оккупационный режим с 2 органами: союзный контрольный совет (командующие вооруженными силами 4-х государств) – верховный орган власти в Германии. Решения этого совета единогласны. Для подготовки урегулирования Германского вопроса согласно Потсдамскому соглашению – создание совета министров иностранных дел великих держав. Важнейшие решения:

1) ликвидация фашистской партии

2) денафикация

3) отмена расистских законов

4) уничтожение милитаризма

5) восстановление демократических свобод

1946г. – создание бизонии, т.е. объединение двух оккупационных зон (США и Англии). 1948г. – тризония (+ Франция). Июнь 1948г. – денежная реформа.

2.Июль 1948г. – конференция 6 государств – принятие решения о разделе Германии, создание западно-германского государства. Создан комитет экспертов (конституционный совет). 23 мая 1949г. – парламентский совет принял конституцию ФРГ. Состав парламентского совета: представители земель западной Германии. Конституция одобрена 3 военными губернаторами и принята мандатами каждой из земель (Боннская конституция).

По форме правления: ФРГ – парламентская республика (формально президентская должность существовала).

По форме устройства – федеративное государство.

Принципы:

1) демократическое социальное федеративное государство

2) 3 раздел конституции – права и свободы человека

3) Принцип разделения властей, но с ведущей ролью федерального правительства

4) Принцип федерализма.

Закрепление специального механизма, гарантирующего охрану конституции:

1) лишение конституционных гражданских прав некоторых граждан

2) запрет некоторых партий, если они являлись антиконституционными

3) недопустимость изменения некоторых положение конституции.

Федеративные компетенции:

1) внешняя политика

2) оборона

3) вопросы гражданства

4) основы финансово-экономический системы

5) транспорт и связь, торговля и промышленность

При признании верховенства федеральных законов введено конкурирующее законодательство, т.е. при отсутствии федерального закона земли могли принимать свои постановления, но предусмотрено за федеральными властями экзекуции.

Глава государства – президент, избирается федеральным собранием (представители земель на 5 лет). Полномочия: представлять федерацию, заключать международные договора, мир и война, назначать и увольнять судей, номинально назначал канцлера. Президента можно было обвинить в нарушении конституции (2/3 от состава обеих палат парламента).

Законодательная власть:

Двухпалатный парламент: бундесрат (верхняя палата) назначаются представителями (правительством) земель, 66 членов; нижняя палата – бундестаг, избирается на 4 года, выборы всеобщие, прямые, тайные по смешанной избирательной системе. Полномочия: законодательные, ратификация международных договоров, участие в выборе федерального президента, формирование правительства, избрание канцлера, установление бюджета, вотум недоверия канцлеру.

Правительство.

Глава – канцлер (4 года), который назначает и предлагает президенту для утверждения министров, за правительством законодательная инициатива, право создавать необходимые законы (т.е. правительство имеет законодательную власть). Вотум недоверия только канцлеру, который в свою очередь может распустить бундестаг.

3.Октябрь 1989г. – октябрь 1990г. – процесс объединения при поддержке стран-победительниц.

Май 1990г. – единая валюта.

Август 1990г. – государственно-политическое объединение

3 октября 1990г. – единая Германия. Конституция ФРГ распространяется на восточную часть Германии.

4.Судебные федеральные органы:

1) федеральный конституционный суд

2) Федеральные суды

· общей юстиции

· административной юстиции

· финансовой юстиции

· трудовой юстиции

· социальной юстиции

Федеральный конституционный суд с 1951г., члены избираются по 8 судей от каждой палаты парламента. Требования: 40-60 лет, срок службы - 12 лет, полномочия: контроль за НПА, решение споров в правах и обязанностях высших органов власти, запрет деятельности политических партий при условии их антиконституционности, лишение граждан их конституционных прав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: