Реформы управления в Петровскую эпоху
РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.
Глава 4
Рекомендуемая литература
Контрольные вопросы и задания
1. В чем состояли характерные особенности развития государственности в России XVII в.?
2. Какое влияние оказало Смутное время на государственное устройство России?
3. Перечислите признаки новой абсолютистской власти, зарождавшейся в государственном управлении России XVII в.
4. Опишите роль и место царской власти в России XVII в.
5. Определите место и прерогативы Боярской думы и Земских соборов в государственном управлении России.
6. Как проходила бюрократизация государственного управления России и какие изменения произошли в структуре «служилого сословия» в XVII в.?
7. Почему XVII в. стал временем расцвета и падения приказной системы управления?
8. В чем состояли особенности местного управления и административного деления России XVII в.?
9. Какие факторы обусловили неизбежность реформы центрального управления и ликвидации приказной системы?
|
|
Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000.
Маньков А.Г. Уложение 1649 г. — кодекс феодального права в России. Л., 1980.
«Око всей великой России». Сост. Н.М.Рогожин. М., 1989.
Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XV1-XVII вв. М., 1995.
Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. Л., 1988.
Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства XVI—XVII вв. М., 1978.
© Рогожин Н.М., 2003
XVIII в. в истории России по праву считается временем переворота, перелома. Те подводные течения, которые в XVII в. лишь подмывали устои Московского царства, теперь их опрокинули. И тем не менее этот переворот нельзя трактовать как революцию: и общественный строй, и форма правления остались прежними. Другим стал тип культуры, язык, мышление, уклад жизни. Эти перемены не могли не затронуть и системы государственного управления. Реформы, начатые Петром Великим, изменили характер государственной власти и управления.
Несоответствие приказного порядка управления государством новым задачам развития страны в начале петровского царствования обнаружилось с полной очевидностью. Нечеткое распределение функций между приказами, медлительность в решении дел, непонимание руководителями приказов новых задач, наконец, казнокрадство - все это подталкивало Петра I к поискам новых форм организации государственного аппарата.
В конце XVII в. высшим органом государственного управления оставалась Боярская дума. И хотя Боярская дума работала довольно напряженно, бояре съезжались «в первом часу после выхода солнца» и заседали до пяти-шести часов вечера, институт этот оказался безнадежно устаревшим и не вписывался в начатые Петром преобразования. К 1702 г. в ее состав входило всего 86 человек. На заседаниях же присутствовало обычно 30—40 человек. Боярская дума фактически вымирала: на место скончавшихся царь не назначал новых членов. Это означало падение роли данного института в государственном управлении.
|
|
По этой причине в 1699 г. при Боярской думе была создана Ближняя канцелярия, где поначалу и проходили думские заседания, в которых с 1704 г. стали принимать участие приказные судьи[7]. К этому же году относится последнее упоминание о заседании Боярской думы. Реальная власть оказалась сосредоточена в руках Ближней канцелярии. С 1708 г. ее заседания, ставшие постоянными, начали именовать Консилией министров. Консилия превратилась в совет глав важнейших ведомств при особе царя, который управлял приказами и канцеляриями, обеспечивал армию и флот всем необходимым, ведал финансами и строительством. В случае отлучки царя Петра I консилия должна была решать все государственные проблемы с помощью именных царских указов.
Усиление власти царя выразилось в создании (первое упоминание в октябре 1704 г.) Кабинета Петра I — учреждения, имеющего характер личной канцелярии главы государства по многим вопросам законодательства и управления. Аппарат Кабинета состоял из кабинет-секретаря и нескольких подьячих, именовавшихся канцеляристами, подканцеляристами и копиистами. Кабинет имел характер военно-походной канцелярии царя, куда поступали полковые табели и другие военные и финансовые документы. Чиновники Кабинета вели ежедневный «Юрнал», т.е. запись местонахождения и времяпрепровождения царя, в которой отражались не только придворные, но и военные события. Петр I передавал на хранение в Кабинет все бумаги, чертежи и книги.
Со временем роль Кабинета возросла. Через него Петр I вел переписку с русскими посланниками за границей, губернаторами, вице-губернаторами, а также переписку по горным и мануфактурным делам (о выдаче привилегий, о казенных заводах, штатах и т.д.). В Кабинет адресовались челобитные, жалобы и даже доносы от подданных. Кроме того, именно через Кабинет Петр I поддерживал связь с Сенатом, Синодом, коллегиями и губернаторами. Прекратил существование этот орган в мае 1727 г., ненадолго пережив императора.