. Градостроительство в ХХ веке развивалось под знаком соперничества этих двух идеологий – традиционалистской и модернистской. градостроительные эксперименты во второй половине ХХ века переместились с востока на запад. Их пик пришелся на период восстановления – 50-60-е гг. Кроме того, в этот период в результате деколонизации, начинается активное строительство новых городов в странах третьего мира, в том числе Бразилиа Нимейера и Чандигарха Ле Корбюзье.
К началу 70-х гг. в Европе программа восстановления оказывается практически исчерпанной, акцент смещается в сферу реконструкции исторической ткани городов. Свободных от застройки территорий, на которых можно было бы реализовывать модернистские концепции, как это делалось в нашей стране, практически не было. При такой реконструкции
стала очевидной неуместность радикальных модернистских подходов при работе с историческим городом. Неделикатное внедрение новых зданий в сложившийся контекст городской среды крайне негативно воспринималось обществом, чьё мнение в установившейся к тому времени политической истеме не учитывать было невозможно. Новые города в 70-80-е гг. почтине строятся, деловые районы, подобно Тет-Дефанс в Париже, возводятся не на основе подробно проработанных проектов, как прежде, а скорее по образцу американских даунтаунов – и не единовременно, а в весьма долгие
сроки.
Градостроительная доктрина постмодернизма – средовая парадигма. В 80-е гг. провозглашается возврат к традиционным ценностям городской среды. Происходит возврат к традиционным городским архетипам, таким, как улица, бульвар, площадь, квартал. Наиболее очевидно постмодернистская парадигма градостроительства проявилась при реконструкции Берлина после объединения Германии. Схожим образом велась реконструкция района лондонских доков –
постепенная ревитализация промышленной территории на основе предварительно установленных ограничений, продиктованных параметрами существовавшей ранее застройки. Другой пример градостроительства традиционализма – строительство уже в нынешнем веке новых городов в Китае. Здесь в реализации постмодернистской парадигмы пошли даже дальше – по пути прямой стилизации: часть из 33-х проектируемых городов-спутников Шанхая, будет базироваться на национальных градостроительных традициях европейских стран – итальянской, голландской, французской. В любом случае, типология основной застройки предполагается традиционной для Китая – высокоплотной блокированной двухэтажной.
О градостроительстве в России в 90-е гг. говорить нечего. Исключение – упомянутая выше Остоженка (проект которой, впрочем, выполнен ещё в советское время). В период "дикого капитализма" осуществляется локальная застройка свободных площадок на инвестиционно привлекательных территориях, для которой, иногда, делаются "градостроительные
обоснования" на основе советско-модернистских представлений о градостроительстве. Разработки генеральных планов и концепций крайне редки и носят формальный характер, застройка городов ведется бессистемно
через реализацию вкусовых предпочтений главных архитекторов городов или градоначальников.
Модернистское градостроительство в ХХ веке потерпело катастрофический провал, доказав свою неспособность конструировать комфортную, адаптивную и жизнеспособную среду обитания человека. Напротив, традиционные,
отработанные веками урбанистические модели, созданные не в результате умозрительного проектирования, а органичного развития, показали свою живучесть и в эпоху НТР. В начале XXI века мы опять видим поиски иной, нежели традиционная, урбанистической модели.
В последнее десятилетие в мировом градостроении начинает вырисовываться интересная тенденция — проектирование и строительство городов под ключ с чистого листа, минуя вековую эволюцию. Футуристичные по виду и содержанию, они вырастаю, что называется, в чистом поле и застраиваются по единому плану. от современного общества на такое строительство, что называется, есть заказ. Китай намерен построить небольшой современный город Дунтань. Это будет поистине город будущего. Весьма точно характеризует его и другое
определение — экологический город. Расположится Дунтань на острове Чунмин близ Шанхая,он будет наполнен не только образцами современной архитектуры, авангардными архитектурными формами, но и самыми передовыми достижениями техники и высоких технологий. К 2010 году он будет вмещать 20 тысяч постоянных жителей. А к 2020 году
Дунтань разрастется, а число его жителей, как ожидается, достигнет 80 тысяч.
южнокорейский Нью-Сондо. Город строится в 64 километрах от Сеула на берегу моря. Фактически он будет частично стоять на воде — как Венеция. южнокорейские политики и бизнесмены намерены
превратить Нью-Сондо в один из самых мощных деловых центров Азии. Нью-Сондо зеленый в прямом и переносном смысле город, воплощающий многие архитектурные инновации, но не это главное. Чипы RFID, беспроводные сети и другие технологии, которые применяются в различных сферах по всему миру, здесь будут объединены в гигантский единый комплекс — именно так корейцы намерены на себе проверить, что значит жить в воплощенном городе будущего.
Корейцы намерены создать натурный полигон для полностью прозрачной электронной жизни и поселить там людей, которые проверили бы жизнеспособность тех или иных новаций. Насыщенный электроникой город будет, к тому же, объявлен свободной экономической зоной с налоговыми стимулами для развития бизнеса. полностью Нью-Сондо будет достроен в 2014-2015 годах.
2.Принципы функционально-планировочной организации города.
Населенное место, где сосредоточение постоянного населения и различных видов деятельности закреплено материальными фондами — производственными, жилыми и общественными зданиями, системами транспортных и инженерных коммуникаций, озеленения, благоустройства и т. п., должно иметь целесообразно сформированную структуру, обеспечивающую наилучшие условия для производства и проживания людей. Формирование такой структуры определяется взаимно согласованным размещением территорий, отводимых для определенного назначения — функциональных зон, объединенных коммуникациями в единую систему.
Функции, определяющие структуру любого населенного места, можно разделить на четыре основных категории: труд, быт, общественная жизнь, отдых, которые объединяются в систему коммуникациями — транспортными, служащими для перемещения людей и вещей, и инженерными, по которым передаются энергия и информация. Организация и взаимное расположение в пространстве зон, связанных с этими функциями, должны обеспечивать наилучшие условия для осуществления каждой из них, исключая вредные воздействия одной функции на среду, в которой организуется другая. При зтом необходимо стремиться к- минимальной протяженности коммуникаций, обеспечивающих связи в системе. Последнее не только позволяет избежать излишних затрат на дороги и инженерные сети, но главное сокращает для жителей населенного места непроизводительные затраты энергии и времени на перемещения (из дома на работу, к центрам общественной жизни и отдыха). Целесообразная организация структуры населенного места является, таким образом, проблемой не только экономической, но и социальной.
Для четкого функционирования системы населенного места необходимо, чтобы его структура имела достаточно ясное выражение в зрительно воспринимаемых ориентирах. Человек должен иметь возможность правильно определить свое место в пространстве, путь к своей цели. От этого зависит и эмоциональная настроенность человека. Возможность свободно ориентироваться— важное качество пространственной организации населенного места, от которого прямо зависит возможность создать его легко запоминаемый и выразительный образ.Структура населенного места должна обеспечить удовлетворение достаточно сложных и разнообразных потребностей общества. Анализ функций населенного места необходим для приведения их к упорядоченной пространственной системе в данных природных условиях. Такой анализ определяет первый этап работы над планировкой
Функциональные зоны. Четкое распределение в пространстве основных категорий функций поселения не было присуще античности и средневековью, несмотря на то, что в городах древней Греции четко выделялись средоточия общественной жизни — торговая площадь (агора) и священный участок (акрополь), господствующие над остальной территорией города. Не менее определенно сформированы и очаги общественной жизни средневекового города, но ремесленное производство и досуг не выделялись на каких-то особых территориях. Жилище и мастерская ремесленника располагались в одном здании. Когда возникли первые крупные производства — мануфактуры, а затем заводы и фабрики, их сооружения обычно находились в окружении жилых построек. «Зониро-зание» территории населенных мест определялось лишь тем, что люди, принадлежавшие к различным социальным группым, селились, как правило, раздельно(в городах кварталы привилегированных классов — дворян, купечества были отделены от кварталовремесленников, групировавшихся в соответствии со специальностью).
Идея градостроительной классификации функций и создания для каждой из них определенной зоны возникла на рубеже XIX и XX столетий под Блиянием тех трудностей и взаимных помех, которые порождало в быстро разраставшихся промышленных городах смешение жилых кварталов и производственных предприятий. Впервые эту идею сформулировал французский архитектор Тони Гарнье в экспериментальном проекте «Промыш-ленный город» (1901—1904). В этом проекте (рис. 3.1) для мест приложения труда, жилья и мест отдыха отведены ясно разграниченные территории, связанные коммуникациями,(пРичем дороги для движения транспорта отделены от пешеходньщ).
Принцип функционального зонирования принят современным градостроительством. Его теоретическое обоснование дал Ле Корбюзье в «Афинской хартии» — книге, написанной по материалам международной встречи архитекторов, происходившей в 1933 г.Этот принцип получил наиболее полную разработку и широкое внедрение в жизнь в советской градостроительной практике, свободной от ограничений, которые в условиях капиталистического общества создает частная собственность на землю. У нас принято зонирование территории городов и поселков по видам ее использования с выделением следующих функциональных зон: селитебной — для размещения жилых районов, общественных центров (административных, научных, учебных, медицинских, спортивных и др.), зеленых насаждений общего пользования; промышленной — для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов; коммунально-складской — для размещения баз и складов, гаражей, трамвайных депо, троллейбусных и автобусных парков и т. п.; внешнего транспорта — для размещения транспортных устройств и сооружений (пассажирских и грузовых станций, портов, пристаней и др.); мест отдыха населения — для размещения спортивных и спортивно-оздоровительных комплексов, парков культуры и отдыха, парков, лесопарков и благоустроенных водоемов; санитарно-защитной — для создания полос зеленых насаждений и открытых пространств, изолирующих зоны и объекты, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду(промышленные предприятия, транспортные устройства и сооружения).
В больших и крупных городах выделяется также зона общегородского общественного центра (в малых и средних городах центр входит в селитебную зону). В городах научного профиля к числу основных зон относится также зона научно-исследовательских и учебных институтов, конструкторских бюро, а в курортных городах и поселках — курортная зона, в которой размещаются лечебно-оздоровительные и связанные с ними обслуживающие учреждения, сады, парки, пляжи и т. д. За пределами города, на прилегающей к нему территории, организуется пригородная зона с крупными зелеными массивами, необходимыми для улучшения микроклимата и
состояния воздушного бассейна, мео тами массового отдыха, а также участками, сохраняемыми в качестве резерва для последующего роста городского массива.
На территории сельского населенного места должны быть выделены, селитебная и производственная зоны. В последней размещаются животноводческие, птицеводческие и звероводческие предприятия, предприятия по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, ремонту, техническому обслуживанию и хранению сельскохозяйственных машин и автомобилей, строительные дворы, ветеринарные учреждения, теплицы и парники, материальные склады. При расположении в производственной зоне сельского населенного места предприятии, выделяющих в окружающую среду производственные вредности, она должна отделяться от селитьбы санитарно-защитной зоной, величина которой определяется санитарными нормами в соответствии с типом и мощностью предприятия.
Для определения принципиального решения структуры населенного места решающим моментом является взаимоположение селитебной и производственной зон (рис. 3.2). Для поселений, различных по величине, профилю градообразующей базы и природным условиям наиболее целесообразные приемы функционального зонирования весьма различны.