double arrow

Современные тенденции в совершенствовании подходов к проектированию градостроительных систем в условиях рыночных отношений


ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

. Градостроительство в ХХ веке развивалось под знаком соперничества этих двух идеологий – традиционалистской и модернистской. градостроительные эксперименты во второй половине ХХ века переместились с востока на запад. Их пик пришелся на период восстановления – 50-60-е гг. Кроме того, в этот период в результате деколонизации, начинается активное строительство новых городов в странах третьего мира, в том числе Бразилиа Нимейера и Чандигарха Ле Корбюзье.

К началу 70-х гг. в Европе программа восстановления оказывается практически исчерпанной, акцент смещается в сферу реконструкции исторической ткани городов. Свободных от застройки территорий, на которых можно было бы реализовывать модернистские концепции, как это делалось в нашей стране, практически не было. При такой реконструкции

стала очевидной неуместность радикальных модернистских подходов при работе с историческим городом. Неделикатное внедрение новых зданий в сложившийся контекст городской среды крайне негативно воспринималось обществом, чьё мнение в установившейся к тому времени политической истеме не учитывать было невозможно. Новые города в 70-80-е гг. почтине строятся, деловые районы, подобно Тет-Дефанс в Париже, возводятся не на основе подробно проработанных проектов, как прежде, а скорее по образцу американских даунтаунов – и не единовременно, а в весьма долгие

сроки.

Градостроительная доктрина постмодернизма – средовая парадигма. В 80-е гг. провозглашается возврат к традиционным ценностям городской среды. Происходит возврат к традиционным городским архетипам, таким, как улица, бульвар, площадь, квартал. Наиболее очевидно постмодернистская парадигма градостроительства проявилась при реконструкции Берлина после объединения Германии. Схожим образом велась реконструкция района лондонских доков –

постепенная ревитализация промышленной территории на основе предварительно установленных ограничений, продиктованных параметрами существовавшей ранее застройки. Другой пример градостроительства традиционализма – строительство уже в нынешнем веке новых городов в Китае. Здесь в реализации постмодернистской парадигмы пошли даже дальше – по пути прямой стилизации: часть из 33-х проектируемых городов-спутников Шанхая, будет базироваться на национальных градостроительных традициях европейских стран – итальянской, голландской, французской. В любом случае, типология основной застройки предполагается традиционной для Китая – высокоплотной блокированной двухэтажной.

О градостроительстве в России в 90-е гг. говорить нечего. Исключение – упомянутая выше Остоженка (проект которой, впрочем, выполнен ещё в советское время). В период "дикого капитализма" осуществляется локальная застройка свободных площадок на инвестиционно привлекательных территориях, для которой, иногда, делаются "градостроительные

обоснования" на основе советско-модернистских представлений о градостроительстве. Разработки генеральных планов и концепций крайне редки и носят формальный характер, застройка городов ведется бессистемно

через реализацию вкусовых предпочтений главных архитекторов городов или градоначальников.

Модернистское градостроительство в ХХ веке потерпело катастрофический провал, доказав свою неспособность конструировать комфортную, адаптивную и жизнеспособную среду обитания человека. Напротив, традиционные,

отработанные веками урбанистические модели, созданные не в результате умозрительного проектирования, а органичного развития, показали свою живучесть и в эпоху НТР. В начале XXI века мы опять видим поиски иной, нежели традиционная, урбанистической модели.

В последнее десятилетие в мировом градостроении начинает вырисовываться интересная тенденция — проектирование и строительство городов под ключ с чистого листа, минуя вековую эволюцию. Футуристичные по виду и содержанию, они вырастаю, что называется, в чистом поле и застраиваются по единому плану. от современного общества на такое строительство, что называется, есть заказ. Китай намерен построить небольшой современныйгород Дунтань. Это будет поистине город будущего. Весьма точно характеризует его и другое

определение — экологический город. Расположится Дунтань на острове Чунмин близ Шанхая ,он будет наполнен не только образцами современной архитектуры, авангардными архитектурными формами, но и самыми передовыми достижениями техники и высоких технологий. К 2010 году он будет вмещать 20 тысяч постоянных жителей. А к 2020 году

Дунтань разрастется, а число его жителей, как ожидается, достигнет 80 тысяч.

южнокорейский Нью-Сондо. Город строится в 64 километрах от Сеула на берегу моря. Фактически он будет частично стоять на воде — как Венеция. южнокорейские политики и бизнесмены намерены

превратить Нью-Сондо в один из самых мощных деловых центров Азии . Нью-Сондо зеленый в прямом и переносном смысле город, воплощающий многие архитектурные инновации, но не это главное. Чипы RFID, беспроводные сети и другие технологии, которые применяются в различных сферах по всему миру, здесь будут объединены в гигантский единый комплекс — именно так корейцы намерены на себе проверить, что значит жить в воплощенном городе будущего.

Корейцы намерены создать натурный полигон для полностью прозрачной электронной жизни и поселить там людей, которые проверили бы жизнеспособность тех или иных новаций. Насыщенный электроникой город будет, к тому же, объявлен свободной экономической зоной с налоговыми стимулами для развития бизнеса. полностью Нью-Сондо будет достроен в 2014-2015 годах.

2.Принципы функционально-планировочной организации города.

Населенное место, где со­средоточение постоянного населения и различных видов деятельности закреп­лено материальными фондами — про­изводственными, жилыми и общест­венными зданиями, системами тран­спортных и инженерных коммуника­ций, озеленения, благоустройства и т. п., должно иметь целесообразно сформированную структуру, обеспечи­вающую наилучшие условия для про­изводства и проживания людей. Фор­мирование такой структуры определя­ется взаимно согласованным размеще­нием территорий, отводимых для оп­ределенного назначения — функцио­нальных зон, объединенных коммуни­кациями в единую систему.

Функции, определяющие структуру любого населенного места, можно раз­делить на четыре основных категории: труд, быт, общественная жизнь, отдых, которые объединяются в систему ком­муникациями — транспортными, слу­жащими для перемещения людей и ве­щей, и инженерными, по которым пе­редаются энергия и информация. Ор­ганизация и взаимное расположение в пространстве зон, связанных с этими функциями, должны обеспечивать наи­лучшие условия для осуществления каждой из них, исключая вредные воз­действия одной функции на среду, в которой организуется другая. При зтом необходимо стремиться к- мини­мальной протяженности коммуника­ций, обеспечивающих связи в системе. Последнее не только позволяет избе­жать излишних затрат на дороги и ин­женерные сети, но главное сокращает для жителей населенного места непро­изводительные затраты энергии и вре­мени на перемещения (из дома на ра­боту, к центрам общественной жизни и отдыха). Целесообразная организа­ция структуры населенного места яв­ляется, таким образом, проблемой не только экономической, но и социаль­ной.

Для четкого функционирования системы населенного места необходи­мо, чтобы его структура имела доста­точно ясное выражение в зрительно воспринимаемых ориентирах. Человек должен иметь возможность правильно определить свое место в пространстве, путь к своей цели. От этого зависит и эмоциональная настроенность челове­ка. Возможность свободно ориентиро­ваться— важное качество пространст­венной организации населенного ме­ста, от которого прямо зависит воз­можность создать его легко запоми­наемый и выразительный образ.Структура населенного места должна обеспечить удовлетворение достаточно сложных и разнообразных потребностей общества. Анализ функ­ций населенного места необходим для приведения их к упорядоченной прост­ранственной системе в данных природ­ных условиях. Такой анализ определя­ет первый этап работы над планиров­кой

Функциональные зоны.Четкое распределение в пространстве основ­ных категорий функций поселения не было присуще античности и средневе­ковью, несмотря на то, что в городах древней Греции четко выделялись сре­доточия общественной жизни — тор­говая площадь (агора) и священный участок (акрополь), господствующие над остальной территорией города. Не менее определенно сформированы и очаги общественной жизни средневе­кового города, но ремесленное произ­водство и досуг не выделялись на ка­ких-то особых территориях. Жилище и мастерская ремесленника располага­лись в одном здании. Когда возникли первые крупные производства — ману­фактуры, а затем заводы и фабрики, их сооружения обычно находились в окружении жилых построек. «Зониро-зание» территории населенных мест определялось лишь тем, что люди, принадлежавшие к различным соци­альным группым, селились, как пра­вило, раздельно( в городах кварталы привилегированных классов — дворян, купечества были отделены от кварта­ловремесленников, групировавшихся в соответствии со специальностью).

Идея градостроительной классифи­кации функций и создания для каж­дой из них определенной зоны возник­ла на рубеже XIX и XX столетий под Блиянием тех трудностей и взаимных помех, которые порождало в быстро разраставшихся промышленных горо­дах смешение жилых кварталов и производственных предприятий. Впер­вые эту идею сформулировал фран­цузский архитектор Тони Гарнье в эк­спериментальном проекте «Промыш-ленный город» (1901—1904). В этом проекте (рис. 3.1) для мест приложе­ния труда, жилья и мест отдыха отве­дены ясно разграниченные территории, связанные коммуникациями ,(пРичем дороги для движения транспорта от­делены от пешеходньщ).

Принцип функционального зониро­вания принят современным градостро­ительством. Его теоретическое обосно­вание дал Ле Корбюзье в «Афинской хартии» — книге, написанной по мате­риалам международной встречи архи­текторов, происходившей в 1933 г.Этот принцип получил наиболее полную разработку и широкое внедре­ние в жизнь в советской градострои­тельной практике, свободной от огра­ничений, которые в условиях капита­листического общества создает част­ная собственность на землю. У нас принято зонирование территории го­родов и поселков по видам ее исполь­зования с выделением следующих функциональных зон: селитебной — для размещения жилых районов, об­щественных центров (административ­ных, научных, учебных, медицинских, спортивных и др.), зеленых насажде­ний общего пользования; промышлен­ной— для размещения промышлен­ных предприятий и связанных с ними объектов; коммунально-складской — для размещения баз и складов, гара­жей, трамвайных депо, троллейбусных и автобусных парков и т. п.; внешнего транспорта — для размещения тран­спортных устройств и сооружений (пассажирских и грузовых станций, портов, пристаней и др.); мест отдыха населения — для размещения спортив­ных и спортивно-оздоровительных ком­плексов, парков культуры и отдыха, парков, лесопарков и благоустроенных водоемов; санитарно-защитной — для создания полос зеленых насаждений и открытых пространств, изолирующих зоны и объекты, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду(промышленные предприятия, тран­спортные устройства и сооружения).

В больших и крупных городах вы­деляется также зона общегородского общественного центра (в малых и средних городах центр входит в сели­тебную зону). В городах научного профиля к числу основных зон отно­сится также зона научно-исследова­тельских и учебных институтов, кон­структорских бюро, а в курортных го­родах и поселках — курортная зона, в которой размещаются лечебно-оздоро­вительные и связанные с ними обслу­живающие учреждения, сады, парки, пляжи и т. д. За пределами города, на прилегающей к нему территории, ор­ганизуется пригородная зона с круп­ными зелеными массивами, необходи­мыми для улучшения микроклимата и

состояния воздушного бассейна, мео тами массового отдыха, а также участ­ками, сохраняемыми в качестве резер­ва для последующего роста городско­го массива.

На территории сельского населен­ного места должны быть выделены, селитебная и производственная зоны. В последней размещаются животно­водческие, птицеводческие и зверовод­ческие предприятия, предприятия по хранению и переработке сельскохозяй­ственной продукции, ремонту, техни­ческому обслуживанию и хранению сельскохозяйственных машин и авто­мобилей, строительные дворы, ветери­нарные учреждения, теплицы и парни­ки, материальные склады. При распо­ложении в производственной зоне сельского населенного места предприятии, выделяющих в окружающую среду производственные вредности, она должна отделяться от селитьбы санитарно-защитной зоной, величина которой определяется санитарными нормами в соответствии с типом и мощностью предприятия.

Для определения принципиального решения структуры населенного места решающим моментом является взаимо­положение селитебной и производст­венной зон (рис. 3.2). Для поселений, различных по величине, профилю гра­дообразующей базы и природным ус­ловиям наиболее целесообразные приемы функционального зонирования весьма различны.


Сейчас читают про: