В России 16 страница

Следуя идеям просветителей, Екатерина II осуществила ряд
мер. Было запрещено покупать крестьян для промышленных
предприятий, объявлена свобода организации промышленного!
дела, отменены всевозможные монополии, а также внутренние
таможенные сборы, что способствовало включению во внутрен-
нюю торговлю новых земель, присоединенных к Российскому
государству в годы царствования Екатерины И: некоторых облас-
тей Украины, Белоруссии, Прибалтики, причерноморских, при-
азовских, кубанских степей, Крыма.

Значительное внимание при Екатерине II уделялось развитию
системы образования: создавались воспитательные дома, инсти-
туты для девиц, кадетские корпуса. В 80-е гг. при организации
губернских и уездных народных училищ был провозглашен;
принцип бессословного обучения.

Наряду с подобными прогрессивными мероприятиями, объек-
тивно способствовавшими развитию буржуазных отношений,
в России происходит усиление крепостничества. Уже в Манифесте
6 июля 1762 г., объяснявшем причины переворота, определена
одна из основных целей внутренней политики Екатерины II
всемерно заботиться о помещиках и держать в повиновении кре-
стьян. В 60-е гг. XVIII в., когда императрица на словах еще выступала за идею освобождения крестьян, крепостным было запреще но жаловаться на барина, а помещикам разрешено отправлять своих крестьян на каторгу. В целях уничтожения взрывоопас ных очагов было ликвидировано казачье самоуправление и осуществлена перестройка казацких округов.

Однако, стремясь поддержать свою репутацию «просвещенного монарха», Екатерина II не могла допустить полного превращения крепостных крестьян в рабов: они продолжали считаться
податным сословием, могли обращаться в суд и могли быть
в нем свидетелями, правда, с согласия помещика, записываться
в купцы, заниматься откупами и т. д. Заботясь о просвещении, Екатерина в 1769 г. стала выпускать сатирический журнал «Всякая всячина», где критиковались человеческие пороки и суеверия. Оппонентом императрицы


выступил на страницах своих журналов «Прутень» и «Живопи-
сец» русский просветитель Н.И. Новиков. Новиков противопос-
тавил Екатерининой критике пороков человечества критику кре-
постничества. «Трутень» выходил с характерным эпиграфом
«Они работают, а вы их труд ядите». За полемикой Екатерины
и Новикова следила не только российская общественность, но
и западноевропейская.

В последние годы своего правления под влиянием крестьян-
ской войны под предводительством Е. Пугачева (1773—1775),
и особенно Великой французской революции (1789—1794), Ека-
терина II постепенно отходит от просвещенного абсолютизма.

Падение французской монархии заставило ее отказаться от
политики просвещенного абсолютизма в России. Стремясь
предотвратить проникновение в страну всякого вольномыслия
с революционными последствиями, правительство ввело строгую
цензуру, контроль за литературой, поступавшей из-за границы,
конфискацию изданий французских просветителей.

Просветитель Н.И. Новиков был заточен на 15 лет в Шлис-
сельбургскую крепость. А.Н. Радищев, автор книги «Путе-
шествие из Петербурга в Москву», был приговорен к смертной
казни, замененной впоследствии ссылкой в Сибирь.

Началось преследование передовых идей, способных привести
к изменению существующего порядка, чего императрица стре-
мится избежать любой ценой. Однако основы жизни общества,
заложенные политикой просвещенного абсолютизма, оставались
практически без изменений до самой смерти Екатерины II.

Одной из характерных, существенных черт политики просве- щенного абсолютизма Екатерины II было упорядочение систе- мы государственного управления. Мысль о необходимости этого была высказана уже в Манифесте 6 июля 1762 г., осу- ществление ее было начато с преобразования Сената.

Реформа центрального управления

Сразу же по восшествии Екатерины II на престол участник
переворота Н.И. Панин (1718—1783) представил императрице
проект изменений в центральном управлении. Он предлагал
создать постоянный императорский совет, состоящий из четы-
рех секретарей (иностранных и внутренних дел, военного и мор-
ского департаментов) и двух советников. Все важнейшие во-
просы должны были рассматриваться советом в присутствии


императрицы, которая принимала окончательные решения. Крои
ме того, предлагалось разделить Сенат на шесть департаментов

Проект Н.И. Панина, как ограничивающий самодержавную
власть, был отклонен Екатериной II, однако для ускорений
и упорядочения делопроизводства мысль о разделе Сената былЯ
проведена в жизнь в 1763 г. Было создано шесть департаментов
четыре из которых находились в Петербурге: первый занимала
важнейшими внутренними и политическими делами, второй -
судебными, третий ведал делами западных окраин государства
путями сообщения, высшим образованием, полицией; четверя
тый — военными и морскими делами. Два московских департая
мента соответствовали первому и второму петербургским.

Многие важные вопросы Екатерина II решала без участия Се-
ната. Отношения с ним она поддерживала через генерал-проку
рора А.А. Вяземского (1727—1793), получившего секретную
инструкцию препятствовать законодательной деятельности Се-
ната. В результате значение Сената уменьшилось, из высшего
органа государственного управления, как было при Елизавете
Петровне, он превратился в центральное административно-су-
дебное учреждение.

17 января 1769 г. по указу Екатерины II был учрежден Со-
вет при высочайшем дворе. Манифест гласил: «По причине те-
перешних военных обстоятельств, дабы ни в которой части,
к тому принадлежащей, ничего проронено не было, что служить
сможет к безопасности Империи нашей, и дабы скорейшие сношения установить между учрежденных политических военных
и казенных мест, рассудили Мы за нужно и за благо учредить;
на время войны, при дворе и в присутствии Нашем Совет, ко-
торому иметь как рассуждение, так и бдение, дабы ничего не
было упущено, что служить может к обороне и безопасности
Государства, также и к военным действиям, о чем о всем сей
Совет беспосредственно Нам докладывать должен; выходить же
из оного не будет ничего инако, как за подписанием собствен-
ной Нашей руки».

Позже деятельность Сената ограничивается судебными функ-
циями, дела большинства коллегий переходят к новым учреж-
дениям. В 70—80 гг. XVIII в. произошло дальнейшее ослабление органов центрального управления. К 90-м гг. большинство колле-
гий прекратило свое существование. Были оставлены лишь те
коллегии, дела которых нельзя было передать органам местно-
го управления: Иностранная, Военная, Морская и Коммерц-кол-
легия.


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

В царствование Екатерины II роль центральных органов посте- пенно была сведена к общему руководству и наблюдению, ос- новные вопросы управления стали решаться на местах.

«Учреждение губерний Российской империи»
(областная реформа 1775 г.)

Вопрос о реформировании местного управления был поднят
депутатами Уложенной комиссии (1767), желавшими иметь на
местах управление из своих выборных представителей. Мысль
эта разделялась и Екатериной: крестьянская война под предво-
дительством Пугачева выявила слабость местных органов. 20 гу-
берний Российской империи представляли собой обширные
территориальные округа с явно недостаточным количеством
учреждений и персонала для управления. В самом управлении
различные ведомства были перепутаны: одни учреждения ведали и финансами, и администрацией, и судом. 7 ноября 1775 г.
Екатерина II утвердила «Учреждение о губерниях».

Областная реформа 1775 г. отменяла деление страны на гу-
бернии, провинции и уезды и вводила двухуровневую систему:
губернии и уезды. В стране образовывалось 50 губерний. В ос-
нову нового территориального деления был положен принцип
учета количества населения: 300—400 тыс. жителей в губернии,
20—30 тыс. жителей в уезде.

Во главе областной администрации был поставлен губерна-
тор, или наместник. Вице-губернатор назначался Сенатом.
Исполнительным, распорядительным и полицейским органом
н губернии становилось губернское правление. В его задачу
входило обнародование и приведение в исполнение распоряже-
ний центральной власти. На уездном уровне органом губернско-
го правления был Нижний земский суд под председательством
исправника или капитана. Нижний земский суд выполнял
в уездах распоряжения губернского правления.

Финансами в губернии ведала Казенная палата. Ей были
подчинены губернские и уездные казначейства.

Суд был сословным: для дворян — Верхний земский суд, для
горожан — Губернский магистрат, для государственных кре-
стьян — Верхняя расправа. Частновладельческих крестьян
судил помещик.

Судебные уездные учреждения повторяли губернские: для
дворян — Уездный суд, для горожан — Городской магистрат,
для крестьян — Нижняя расправа.


Придав губернским и уездным учреждениям четкую струк-
туру дальнейшая реформа должна была определить выборные
органы и должности в губернском управлении и должности, нач]
шачепие на которые осуществлялось из центра.

Общая администрация Финансовое управление Судебные учреждения  
В губерниях
Губернское правление (губернатор и 2 его советника) Губернский прокурор и 2 стряпчих Казенная палата (вице-губерна- тор, директор экономии, 1 советник, 2 асессора) Губернское казначейство (губернский казначей) Губернский землемер Палата уголовного суда (председатель, 2 советника и 2 асессора) Палата гражданского суда (председатель, 2 советника и 2 асессора)
Для дворян Для городских жителей Для казенных крестьян  
Верхний земский суд (2 пред- седателя и 10 заседа- телей) Губерн- ский магистрат (2 пред- седателя и 6 заседа- телей) Верхняя расправа (2 пред- седателя и 10 заседа- телей)
В уездах и городах
Нижний земский суд (капитан или исправник) Дворянское уездное собрание (избирало предводителя дворянства, капитана- исправника) В городах, где не было комен- данта, город- ничий, началь- ник полиции Уездное казначейство (уездный казначей, уездный землемер) Уездный суд (уездный судья и 2 заседа- теля) Городской голова     Городской магистрат (2 бурго- мистра и 4 ратмана) Нижняя расправа (расправ- ный судья и 8 заседа- телей)


Кроме административных, финансовых и специальных судебных учреждений, в каждом губернском городе был создан новый орган Приказ общественного призрения, ведавший школами, больницами, богадельнями и приютами. В отличие от
Губернского правления и Казенной палаты приказ общественного призрения имел выборный состав.

Дворянское самоуправление

В своей внутренней политике Екатерина II ориентировалась,
прежде всего, на дворянство, и уже в первые годы ее правле-
ния закладываются основы самоуправления этого сословия. При
подготовке к созыву Уложенной комиссии в 1766 г. дворянам
каждого уезда было предписано избирать на два года уездного
предводителя для руководства выборами депутатов в комиссию
и на случай каких-либо других требований со стороны верхов-
ной власти.

Реформа 1775 г. увеличила влияние дворянства на местное
управление, дала ему сословную организацию, предоставив пра-
ва юридического лица уездному дворянскому собранию. Жало-
ванная грамота дворянству 1785 г. укрепила позиции этого
сословия.

Жалованная грамота дворянству подтверждала:

• дворянские привилегии;

• освобождение от обязательной службы;

• освобождение от телесных наказаний;

• освобождение от подушной подати, постоев войск;

• дворянские права;

• право владеть крестьянами;

• монопольное право владеть землями и недрами;

• права свободного распоряжения имениями, занятий пред-
принимательством и торговлей;

• право иметь свои сословные учреждения.

Дворяне каждой губернии организовывались в дворянское
общество, органом которого становилось дворянское собрание,
собиравшееся один раз в три года. Избранным мог быть только
тот дворянин, чей доход с имения был не ниже 100 руб. в год.
Участвовать в выборах могли дворяне, достигшие 25-летнего
возраста и имевшие офицерский чин. Помимо выборов должно-
стных лиц дворянские собрания решали вопросы, поставленные
правительством, а также проблемы, связанные с сословной дис-
циплиной.


Дворянское собрание избирало из своего состава предво-
дителя дворянства и капитана-исправника (дворяне могли
Путем занятия этих должностей участвовать в местном управ
лении). Оно имело также право обращаться к губернатора также к Сенату и императрице лично с предложениями о свс
их нуждах.

Городское самоуправление

В 1785 г. была опубликована Грамота на права и выгоды го
родам Российской империи, позже получившая название Жа-
лованной грамоты городам. При ее разработке были учтены
некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комис
сии, а также уставы, определявшие устройство прибалтийских
городов, в частности Риги. В основе этих уставов было заложе-
но магдебургское (по названию города в Германии), или немец-
кое, право, сложившееся в эпоху Средневековья.

В городах учреждалось городское общество, названное ме-
щанством и состоявшее из купцов и промышленников разного
рода, за исключением дворян и людей служащих. Мещанству,
или городскому обществу, предоставлялись права на промыслы,
с исключением иногородних, право распоряжения общественным
имуществом, право собираться по приказанию и дозволению
начальника губернии для выборов из своей среды должностных
лиц и выслушивания предложений начальства. Из выбранных
лиц составлялся магистрат, которому поручалась защита город-
ских жителей от неправильных служб и тягостей, т. е. с финан-
совым интересом, а также охрана города. Для охраны беспомощ-
ных членов городского общества (малолетних сирот и вдов) из
выбранных лиц учреждалось особое присутственное место —
сиротский суд, которому, а не самому обществу, поручалось по-
печение о них.

Городские жители были разделены.:

1 на городовых обывателей вообще или таких лиц, кото-
рые имеют в городе недвижимое имущество и к которым
причислены самые дворяне; на иногородних, не владеющих в го-
роде таким имуществом и не записанных в городскую обыва-
тельскую книгу;

2 на купцов трех гильдий;

3 на цеховых ремесленников: мастеров, подмастерьев и уче-
ников;


4 на иногородних и иностранных гостей, записавшихся в го- родскую обывательскую книгу для производства промыслов, работ и других мещанских (т. е. свойственных городским жи- телям) упражнений;

5 на именитых граждан, а в числе их на заслуженных лиц
городского общества; ученых, художников, архитекторов, живо-
писцев, скульпторов, музыкантов; капиталистов, объявивших за
собою капитала на 50 тыс. рублей и более; банкиров, которые
I занимаются переводом денег и объявят капитал от 100 до
200 тыс.; оптовых торговцев, не имеющих лавок (т. е. не зани-
мающихся розничным торгом); кораблехозяев, отправляющих
собственные корабли за море;

6 на посадских, т. е. старожилов, родившихся в городе или
поселившихся там для промысла, рукоделия, работ; не причис-
ленных к другим категориям граждан.

Все эти звания не были, безусловно, наследственными; их со-
хранение зависело от ежегодного взноса известной подати, за-
нятия, состояния и образования.

В городе согласно жалованной грамоте действовали следую-
щие должностные лица и учреждения: городничий, городовой
магистрат и при нем городовой сиротский суд и словесный суд.
Городничий назначался Сенатом по представлению губернского
правления.

Обязанности городничего были следующие: охрана общест-
венной тишины и порядка; надзор за исполнением закона и ис-
полнение предписаний всех судебных учреждений, принятие
мер против эпидемий, функции пожарной полиции, заботы о го-
родских путях сообщения; отвод войскам квартир, пастбищ, при-
зрение бедных и пресечение нищенства; надзор за мерами и ве-
сами, который городничий осуществлял совместно с городовым
магистратом; производство административного дознания; пре-
следование шаек воров и беглых крестьян в городе, причем
обыватели обязаны ему в этом случае помогать; восстановление
порядка в случае открытого неповиновения властям со стороны
целого общества. В распоряжении городничего находилось «отчасти» войско, так называемые «штатные команды», которые несут в городах караульную службу в присутственных местах. Во всех делах, касавшихся купца или мещанина, городничий обязан был приглашать к себе члена городского магистрата, избранного специально для этой цели.

Горожане всех разрядов с 25-летнего возраста имели право
раз в три года выбирать из своей среды городского голову


и гласных (представителей от разрядов) в общую городскую ду-
му. Дворяне в городской думе не были широко представлены,
так как имели право отказаться от исполнения городских долж-
ностей. Общая городская дума собиралась раз в три года или
в случае необходимости, она ведала хозяйством города, обязана
была давать отчет губернатору обо всех доходах и расходах.
Кроме того, общая дума выбирала шесть представителей (по
одному от каждого разряда) в Шестигласную думу, заседания
которой проходили каждую неделю под председательством го-
родского головы.

Шестигласная дума ведала вопросами сбора налогов, вы-
полнения казенных повинностей, благоустройства города, его
расходами и доходами, т. е. была исполнительным органом го-
родского самоуправления. В ведении думы были 8 направлений
деятельности:

1 прокормление и содержание городских жителей;

2 предотвращение ссор и тяжб города с окрестными города-
ми и селениями;

3 сохранение в городе мира, тишины и согласия;

4 наблюдение порядка и благочиния;

5 обеспечение города привозом необходимых припасов;

6 охрана городских зданий, заведение нужных городу пло-
щадей, пристаней, амбаров, магазинов;

7 приращение городских доходов;

7 разрешение сомнений и недоумений по ремеслам и гиль-
диям.

Надзор за городским самоуправлением осуществлял губер-
натор, к которому Шестигласная дума могла обращаться за по-
мощью.

8 апреля 1782 г. был утвержден «Устав благочиния или по-
лицейский», регламентировавший устройство городской по-
лиции, которая действовала отдельно от уездной. Городскую
полицию возглавлял полицмейстер или обер-комендант. Город,
в котором было более 4000 дворов, делился на части из 300—
500 дворов во главе с частным приставом; части делились на
кварталы по 50—100 дворов во главе с квартальным надзира-
телем.

Развитие системы законодательства

Начиная с Петра I все правители России понимали необхо-
димость создания нового свода российских законов. В течение


всего XVIII в. продолжали действовать нормы Соборного уложе-
ния 1649 г. Специальным указом 1714 г. Петр I предложил всем
судам неукоснительно им руководствоваться. В указе говори-
лось, что царь «повелел всякого чина судиям всякие дела делать
и вершить все по Уложению».

В XVIII в. было издано большое количество новых правовых
актов: манифестов, жалованных грамот, уставов, регламентов,
инструкций и указов.

Манифесты — законы, которые объявляли в особо важных
случаях волю императора в форме обращения к населению или
к отдельным его группам. Так, в 1762 г. был издан Манифест
об отмене обязательной военной службы дворян, в 1764 г. —
о секуляризации церковного имущества и др.

Жалованные грамоты — это акты, в которых указывались
права и привилегии того или иного сословия. В 1785 г. Екате-
рина II издала Жалованную грамоту дворянству и в том же го-
ду — Жалованную грамоту городам.

Уставы — это сборники правовых норм, регламентирующих
порядок деятельности какого-либо ведомства. В них содержа-
лись также нормы материального и процессуального права. Пер-,
вым в XVIII в. был издан Воинский устав 1716 г., охватываю-
щий правила организации и деятельности армии. В 1720 г. был
принят Морской устав, в котором упоминались нормы поведения
в период несения морской службы и меры наказания за преступ-
ления, совершенные в этот период. В XVIII в. были изданы так-
же Устав о векселях (1729), Устав благочиния (1782) и др.

Регламенты — это правовые акты, определявшие организа-
цию и деятельность вновь созданных учреждений, например кол-
легий. Так, Генеральный регламент 1720 г. устанавливал поря-
док службы во всех государственных учреждениях Российской
империи. Духовный регламент определял состав и деятельность
духовной коллегии.

Инструкции — это правовые нормы, которые устанавлива-
ли права и обязанности различного рода должностных лиц, на-
пример губернаторов, воевод и т. д.

Указы — акты, издававшиеся по самым различным вопросам
права, а в некоторых случаях определявшие компетенцию соот-
ветствующих должностных лиц. Наиболее значительными в этот
период были Указ о единонаследии (1714) и «Табель о рангах»
(1722).

В XVIII в. количество законов резко увеличивается. Петром I
было издано свыше 3 тыс. законов, Анной Ивановной — около


3 тыс, н Екатериной II — около 6 тыс. Во второй четверти XVIII в. Ежегодно издавалось около 200 нормативных актов.

Такое огромное накопление законодательного материала тре-
бовало кодификации.

На протяжении XVIII в. создавалось несколько законодатель- них комиссий для систематизации законодательства и издания
сборника законов, но их работа не принесла результатов и за-
кончилась неудачей. Это объяснялось неудовлетворительным
составом комиссий, неопределенностью задач, стоявших перед
ними.

В отличие от своих предшественников Екатерина II стреми-
лась не систематизировать старые законы, а создавать новые.
Планируя собрать «Комиссию для составления нового уло-
жения» вместо Уложения 1649 г., она уже в 1765 г. начала
составлять для нее особую инструкцию — «Наказ», в котором
нашли отражение идеи просвещенного абсолютизма. Считая Россию европейской страной, Екатерина стремилась
дать ей соответствующие законы, и основными источниками для
нее стали произведения «О духе законов» знаменитого француз-
ского просветителя Шарля Луи Монтескье и «О преступлениях
и наказаниях» Чезаре Беккариа — итальянского просветителя
и юриста. «Наказ» Екатерины касался всех основных сторон государственного устройства и управления, верховной власти и ее отношения с подданными, вопросов центрального и местного
управления, гражданских состояний прав и обязанностей, из
этих состояний вытекающих, вопросов законодательства и судо-
производства. Основные идеи «Наказа» были следующие:

• равенство граждан заключается в их равном подчинении
законам;

• подчинение законам должно быть основано не на жесто-
кости наказания, а на природном стыде человека, который
должен удерживать от совершения преступления;

• осуждение жестокости наказаний и средневековых мето-
дов дознания — пыток;

• провозглашение ответственности власти перед подданны-
ми и ответственности подданных перед властью и законом;

• осуждение чрезмерных поборов с крестьян. Екатерина
писала о том, что «весьма бы нужно предписать помещи-
кам законом» более умеренный способ обложения их кре-
стьян.

Депутатам комиссии было определено жалованье из казны,
даны особые привилегии: они освобождались от смертной казни,


их имущество могло быть конфисковано только за долги, им были пожалованы особые знаки отличия (значки), которые дворянам разрешалось после окончания работы комиссии включать в свои фамильные гербы.

Каждый из депутатов привез свой наказ от избирателей. Ко-
личество этих наказов оказалось огромным — свыше 1500. Свой
«Наказ» представила депутатам и Екатерина. Он читался перед
каждым заседанием. Первый и единственный акт этой комиссии
состоял в присвоении императрице титула «великой, премудрой
матери Отечества». Комиссия просуществовала недолго — до
поднятия вопроса о крепостном праве. С началом русско-ту-
рецкой войны 1768—1774 гг. под предлогом отъезда некоторых
членов комиссии на театр военных действий комиссия была рас-
пущена.

Несмотря на то, что попытка создания нового законодательст-
ва закончилась неудачей, работа Уложенной комиссии оказала
значительное влияние на последующую деятельность Екатери-
ны II. В наказах депутатов отразилось положение различных со-
словий, их пожелания во многом и определили направление
дальнейших реформ.

4. УПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В КОНЦЕ XVIII в.

Павел I. Изменения в государственном управлении

Сын Екатерины II и Петра III Павел более 30 лет дожидался
осуществления своего права царствовать. Он вступил на пре-
стол уже зрелым человеком, имея сформированный план преоб-
разований. Первым делом все крупные чиновники Екатерины
были отправлены в лучшем случае в отставку, в худшем —
в ссылку. Ведущие должности при дворе заняли соратники но-
вого императора.

Павловские реформы едва ли можно назвать полными и за-
конченными. Но не стоит забывать, что на царствование Павла
приходится неполных пять лет. Целью его реформ стало укреп-
ление самодержавия, наведение строгого порядка в расстроен-
ном, по мнению Павла I, государственном аппарате. Объявив
себя защитником тронов и алтарей, Павел стремился оградить
свою власть от всякого проявления вольнодумства во всех сфе-
рах общественной жизни, требовал строгого подчинения.



В качестве защитника тронов и алтарей не только России, но
и Европы Павел принял под свое особое покровительство духов-
но-рыцарский Мальтийский орден и учредил в России его при-
орство. В 1798 г. Наполеон захватил Мальту. Оскорбленный Па-
вел принял на себя звание гроссмейстера ордена и объявил
Франции войну в союзе с Австрией и Англией. Позже к коа-
лиции примкнули Сардиния и Турция.

Экзальтированность, вспыльчивость часто приводили Павла
к непредсказуемым поступкам, жестокость и деспотизм соче-
тались в нем с обостренным чувством справедливости. Очень
важным для него было понятие чести в духе средневекового
рыцарства, во многом именно с этикетом были связаны его
указы. Отчасти разделяя пристрастия своего отца, Павел увлекался военным делом, преклонялся перед прусским королем Фридрихом II (1712—1786), которого считал образцом монарха. С приходом
Павла I к власти заметно возросла роль армии, в которой стали
вводиться прусские порядки, был усилен полицейский надзор за
частной жизнью всех слоев населения, введена ее строгая регла-
ментация. Внутренняя политика Павла I была проникнута духом
противоречия политике Екатерины И.

Первым важным правительственным актом в царствование Павла I стал новый закон о престолонаследии.


На протяжении большей части XVIII в. в России действо-
вал принятый Петром I в 1722 г. закон о престолонаследии,
позволявший царствующему лицу назначать наследника по
своему выбору. Этот закон должен был укрепить права само-
державного правителя, но в действительности лишь обострил
борьбу за власть, увеличив шансы различных претендентов
на престол. Новый закон о престолонаследии был подготовлен Павлом задолго до начала своего царствования и обнародован в день коронации императора, 5 апреля 1797 г. Был восстановлен до
петровский порядок перехода власти по прямой линии от отца
к старшему сыну. Именно таким образом, по мнению Павла I,
можно было укрепить самодержавную власть, чему в основном
и была посвящена вся деятельность императора. Считая, что самодержец может удержать власть в своих ру-
ках, только опираясь на авторитарную силу, Павел I стремился
к максимальной централизации, предельному усилению своей
личной власти. Для укрепления центрального управления бы-
ли восстановлены некоторые упраздненные при Екатерине II
коллегии, в частности, в 1796 г. — Мануфактур-коллегия,
в 1997 г. Камер и Берг-коллегии. Большинство административных вопросов решал сам император, возросло значение генерал прокурора Сената, который надзирал за высшими государственными учреждениями. На местах возросло влияние губернских прокуроров, которые следили за губернаторами и другими высшими губернскими чиновниками.
Административное деление России было несколько изменено:
уменьшено число губерний, возвращены прежние формы управ-
ления некоторым окраинам государства. Это направление деятельности Павла I развивалось в общем русле его политики усиления личной власти императора и центральных органов. Действие Жалованных грамот 1785 г. было во многом ограничено. Дворяне вновь обязаны были поступать на службу, переход с военной службы на гражданскую был ограничен, вновь были введены телесные наказания. Еще одна важная привилегия дворян — свобода от податей — тоже была упразднена: введен сбор на содержание губернской администрации. Губернские дворянские собрания были упразднены,уездные — сильно ограничены. Число дворян-избирателей сократилось примерно в пять раз, расширились права губернаторавмешиваться в дворянские выборы. Для обращения дворянствак императору теперь требовалось предварительное разрешение губернатора или генерал-прокурора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: