Управление присоединенными территориями

Кодификация законов и реформирование судебной системы

Практически сразу же после вступления на престол по рас-
поряжению Николая было сформировано II отделение Канце-
лярии для систематизации и публикации законов Российской


империи. Руководителем кодификационных работ царь назначилМ. Сперанского.Сперанским был составлен план работ не только по кодификации прежнего законодательства, но и по частичному его улучшению и обновлению.

Обширная архивная работа была проделана Сперанским за
6 лет. Впервые все обилие законов начиная с 1649 г. было соб-
ранопо архивам, переписано современным языком, разбито по
разделами отраслям права. Результатом этойработы явилось
Издание 45 томов «Полного собрания законов Российской импе-
рии» и 15 томов «Свода законов Российской империи». По мыс-
Пи Сперанского, «Собрание» и «Свод законов» должны были
основой для создания нового Уложения. По ряду причин
замыселСперанского не был осуществлен, третьему этапу су-
Вкдено было долго оставаться нереализованным.

Однако проделанный Сперанским грандиозный труд в даль-
нейшемпослужил основой для последующих реформаторов.
В этот период определенной реформе подверглась и судебная
! система. Высшей судебной инстанцией России первой половины
XIX в. являлся Сенат. В 1802 г. было учреждено Министерство
юстиции, ведавшее личным составом судебных учреждений, орга-
низацией новых судебных органов, надзором за их деятельностью.

В первой половине XIX в. были упразднены следующие су-
дебные органы, созданные Екатериной II: верхние земские суды
(для дворян), верхние и нижние расправы (для государственных
крестьян) и губернские магистраты (для мещан).

В губерниях действовали палаты уголовного и гражданского
суда. Они рассматривали дела всех сословий. Палаты уголов-
ного и гражданского суда являлись апелляционной инстанцией
для дел, рассмотренных в уездных и городских судах, а также
первой инстанцией по делам о должностных преступлениях, со-
вершенных дворянами, о поджогах и др.

В каждой губернии существовали совестные суды для рассмот-
рения дел о преступлениях несовершеннолетних и умалишенных.
В этих судах рассматривались и гражданские дела, в частности
имущественные споры между родственниками. Совестные суды
ставили своей целью привести стороны к примирению. Сторона,
недовольная решением совестного суда, могла обратиться в обыч-
ный суд.Низшими судами в уездах были сословные, уездные суды (по
делам дворян и государственных крестьян), а в городах — го-
родовые магистраты и ратуши (по делам купцов и мещан).


Во всех крупных городах, а иногда и в каждой частидействовали торговые словесные суды. Они рассматривал

споры между торговцами по поводу векселей, счетов и
Апелляционной и ревизионной инстанцией для словесных являлись городовые магистраты.

В ряде крупных городов были созданы коммерческие суд
рассматривавшие вексельные и маклерские дела, а также о несостоятельности. Существовали также ведомственные военные, морские, духовные, крестьянские, волостные, горные и др. В России в первой половине XIX в. не было единой судебных системы, сохранялся принцип сословности, а судебные функции выполняли не только суды, но и местная администрация.

Присоединение многочисленных народов к России сопровож -
далось часто тем, что их территории сохраняли особый правовой
режим, элементы государственности, свои этнические черты
и местные традиции самоуправления. Однако правители России!
в управлении окраинными территориями опирались, прежде все»
го, на военно-административные меры.

Управление Царством Польским. По решению Венского
конгресса 1815 г. большая часть герцогства Варшавского под на-
званием Царства Польского отошла к России.

Польша делилась на 8 воеводств, воеводства — на поветы,
а поветы — на гмины. Во главе воеводств стояли воеводы, по-
веты управлялись поветовыми старостами, а гмины — войтами.
Во всех органах местного управления главную роль играла '
шляхта. Законодательным органом Царства Польского являлся
Сейм, состоящий из двух палат: Сената и Посольской избы.
Члены Сената назначались царем, а члены Посольской избы из-
бирались шляхтой и городскими общинами. Сейм избирался на
6 лет и должен был созываться один раз в 2 года.

Александр I предоставил Польше особый статус, она управ-
лялась на основе конституции. По конституции император Рос-
сии являлся одновременно и наследственным королем Польши.
Для управления Польшей царь назначал своего наместника.

При наместнике Царства Польского состоял Государственный
совет, обладающий административными функциями. Наместни-
ку также подчинялись министерства (военное, внутренних дел,


юстиции, финансов, просвещения, духовных дел). Царству Поль-
скому предоставлялось право иметь свою армию. После подавления польского восстания 1830—1831 гг. была проведена реформа управления Польшей. Упразднялись Сейм и I государственный совет, министерства были заменены комиссиями, польская армия была также упразднена. На территории Польши размещались русские войска, находящиеся в подчинении наместника. Несколько позже воеводства были переименовали в губернии, а поветы — в уезды.

Управление Финляндией. Великое княжество Финляндское
былоприсоединено к России в 1809 г. после войны со Швеци и. Царское правительство предоставило Финляндии особый правовойстатус, утвердив прежнюю финляндскую конституцию.
русскийимператор являлся одновременно великим князем Фин-
ским. Он стоял во главе исполнительной и судебной вла-
сти,обладал правом утверждения законов.

Законодательным органом Великого княжества являлся сейм.
Для управления Финляндией Сейм в 1809 г. избрал Правитель-
ственный совет Великого княжества Финляндского в составе 12 членов. Однако фактически управление Финляндией находи-
лось в руках генерал-губернатора, назначаемого царем. В 1816 г. Правительственный совет был переименован в Императорский Финляндский Сенат, ведавший административными и судебными делами. Финляндия была разделена на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы, подчинявшиеся генерал губернатору. Значительную роль в местном управлении играло шведское дворянство, имевшее свое корпоративное устройство.

Со временем царское правительство стало несколько огра-
ничивать права Финляндии. Все большее значение приобретал
статс-секретарь по финляндским делам, находившийся при царе.

Управление Бессарабией. В первые годы после присоеди-
нения (1812—1828) в Бессарабии сохранялось прежнее админи-
стративное устройство. Новый закон 1828 г. (Учреждение для
управления Бессарабской областью) отменил наместничество,
и в Бессарабии была введена общерусская административная
система.

Для ее управления в 1813 г. был опубликованы Правила временного правления Бессарабией, согласно которым всеми делами
внутреннего управления краем ведал гражданский губернатор.
В 1816 г. была введена должность полномочного наместника. Управление Грузией. Фактически присоединение Грузии к России состоялось лишь после победы России над Турцией и Ираном в 10—20-е гг. XIX в.


Водочная Грузия была разделена на 5 уездов, в каждом из которых создана управа земской полиции во главе с капитан-испанником из числа русских чиновников и двух заседателей из грузин
ских Дворян. Городами управляли военные коменданты, которая
были Ьусскими офицерами. Их помощниками являлись полицией
стеры — представители грузинского дворянства. В 1846 г.
была административно разделена на две губернии (Тифлисскую
и Кутаисскую), а губернии — на уезды.

В Делом управление Грузией было вверено командиру отданного Кавказского корпуса, который одновременно был главнокомандующим Грузии. Непосредственное управление Грузии была сосредоточено в Верховном грузинском правлении во глав
с царским генералом. Правление делилось на четыре экспедицию
(административных дел, казны и экономических дел, уголовную
гражданскую), которые возглавляли русские чиновники.

Управление Северным Азербайджаном и Арменией. В на чале ХХ в. к России присоединен Северный Азербайджан его территория была поделена на несколько провинций. Управление провинцией осуществлялось комендантом, назначаемая из чина русских офицеров. Провинции, в свою очередь, дел ись на. магалы, которые управлялись магальными наибами иместных феодалов.

В 1&;28 г. к России были присоединены Эриванское и На-
хичевапское ханства, из которых затем была образована Армян!
екая область. Дляуправления ею создано областное управлении
во главь с областным начальником. Область была поделена на
округа, возглавляемые окружными начальниками, а округа — на
магалы, Во главе которых стоял наиб из местных дворян.

Позднее для управления всем Закавказьем царское прави -
тельствс) назначило наместника. Он обладалширокими власт -
ными полномочиями в административной, судебной и военной!

* * *


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: