Органы управления крестьянами

Финансовые реформы

Реформа образования

Развитие отечественной промышленности требовало квали-
фицированных кадров, а их нехватка сказывалась не только
в армии и в государственном аппарате, но в обществе в целом.

Низкий образовательный уровень тормозил не только экономическое, но и политическое развитие страны, делая новые

политические институты доступными только узкому кругу образованных людей.

Реформа системы образования существенно расширила сеть
учебных заведений и количество обучавшихся в них.

Реформа установила в образовании три ступени. Первой сту-
пенью стали начальные школы, различных типов: государст-
венные, земские, церковноприходские и воскресные
со сроком
обучения 3 года. Там обучали чтению, письму, арифметике,
Закону Божьему. Второй ступенью были гимназии — классиче-
ские
(с упором на гуманитарные науки и иностранные языки)
и реальные (естественные науки и начальная техническая ори-
ентация).

Высшей ступенью в системе образования оставались универ-
ситеты, право поступления в которые давало только окончание
гимназии. По новому Университетскому уставу 1863 г. им
была возвращена прежняя автономия: совет университета имел
право:

• избирать ректора;

• назначать преподавателей;

• утверждать смету расходов;

• присуждать ученые степени;

• назначать стипендии студентам;

число обучавшихся студентов было увеличено.


При проведении реформ правительство неизбежно сталкива-
лось с финансовыми проблемами. Дефицит бюджета покрывалались
за счет иностранных и внутренних займов. В середине XIX в ,
впервые начал публиковаться государственный бюджет, был
введена единая государственная касса, единственным расп-
рядителем которой стало Министерство финансов. Вводился
независимый от администрации государственный контроль (в гу -
берниях контрольные палаты) с целью пресечь казнокрадств
Создавался Государственный банк взамен убыточных заемного
и Коммерческого банков. Отменялась окупная система, было
разрешена свободная продажа вина, табака и других товаров
на них вводились акцизные сборы.

В налоговой политике обсуждался вопрос всесословного

доходного налогообложения, однако по ряду причин эта мера не
была осуществлена.

Для управления отпущенными на волю крестьянами Положе-
ния 19 февраля 1861 г. поставили крестьянский мир (общину),
в зависимость от руководивших правительственных органов
Крестьяне были объединены в сельские общества, в состав
которых вошли лица, жившие на земле помещика. Сельские
общества были объединены в волости, включавшие сельские об-
щества с населением от 300 до 2 тыс. человек.

Сельское общество выбирало сельский сход и сельского
старосту.
Староста созывал сход для решения хозяйственных,
бытовых и организационных вопросов, следил за выполнением
повинностей, имел право за проступки подвергать крестьян
штрафу до 1 рубля, принудительным работам и аресту до двух
дней.

Волостное управление включало волостной сход, волост-
ного старшину, волостное правление
и крестьянский волост-
ной суд.

Волостной сход включал выборных от каждых десяти дво-
ров, решал хозяйственные и общественные вопросы, например,
вопросы рекрутской повинности, создания волостных училищ,
волостных запасных магазинов и др.


Волостной старшина, избиравшийся на волостном сходе, исполнялволостные приговоры, заведовал волостным хозяйством, руководил деятельностью сельских старост и занимался административно-полицейскими вопросами.

Волостной сход избирал волостной суд, который рассматривалимущественные споры между крестьянами, незначительные проступки, совершенные ими.

Контроль за деятельностью сельского и волостного управлений осуществлял мировой посредник, избиравшийся из местных потомственных дворян и утверждавшийся по представлению губернатора правительством. Мировой посредник, с одной
стороны, являлся представителем центральной власти, а с другой — был связан с местным дворянством. В компетенции ми-
рового посредника находились следующие вопросы: содействие соглашению крестьян с помещиками и составлению уставных
грамот; утверждение выборных должностных лиц крестьянско-
го управления; рассмотрение жалоб на органы крестьянского
управления и т. д. Все распоряжения мирового посредника
должны были неукоснительно выполняться должностными лица-
ми крестьянского управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: