Реформирование управления органами суда, прокуратуры и государственной безопасности

Основной закон СССР 1936 г. впервые на конституционном
уровне определил принципы организации и деятельности совет-
ской судебной системы и органов прокуратуры. В соответствии
с конституцией Верховный Совет СССР в августе 1938 г. при-
нял закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных
республик. Он провозгласил, что правосудие в СССР должно
осуществляться только судебными органами, а сама судебная
система страны состоит из судов СССР и судов союзных рес-
публик.

К судам СССР относились Верховный Суд СССР и специальные
суды — военные трибуналы, линейные суды железнодорожного
и водного транспорта. Во вторую группу вошли судебные учреж-
дения, построенные в соответствии с политико-административным
делением страны, — верховные суды союзных республик, област-
ные и им равные суды, народные и им равные суды.

Конституция СССР 1936 г. закрепила принцип строгой цент-
рализации прокуратуры и подчеркнула, что «органы прокурату-
ры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни
было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР».
Прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР сроком
на семь лет. Республиканские, краевые, областные прокуроры
назначались Прокурором СССР на пятилетний срок, а районные
и городские прокуроры назначались прокурорами союзных рес-
публик с утверждением Прокурора СССР также на пять лет.

Прокуратура СССР состояла из следующих звеньев:

• территориальная прокуратура,

• военная прокуратура;

• военно-морская прокуратура;

• прокуратура железнодорожного транспорта;

• прокуратура водного транспорта;

• прокуратура по специальным делам.

В июле 1934 г. ОГПУ вошло в состав образованного Нар-
комата внутренних дел СССР и получило название Главно-
го управления государственной безопасности (ГУГБ). ГУГБ
являлось «ведущим» управлением НКВД СССР. Оно имело


следующую структуру, которая позволяет судить об основы
направлениях деятельности.

Особый отдел (00) обеспечивал интересы государственн
безопасности в Вооруженных силах СССР. Кроме того, на н
го возлагалась контрразведывательная работа внутри стра:
и борьба с бандитизмом.

Секретно-политичесий отдел (СПО) пресекал враждебную
деятельность членов бывших антисоветских политических пар-
тий и националистических организаций.

Экономический (ЭКО) и Транспортный отделы (ТО) боролись
с контрреволюцией в народном хозяйстве и на транспорте.

Иностранный отдел руководил внешней разведкой и опера-
тивными мероприятиями, проводимыми за рубежом.

Специальный отдел ведал шифрами и радиоразведкой.

Оперативный отдел занимался организацией наружного на-
блюдения и охраной партийно-государственного руководства
страны.

Учетно-статистический отдел собирал и хранил информацию
относительно «шпионов и контрреволюционеров».

В 1936—1937 гг. в составе ГУГБ появились новые отделы:
Тюремный отдел, Отдел контрразведки (КРО), Отдел охраны,
Водный отдел, Отдел оперативной техники.

10 июля 1934 г., ЦИК СССР принял постановление об обра-
зовании Народного комиссариата внутренних дел СССР.

На НКВД СССР были возложены следующие задачи:

• обеспечение революционного порядка и государственной
безопасности;

• охрана общественной (социалистической) собственности;

• запись актов гражданского состояния;

• пограничная охрана.

В автономных республиках, краях и областях создавались
управления республиканских НКВД (УНКВД). Со второй половины 30-х гг. началось энергичное организационное и функциональное развитие милиции. Так, в связи с ростом числа беспризорных детей, увеличения правонарушений несовершеннолетних, вызванных в том числе последствиями коллективизации, массовыми репрессиями и другими причинами, во исполнение постановления СНК СССР и ЦИК ВКП(б) от 31 июня 1935 г. были образованы детские комнаты милиции.

3 июля 1936 г. Совнарком СССР утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции в составе Главного
управления милиции НКВД СССР.


В 1937 г. были созданы специальные организационные структуры для борьбы с хищениями социалистической собственности
(БХСС).

Широкое распространение в СССР получили общественные
организации, призванные содействовать развитию авиации,
морского флота, снайперского движения, парашютного спорта,
в частности, 25 мая 1930 г. решением СНК были образованы
добровольные общества содействия органам милиции и уголов-
ного розыска (Осодмил).

В 1936—1939 гг. структура центрального аппарата НКВД
СССР подверглась значительным изменениям в связи с расши-
рением полномочий и усложнением функций.

В начале февраля 1941 г. из компетенции НКВД СССР был
изъят комплекс вопросов, связанных с обеспечением государст-
венной безопасности, который передавался вновь созданному
НКГБ СССР.

Непосредственно перед войной была сделана попытка не- сколько ограничить компетенцию НКВД СССР и сместить акцент его деятельности в производственную сферу. Более десятка структурных подразделений НКВД занимались органи- зацией труда заключенных в различных отраслях промышлен- ности и строительства.

Приказом НКВД СССР от 30 июля 1937 г. в связи с проведе-
нием массовых операций в отношении бывших кулаков, членов
антисоветских партий, белогвардейцев, жандармов и чиновников
царской России, бандитов, реэмигрантов, участников антисо-
ветских организаций, служителей культа и уголовников-реци-
дивистов были созданы республиканские, краевые и областные
«тройки», которые стали применять наказания по первой и вто-
рой категориям. Первая — расстрел — применялась к «наиболее враждебным из перечисленных выше элементов», Вторая относилась ко всем остальным, подлежавшим заключению в лагеря или тюрьмы на срок от 8 до 10 лет. Этим же приказом был утвержден персональный состав «троек», в которые входили: в качестве председателя — наркомы внутренних дел, начальники краевых или областных управлений НКВД, а в качестве членов — первые секретари ЦК компартий союзных республик, краевых и областных комитетов ВКП(б), а также республиканские, краевые, областные прокуроры. В соответствии с приказами НКВД от 11 августа 1937 г. и от 20 сентября 1937 г. (эти приказы были изданы по прямому


указанию И.В. Сталина и санкционированы его подписью, а т
же подписями В.М. Молотова, Л.М. Кагановича, СВ. Косиора)
списки лиц, подлежавших репрессиям, рассматривались «двой-
ками» — наркомами внутренних дел республик (начальниками
УНКВД) совместно с соответствующим прокурором республики
(края, области). Существовала и «высшая двойка» в составе
председателя Верховного Суда СССР и прокурора СССР.

Особое совещание НКВД СССР также стало применять ме-
ры наказания по этим категориям. К 1938 г. репрессивная волна
поднялась настолько высоко, что тюрьмы, следственные изоля-
торы оказались переполненными, карательная машина не справ-
лялась с огромным потоком дел, ей грозила полная остановка.
17 сентября 1938 г. нарком внутренних дел СССР, генеральный
комиссар государственной безопасности Н.И. Ежов своим при-
казом «в целях быстрейшего рассмотрения следственных дел на
лиц, арестованных в порядке приказов НКВД СССР за 1937—
1938 гг.» создал при УНКВД краев и областей Особые тройки
в составе первого секретаря обкома, крайкома ВКП(б) или ЦК
нацкомпартий, начальника соответствующего УНКВД и про-
курора.

Особые тройки должны были закончить свою работу в двух-
месячный срок и могли выносить приговоры по первой и второй
категориям. При этом решения Особых троек по первой кате-
гории приводилось в исполнение немедленно. Осознав необходимость как-то сбавить обороты массовых репрессий, И.В. Сталин и В.М. Молотов 17 ноября 1938 г. подписали постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия», в котором, в частности, отмечалось, что «за 1937—1938 гг. под руководством партии органы НКВД проделали большую работу по разгрому врагов народа и очистке СССР от многочисленных шпионских,
террористических, диверсионных и вредительских кадров из
троцкистов, бухаринцев, эсеров, меньшевиков, буржуазных
националистов, белогвардейцев, беглых кулаков и уголовников,
представлявших из себя серьезную пищу для иностранных
разведок в СССР... Задача теперь заключается в том, чтобы,
продолжая и впредь беспощадную борьбу со всеми врагами
СССР, организовать эту борьбу при помощи совершенных и на-
дежных методов». С этой целью были ликвидированы все «тройки», созданные по приказам НКВД СССР, а также «тройки» при областных,
краевых и республиканских управлениях милиции. Однако Осо-
бое совещание НКВД СССР было сохранено.


В годы Великой Отечественной войны постановлением Госу-
дарственного комитета обороны от 17 ноября 1941 г. на Особое
совещание НКВД СССР было возложено рассмотрение «всех без
исключения законченных следствием дел» по статьям УК о контр-
революционных преступлениях и особо опасных преступлениях
против порядка управления СССР. После окончания войны с пре-
образованием наркоматов в министерства в марте 1946 г. Особое
совещание было создано и в Министерстве государственной безо-
пасности (МГБ) СССР.

При слиянии в марте 1953 г. МГБ и МВД СССР в единое
Министерство внутренних дел СССР Особое совещание про-
должало действовать в составе объединенного министерства.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября
1953 г. Особое совещание МВД СССР было упразднено.

В 1930—1953 гг. по обвинению в контрреволюционных и осо-
бо опасных преступлениях против порядка управления СССР су-
дебными и всякого рода несудебными органами вынесены при-
говоры и постановления в отношении 3 778 234 человек, из них
786 098 расстреляны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января
1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справед-
ливости в отношении жертв репрессий, имевших место в пери-
од 30—40-х и начала 50-х гг.» все граждане (за исключением
изменников Родины и карателей периода Великой Отечествен-
ной войны, фальсификаторов уголовных дел), привлекавшиеся
к уголовной ответственности внесудебными органами, были реа-
билитированы, а названные выше внесудебные органы опреде-
лены антиконституционными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: