РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Глава XI
РЕФОРМИРОВАНИЯ ТОТАЛИТАРНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА СССР
(1945 — НАЧАЛО 60-х гг. XX в.)
Период с 1945 по 1964 гг. в истории Советского государства
можно разделить на две части:
• первое послевоенное десятилетие (с сентября 1945 по
март 1953 г.), которое характеризуется борьбой за восста-
новление разрушенного войной народного хозяйства и по-
иском пути дальнейшего строительства социализма в ус-
ловиях «холодной» войны и возобновления политических
репрессий;
• десятилетие в период руководства государством Н.С. Хру-
щевым (1953—1964), которое впоследствии назовут «от-
тепелью».
Общими факторами, повлиявшими на развитие Советско-
го государства и права в рассматриваемый период, были
следующие:
• рост международного авторитета СССР. Без его участия
практически не решалась ни одна из глобальных проблем
мировой политики. Советский Союз являлся постоянным
членом Совета Безопасности ООН;
• образование и развитие мировой системы социализма, ку-
да входили более 10 государств;
• распад колониальной системы. Борьба за независимость,
образование десятков новых государств в Азии, Африке,
Латинской Америке;
• политическое, экономическое и военное противостояние
СССР—США, блока НАТО и Организации Варшавского
Договора. Эта конфронтация получила название «холодной
войны»;
• научно-техническая революция и проблема реализации ее
достижений в экономике государства и военном деле.
Вышеуказанные обстоятельства обусловили развитие
внешнеполитических функций Советского государства:
• сотрудничество и взаимопомощь государств мировой сис-
темы социализма;
• организация и участие в надгосударственных координи-
рующих органах: Совете Экономической Взаимопомощи
(СЭВ, январь 1949 г.), Организации Варшавского Догово-
ра (ОВД, май 1955 г.);
• борьба за сферы влияния путем оказания экономической,
военной, культурной помощи странам так называемого
«третьего мира».
В то же время конфронтация СССР и США потребовала
дальнейшего развития оборонной функции государства, роста
военных расходов. Научно-техническая революция сделала ос-
новным критерием успеха государственной политики сферу эко-
номики.
После войны существовало два возможных пути выхода из
тяжелой экономической ситуации и два мнения при разработ-
ке проекта четвертого пятилетнего плана (1945—1946):
1) проведение хозяйственных реформ в стране, преимущест-
венное развитие промышленности группы «Б» по производству
товаров широкого потребления, повышение жизненного уровня
населения, удовлетворение материальных нужд;
2) возвращение к довоенной модели экономического разви-
тия, ускоренное развитие тяжелой промышленности и наращи-
вание военно-экономического потенциала за счет увеличения
норм эксплуатации и командного управления экономикой. Сначала казалось, что избран первый путь. В обращении к демобилизованным воинам Красной армии ЦК ВКП(б) призывал к восстановлению народного хозяйства, строительству новых жилищ, школ, больниц, а потом уже фабрик, заводов, электростанций. В речи перед избирателями в начале 1946 г. Сталин обещал в ближайшее время отменить карточную систему, расширить производство товаров народного потребления
и повысить жизненный уровень трудящихся путем снижения
цен на все товары. Однако эта «избирательная программа» ос-
талась нереализованной, и в конечном итоге страна пошла по
второму пути развития. Причины такого выбора были заложены не столько в двойственной позиции руководства, сколько в трудностях реформирования самого производства. Созданный в предшествующие
годы военно-промышленный комплекс с трудом поддавался
переводу на производство товаров народного потребления. К тому же обострение международной ситуации после 1945 г. не по-
зволило свернуть военное производство.
Первая послевоенная пятилетка ознаменовалась крупными
инвестициями в промышленность. Было восстановлено и вновь
построено около 4500 предприятий. Однако распыление инве-
стиций и как следствие этого замораживание начатых проектов
неизбежно приводили к политике «приоритетов» — росту инве-
стиций для узкого числа отраслей. Выпуск товаров народного
потребления оставался на прежнем уровне, что приводило
к хроническому дефициту товаров группы «Б».
Недостаток продуктов питания и товаров широкого по-
требления сказывался на жизненном уровне населения. Даже
карточная система не могла удовлетворить существовавших
потребностей населения в продовольствии. В 1946 г. власть
прибегла к крайней мере — снижению норм выдачи хлеба
иждивенцам и детям и даже к снятию с продовольственных пай-
ков некоторых категорий населения. Многие школьники стар-
ших классов вынуждены были бросать учебу и устраиваться на
заводы, где оставалось снабжение по продовольственным кар-
точкам.
Ликвидировать карточную систему удалось только в 1947 г.,
причем ее ликвидация трактовалась весьма оптимистически —
как «вывод советских людей на дорогу изобилия» и «открытие
коммунистического близкого будущего». В этот же период было начато проведение денежной реформы. Реформа заключалась в обмене 10 старых рублей на 1 новый. Вклады населения в сбербанках пересчитывались по более льготному курсу (1 к 1 при вкладе до 3 тыс. рублей, 3 к 2 при вкладе от 3 до 10 тыс. рублей, 2 к 1 при вкладе свыше 10 тыс. рублей), но эти вклады составляли лишь 15% всех денежных
накоплений населения. Особенно пострадали при таком обмене
колхозники, чьи сбережения, накопленные за 1945—1946 гг.,
когда цены на сельхозпродукты на свободном рынке были наи-
более выгодными, не хранились, как правило, в сберкассах. По
итогам этой реформы треть всей денежной массы не была пред-
ставлена владельцами для обмена в госбанках. Реформа существенно отразилась на ценах. Новые цены были установлены на уровне коммерческих, что дало в дальнейшем возможность их снижения, которое трактовалось как доказательство улучшения жизни советских людей. Однако реально в городах уровень жизни 1928 г. был достигнут толькок 1954 г.