Реформа военного строительства и управления

Проведение очередной военной реформы в СССР было обу-
словлено целым рядом обстоятельств. Они сводятся к следую-
щему:

1 Обострение межгосударственных отношений и рост мили-
таризма, обусловленные мировым экономическим кризисом
конца 20-х гг. Военная угроза особенно возросла после прихо-
да к власти фашистов в Германии и Италии. В области внеш-
ней политики фашизм открыто провозгласил курс на завоевание
мирового господства и приступил к его осуществлению.

2 Количественный рост и модернизация военной техники,
возросшие требования к мобилизационной и боевой готовности
войск. Территориально-милиционные формирования РККА уже
не соответствовали обстановке, связанной с быстро растущей
угрозой войны.

3 Проведение реформы стало возможно благодаря укрепле-
нию материально-технической и социальной базы Советского го-
сударства.

4 Механизму тоталитарного государства, который сформиро-
вался в СССР к середине 30-х гг., должна была соответствовать
и военная машина.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, Рев-
военсовет СССР в соответствии с указаниями Секретариата ЦК
ВКП(б) разработал план мероприятий по укреплению и дальней-
шему развитию советских вооруженных сил, который в мае
1934 г. был одобрен Политбюро ЦК ВКП(б) и утвержден СНК
СССР.


Его главное содержание составили мероприятия по перехо-
ду от смешанной системы устройства армии к кадровой.

Это переустройство заняло в основном четыре года. К 1939 г.
этот процесс был завершен. Правовые основы строительства
кадровых советских вооруженных сил определялись Конститу-
цией СССР 1936 г., принятыми в ее развитие положениями за-
кона о всеобщей воинской обязанности 1939 г. и другими пра-
вовыми актами.

Переход к кадровой системе устройства требовал значитель- ных изменений в структуре центральных, окружных и местных органов военного управления.

В 1934 г. Реввоенсовет СССР был упразднен, а Наркомат по
военным и морским делам переименован в Наркомат обороны
(НКО) СССР. Реввоенсоветы округов и флотов также упразд-
нялись. При переходе к строительству и развертыванию кадровой
армии возросла роль Штаба РККА, поэтому он был преобразован
в Генеральный штаб РККА. В связи с ростом Военно-морского
флота и повышением его роли в системе обороны государства,
в 1937 г. было признано необходимым создать самостоятельный
Наркомат ВМФ СССР.

Практика руководства строительством вооруженных сил по-
казала необходимость сочетания единоначалия и коллегиально-
сти в высших органах военного управления. Поэтому весной
1938 г. по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР при Наркома-
те обороны и Наркомате ВМФ были учреждены Главные воен-
ные советы, к компетенции которых относились наиболее важ-
ные вопросы боевой готовности войск. Несколько раньше, в мае
1937 г., Военные советы были поставлены во главе округов
и флотов.

Значительное увеличение численности вооруженных сил
в связи с переходом на кадровую систему, выдвижение на руко-
водящие должности молодых командиров, многие из которых не
имели достаточного опыта работы с личным составом, массовая
репрессивная кампания по «чистке Красной армии» обусловили
восстановление в мае 1937 г. института военных комиссаров во
всех войсковых частях, штабах, военно-учебных заведениях.

В целях улучшения комплектования военно-учебных заведе-
ний весной 1938 г. СНК СССР принял решение о создании на
базе ряда общеобразовательных средних школ специализированных


учебных заведений для подготовки кандидатов в артиллер
ские, авиационные, военно-морские училища. В целом к началу Великой Отечественной войны страна располагала 19 академиями, 10 военными факультетами при гражданских вузах, 7 высшими военно-морскими училища и 203 средними военными училищами. Однако полностью ре-
шить кадровую проблему до начала войны все же не удалось.
Одной из причин этого были репрессии предвоенных лет.

Закон 1939 г. существенно изменил условия и порядок под-
готовки молодежи к службе в рядах вооруженных сил. Прежде
всего, сама подготовка выводилась из состава военной службы.
Она должна была проводиться в форме начальной и допризыв-
ной подготовки и только с учащейся молодежью в объеме обу-
чения одиночного бойца.

Закон понизил призывной возраст с 21 до 19 лет, а для
окончивших среднюю школу — до 18 лет.

Значительно сократился круг лиц, не призывавшихся в ряды
вооруженных сил по политико-моральным соображениям, поль-
зовавшихся освобождением от военной службы (в том числе
и по религиозным причинам), а также отсрочками призыва.

В соответствии с принятой системой воинских званий уста-
навливались и знаки различия, вносились некоторые изменения
в форму одежды.

В последующие годы система персональных воинских званий
развивалась и совершенствовалась. Так, в мае 1940 г. была вве-
дена система воинских званий для высшего командного состава
армии и флота — генеральские и адмиральские звания, в нояб-
ре — для младшего начсостава — сержантские.

Росту профессионального мастерства и боевого духа со-
ветских воинов призвано было служить развитие законодатель-
ства, регулировавшего порядок поощрений, отличий и награж-
дений.

В апреле 1930 г. были учреждены орден Ленина и орден
Красной Звезды. В 1934 г. постановлением ЦИК СССР была
установлена высшая степень отличия — звание Героя Советско-
го Союза. В целом принятие закона о всеобщей воинской обязанности
1939 г. явилось крупным вкладом в строительство советских
вооруженных сил. Закон послужил правовой основой для их
развертывания, создания дополнительных частей и соединений
усиления боевой мощи армии и флота. К середине 1941 г. чис-
ленность Вооруженных сил СССР составляла более 5 млн чело-
век, т. е. в 2,8 раза превысила численность армии 1933 г.


Закон 1939 г. просуществовал без значительных изменений до
1967 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: