Местные органы управления

Кадровая политика Петра I.

Кадровое обеспечение гос.службы стало одним из важных направлений деятельности Сената. Все назначения по гражданской службе (кроме высших – 1-х пяти классов) возлагались на Сенат, а подготовку и оформление их должна была осуществить Герольдмейстерская контора Сената. Должность герольдмейстера, «кто б дворян ведал и всегда представлял к делам, когда спросят», была учреждена практически одновременно с введением «Табели о рангах». Ему предписывалось «всего государства списки иметь»: кто, где, к делам годится, у кого сколько детей и в каком возрасте, кто умер, кто наследник и т.д.

От герольдмейстера требовался строгий и полный учет годных к службе лиц дворянского сословия. Он же должен был где какие есть вакансии или когда появятся, чтобы незамедлительно представить подходящую кандидатуру, а также был следить, чтобы дворяне не укрывались от службы. Еще одной обязанностью герольдмейстера была организация профессиональной подготовки будущих бюрократов. Ему надлежало «учинить краткую школу» - краткий курс экономики и юриспруденции.

В 1763 г. Герольдмейстерская контора была передана в подчинение первому департаменту Сената, а с 1800 г. стала именоваться Герольдией.

В 1762 г. вышел Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», который законодательно отменил обязательную государственную службу для представителей дворянского сословия. Манифестом провозглашалось, что каждый дворянин волен сам определять, где, сколько ему служить и служить ли вообще. Дворяне теперь практически не несли обязанностей перед государством, но при этом сохраняли за собой сословные привилегии, в том числе и почти исключительное право приобретать землю. В манифесте законодательно была закреплена учебная повинность для дворянских детей, что было направлено на повышение образовательного уровня будущих государственных служащих

Создание системы должностных чинов и «Табель о рангах» стали одним из важнейших явлений русской общественной жизни XVIII века. Екатерина II, продолжательница петровских начинаний, признавала существование в России правила «чин чина почитай». Один из западных путешественников, посетив Россию в конце XVIII в., метко подметил: «Здесь все зависит от чина... Не спрашивают, что знает такой-то, что он сделал или может сделать, а какой у него чин».

На доработку и совершенствование системы чинопроизводства в России ушло почти целое столетие. Особое внимание уделялось вопросам производства в чины отдельно от повышения в должности, порядку производства в чин, дававший дворянство лицам недворянского происхождения, определению выслуги лет, предшествовавшей получению следующего чина. При Екатерине II и Павле I было законодательно закреплено получение очередного чина гос.служащим при условии простой выслуги лет, что окончательно превратило получение очередного гражданского чина в право гос.служащих, на реализацию которого они могли претендовать, если не находились под следствием или не были осуждены. Получение же внеочередного чина становилось в этих условиях своего рода поощрением.

В 1-й четверти XVIII в. произошла существенная перестройка местного аппарата управления, что было вызвано: 1) усилением карательных средств на местах; 2) реформаторской деятельностью Петра I.

Преобразование местных органов началось с городов. В 1699 г. в Москве была учреждена Бурмистерская палата, которая ведала управлением посадским населением всех городов. Возглавлял ее президент, а с 1700 г. она стала называться Ратушей и подчиняла себе учрежденные в городах бурмистерские избы.

Бурмистерская изба являлась также центральным казначейством, куда поступали доходы с городов. Они же осуществляли административные, судебные и финансовые функции в городах и были независимы от воевод. Воеводы осуществляли в городах только военные и политические функции.

По указу 1702 г. были отменены губные старосты и их функции переданы в руки воевод. Вместе с тем воеводы должны были управлять совместно с особыми дворянскими советами, члены которых по 3-4 человека избирались дворянами из своей среды. Т.о., коллегиальное начало было введено и в сферу местного управления.

С 1708 г. вводилось новое административно-территориальное деление. В соответствие с указом Петра I вся территория России была разделена на губернии. В 1714 г. их количество достигло 11. Во главе губерний стояли губернаторы, а Петербургскую и Азовскую губернии возглавляли генерал-губернаторы. При губернаторе были учреждены ландраты (советники) по 8-12 человек из местных дворян. Исполнительным органом губернатора являлась губернаторская канцелярия, занимавшаяся рекрутскими наборами, обеспечением армии провиантом и обмундированием. Губернская канцелярия была основным административным, финансовым и судебным органом губернского управления.

Губернии разделялись на уезды, во главе с комендантами. Уезды объединялись в провинции, возглавляемые обер-комендантами. Т.о., территория государства делилась на 11 губерний, 50 провинций. Уезды вскоре были переименованы в дистрикты (округа). Провинции стали основными единицами управления. Наиболее крупные возглавлялись генерал-губернаторами, помельче – губернаторами, остальные - воеводами, обладавшими широкими полномочьями в административной, финансовой, судебной отраслях. Свои полномочия они осуществляли через провинциальную канцелярию и целый штат помощников. Управление дистриктами осуществляли земские комиссары.

Городское управление регулировалось регламентом Главного магистра и Инструкцией городовых магистратов. Главный магистрат организовывал магистраты в городах и руководил ими. Городовые магистраты являлись важными коллегиальными учреждениями, куда входило крупное купечество. В их компетенции была и финансовая сфера: магистраты раскладывали, собирали пошлины и гос. сборы, должны были содействовать развитию ремесла и торговли, занимались благоустройством городов, осуществляли судебную власть.

В 1724 г. вся территория России была разделена на полковые дистрикты. Они вводились с целью упорядочения переписи населения, подушенной подати, усиления военно-карательных средств на местах. Причем границы полковых дистриктов не совпадали с границами гражданских дистриктов.

Т.о, сложились две системы управления: военная и гражданская, действующие параллельно, что значительно усложняло и запутывало взаимоотношения местных органов управления.

Все реформы местного самоуправления, проводившиеся Петром I, были направлены на укрепление дворянства на местах для успешного подавления сопротивления крестьянства.

В 1727 г. был ликвидирован Главный магистрат, городовые магистраты стали подчиняться губернатору и воеводам. В 1726 г. были упразднены дискрикты и восстановлены уезды, а губернаторы получили в распоряжение воинские команды.

В 1775 г. была принята Губернская реформа, которая заключалась в приспособлении местного аппарата управления к фискальным и карательным целям государства, поскольку крестьянская война 1773-1775 гг. под управлением Е. Пугачева показала неспособность местного аппарата управления справиться с мощным народным движением.

В ходе этой реформы провинции были упразднены, так же, как и должности воевод. Во главе губерний стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Ему принадлежала вся полнота власти в губерниях. Кроме губернатора, имелся губернский прокурор и два советника. Всеми доходами и расходами в губернии ведала казенная палата. Существовал также приказ общественного призрения, которой были подчинены школы и больницы.

Позже была учреждена должность генерал-губернатора, управляющего несколькими губерниями. Его полномочия были шире, чем просто губернатора. Надзор за законностью возлагался на губернского обер-прокурора и двух его помощников (губернских стряпчих), в каждом уезде был уездный стряпчий.

Уездную администрацию возглавляли земский исправник и нижний земский суд. Они избирались дворянством уезда, и им принадлежала административная власть в уезде. В городах была введена должность городничего.

Т.о., реформа 1775 г. значительно укрепила устои абсолютизма. В частности, усилилась роль царя в суде. Наиболее важные дела, особенно политические, Петр I сам разбирал лично. Так, он приговорил к смертной казни участников стрелецкого восстания. Для следствия по делам, разбираемым единолично царем, создавались временные канцелярии розыскных дел.

В 1722 г. нижние суды были упразднены, вместо них созданы новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и двух его помощников-асессоров. При каждом суде был аудитор, функцией которого являлось наблюдение за законностью процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: