Расширение прав союзных республик.
Управление на оккупированных территориях.
На первом этапе войны в силу недостаточной подготовленности страны к активной обороне огромные районы СССР оказались оккупированными фашистскими войсками. К ноябрю 1942 г. была захвачена в общей сложности часть территории СССР, где проживали свыше 70 млн. человек (то есть 42% населения страны). На этой территории производилось 34% валовой продукции всей советской промышленности.
Несмотря на жесточайшие репрессии, фашистам не удалось полностью парализовать и ликвидировать советскую систему управления на захваченной территории. В зоне немецкой оккупации продолжали действовать или создавались вновь партийные и советские органы. Они опирались на подпольное движение и партизанские формирования.Партизанское движение зародилось вскоре после оккупации, однако широкий и организованный размах получило после того, как было организовано надлежащее управление партизанскими отрядами и формированиями. В мае 1942 г. ГКО принял постановление «О создании при Ставке ВГК Центрального штаба партизанского движения». Начальником Центрального штаба был назначен Пономаренко. В республиках, краях и областях были созданы соответствующие штабы, руководившие партизанским движением. При Военных советах фронтов также создавались партизанские штабы. В сентябре 1942 г. главнокомандующим партизанским движением ГКО назначил Маршала СССР Ворошилова.
|
|
В тылу немецко-фашистских войск создавались партизанские края, зоны, где восстанавливались органы советской власти, колхозы, предприятия местной промышленности, медицинские, культурно-бытовые и др. учреждения. Естественно, что главной их задачей в тылу врага оставалась борьба с оккупантами. И эта борьба давала ощутимые результаты. По подсчетам специалистов, партизаны вывели из строя свыше 1 млн. человек живой силы противника, было уничтожено более 65 тыс. автомашин, свыше 4 тыс. танков, САУ, броневиков и бронепоездов, 1100 самолетов, пущено под откос более 20 тыс. эшелонов и т.д. На охрану тыла от партизан в течение войны было отвлечено до 100 дивизий противника. Нужно сказать и о том, что партизанское движение крайне отрицательно сказывалось на моральном состоянии немецких солдат и офицеров, которые воевали в стране, где каждый гражданин мог оказаться партизаном. Это снижало боевой дух воинских частей вермахта, негативно отражалось на боеспособности немецкой армии.
Создание чрезвычайных органов управления не снимало ответственности с традиционных звеньев руководства. От них требовались не только исполнительность, но и инициативность и полная отдача сил. Органы государственного управления, как и вся страна, работали в режиме чрезвычайного положения. 26 июня 1941 г. был принят указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», по которому руководители предприятий промышленности, транспорта, с/х могли оставлять рабочих и служащих на сверхурочные работы, отменять отпуска и т.д.
|
|
Наряду с централизацией управления в годы войны проявилась и другая тенденция во взаимоотношениях центральных властей с республиками.
В феврале 1944 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный комиссариат». Этот закон был продиктован стремлением советского руководства занять более выгодную позицию в послевоенном устройстве мира. Для этого необходимо было включить союзные республики в международную жизнь как субъекты международного права. Реально предоставленными возможностями воспользовались только Белоруссия и Украина, которые смогли вступить в международные отношения и позднее вместе с СССР участвовали в создании и работе Организации Объединенных Наций. Другие союзные республики, хотя и создали свои наркоматы иностранных дел, в международной жизни практически не участвовали, если не считать включения их представителей в общесоюзные международные делегации.
Расширение прав союзных республик проявилось также в предоставлении им права создавать свои воинские формирования. Закон об этом был принят на той же сессии Верховного Совета. Общесоюзный Наркомат обороны «в целях усиления оборонной мощи» СССР был преобразован в союзно-республиканский. Национальные воинские формирования создавались и до этого закона решением ГКО. Были сформированы латышские, литовские и эстонские части, а горно-стрелковые дивизии народов Кавказа и Средней Азии были созданы еще до войны. Общая численность национальных формирований в СССР достигала свыше 0,5 млн. человек. Они сыграли заметную роль в обеспечении победы над врагом, однако ни одно из этих формирований не превратилось в республиканскую армию. Национальные воинские формирования и военные ведомства в республиках просуществовали до начала 50-х гг., хотя в Конституции СССР соответствующие положения оставались до 1977 г.
Расширение прав союзных республик, декларированное этими законами, принципиально не меняло систему управления и преследовало скорее политические, чем управленческие цели.
В приниженном положении оставались и партийные органы. Съезды и конференции ВКП(б) во время войны не собирались. Пленум ЦК партии собрался лишь однажды — в январе 1944 г.все попытки его созвать откланялись «ввиду создавшегося тревожного положения на фронтах и нецелесообразности отвлечения с фронтов руководящих товарищей». На январском (1944) Пленуме ЦК ВКП(б) были одобрены проекты упомянутых выше законов о расширении прав союзных республик; вместо Интернационала утвержден новый государственный гимн СССР, утверждены некоторые изменения в кадровом составе.
Политбюро, Оргбюро и Секретариат как постоянные органы собирались нерегулярно. Состав этих органов за годы войны не изменился. Принципиальные решения, принятые узким составом лиц, приближенных к Сталину, оформлялись как протоколы заседаний Политбюро. Многие вопросы в военное время решались аппаратом ЦК ВКП(б), который разрастался и делался все более громоздким.
Усложнялся и расширялся аппарат управления пропагандой и агитацией. В 1942 г. были созданы отделы науки, печати, издательств, преподавания марксизма-ленинизма в вузах; в 1943 г. - художественной литературы, кинематографии; в 1944 г. — радиовещания и радиофикации, группа консультантов для оценки рукописей по теоретическим вопросам; в 1945 г. - отделы искусств, полиграфической промышленности, бумажной промышленности, местных газет. Для помощи в организации производства и для контроля на важнейшие предприятия были направлены парторги ЦК, число которых к концу войны достигло 1377.
|
|
Особо следует сказать о деятельности Сталина в годы ВОВ, его роли в организации управления страной. В научной литературе, в мемуарах политических и военных деятелей по этому поводу высказываются разные, часто противоположные, исключающие друг друга мнения. Война вознесла Сталина к вершинам государственной власти, все нити которой он собрал в своих руках. В годы войны он лично познакомился со многими политическими деятелями мира, вошел на равных в клуб мировых политиков. Он встречался и переписывался с Черчиллем, Рузвельтом, де Голлем и др. Все они были о нем высокого мнения. Сталин вел диалог на равных с крупнейшими политиками своего времени. Признавая, что Сталин был жестоким диктатором, они в то же время видели в нем выдающегося политического деятеля, последовательного государственника, отстаивавшего интересы России как великой державы.
Период войны — это вершина политической, государственной и личной карьеры Сталина. Он венчал пирамиду власти и ничто не ограничивало его полномочий, никто его не контролировал, ни перед кем он не был ответствен. Но он мог привлечь к ответственности любого.
Сталин был символом своей противоречивой эпохи. Он был способен провозгласить и попытаться построить государство социального равенства и процветания — и уничтожить для достижения этой призрачной цели «эксплуататорские классы», провозгласить и осуществить «ликвидацию кулачества». Он мог говорить о высоких идеалах и справедливости — и свирепо преследовать инакомыслящих, духовенство, церковь. Он был способен взять всю власть на себя, добиться перелома в войне и Победы над врагом — и не считаться ни с какими потерями на этом пути. Двойственность, противоречивость личности Сталина, его политических и бытовых поступков не позволяют сегодня высказать достаточно обоснованное суждение о его подлинном месте в историческом календаре XX в. В связи с этим уместно напомнить слова Симонова, который писал, что «споры о личности Сталина и его роли в истории нашего общества — споры закономерные. Они будут еще происходить и в будущем. Во всяком случае, до тех пор, пока не будет сказана, а до того изучена вся правда, полная правда о всех сторонах деятельности Сталина во все периоды его жизни... Это был политик, личность, которую не выбросишь из истории».
|
|
Таким образом, модель управления, зафиксированная Конституцией 1936 г., не меняла природу Советского государства и принципы его организации. Система управления обслуживала задачи управления страной в преддверии неизбежной войны. Это вело к дальнейшей централизации управления, усилению командно-административно способа решения возникавших проблем. Бурный рост количества наркоматов, главков, управлений, отделов призван был ускорить подготовку государства к войне, повысить боевые качества ее вооруженных сил. Политические репрессии и необоснованно частые смены командного состава отрицательно сказались на мобилизационном потенциале общества, дезориентировали управление армией, снижали ее боеспособность. В то же время крайняя централизация управления во всех сферах государственной, хозяйственной и общественной жизни страны была вызвана объективными условиями.