double arrow
Далее в истории «провал»: пребывание евреев в Египтенигде не зафиксировано


XIIIвек: 1е свидетельство о евреях встречается в надписиРамзеса II. Указано, что они участвовали в строительствеПер-Рамзеса, трудились в каменоломнях под присмотром надзирателей, как инаписано в «Исходе».

Данные археологии: в 1986 г.Обнаружена гробница визиря Абер Эль. Это большая загадка. «Эль» - бог,хранитель. Что же значит «Абер»? По мнению египтологов, это «человек из Хапил».По мнению семитологов это «еврей». Если так, то это библейский Иосиф, которыйстал заместителем фараона.

Конец XIIIвека:достоверно известно по надписи Мернептаха 1217 года о преследовании Израиля:«Земля хурри стала вдовой из-за Египта и семени Израиля больше нет». Этоозначает, что египтяне преследовали потомков Израиля и, возможно, была битва.Но об этом нам Ветхий Завет ничего не сообщает.

Далее следует новыйисторический провал. По кон. XIII – XI вв единственный источник – Библия, Книга Царств.
Евреи через Синайский п-овнебольшими группами проникали в восточное Средиземноморье. Пытались прижиться вфиникийско-хурритской среде, но их не особенно жаловали. Это первая волна.

Вторая волна переселенияпроизошла в начале XIIвека до н.э. – переселяются войны, которые вырезалицелые селения Восточного Средиземноморья.

Напоминаю, что это былотяжелое время страшных войн (Троянская, Вавилоно-Ассирийская, Вавилоно-Эламская,Финикийско-Еврейская и др.)

В это время по египетскимтекстам в вост.Средиземноморье переселяется народ «пелси», «перси» (по библ.«филистимляне», палестинцы) Откуда они? Предполагают, что это пеласги с о-ваКрит – древние греки, основатели минойской цивилизации.
И там, в XII веке они сталкиваются с евреями, сталкиваются двапришлых народа. Это и есть начало политической истории евреев. Парадокс: Ониборются до сих пор!




Филистимляне также потомкииндоевропейцев и кавказских народов.

Тем временем финикийцы ихурриты ослабли.

ВесьXIIвекпрошел в войнах.

В XIвекевстал вопрос о государстве.

Они жили родоплеменнымстроем. Отцовские семьи во главе с патриархом. Существовало 12 колен – 12родов. Исторические данные говорят о наличии 6-8 колен, к которым добавились3-4. 12 колен характерно для 6 века до н.э.

Органы управления:
1.Патриарх, входил в советпатриархов.
2.Судьи («шофет») –предводители военных отрядов, полководцы. В мирное время разбирали тяжбы.
3.Влиятельные пророки –особые люди. Имели прямой контакт с богом, контролировали власть, поступали отимени бога, предсказатели. Сила их была велика.
По текстам из г.Мари XVIIвекадо н.э. были и «пророчицы». Т.обр.культ пророков известен уже со IIтыс.до н.э. Явление очень интересное, которого не было ни у хеттов, ни у вавилонян,но которое встречается в Египте.



Вопрос о строе государства.

Царь. «Pro»
1.Нужен длясплочения армии и войны с филистимлянами.
2.Сможеторганизовать налоговую систему, подпитывать общину.
3.Для заключениядипломатических контактов с другими царствами. Это было нужно, чтобы войти всемью цивилизованных государств того времени.

«Contra»:
См.Книга царств, VIIIглава.Царь будет распоряжаться по своему усмотрению и брать лучшее.

Спор закончился в 1020 г. дон.э. Северные племена выдвинули царя из колена Вениамин. Саул был провозглашенцарем города Гилеа. Тогда евреи становились земледельцами под влиянием новыхприродных географических условий. Они стали оседлыми.

Монархия у евреев – этоармия. Саул упорядочил племенное ополчение. Армия – «отборные левши Саула»замечательные лучники. Это «амбидекстр» - войны владеющие обеими руками.

Разделил государство на 6округов (вывод: и колен было шесть)

Провел ряд успешных побед надфилистимлянами.

Южные колена возмутились, чтосеверные выбрали своего царя.
Возникла оппозиция, и былвыбран Давид из южного колена «Иуда», который применял самые бесчестные методыборьбы: заключил договор с врагом – филистимлянами, служил филистимлянскомуправителю из города Геф. В одной из битв Саул погиб вместе со своими сыновьямии Давид пришел к власти. Столица – г.Хеврон.

Ему потребовался город сцитаделью и святилищем в честь еврейского бога.
Vглава, Книга Царств «помазали царем над всем Израилем,что он и хотел».

Иерусалим
995 – взял финикийский городИерусалим.
Поселение возникло в IIIтыс. до н.э. Поклонялись богу Шалиму – богу вечернейзари. «Еру Шалим» - «построенный для Шалима». Выгодный город: укрепленныестены, внутри колодец с подземным источником.
Город пал, поскольку финикийская армия не представляла серьезной силы.Иерусалим был объявлен столицей.

Давид

Создал постоянное войско из чужеземных наемников, разделил страну на 12округов. В каждом – военачальник.

Создал гос.аппарат: начальник над имуществом царя, начальник налоговоговедомства.

Функции царя:
1.Верховный предводитель
2.Ограниченные судебные полномочия
3.Участник культа

Успешно воевал с филистимлянами, оттеснил их за реку Иордан.\, подчинивсебе области на севере Палестины.
Филистимляне почувствовали превосходство евреев.
Были мелкие восстания.
Мятеж Авессолома – сына.
Восстали северные колена, выдвинули Савея. Но южные остались за Давида.
Скончался Давидв 965 году.

Долгое время оспаривалось его историческое существование. Но быланайдена надпись 9 века до н.э. где один из правителей называет себя потомкомДавида.

Унаследовал власть «Легендарный» Соломон.
О котором не известно ни одного документа, нихрама, ни исторического источника. Вархеологии отсутствует т.н. «Соломонов»слой.

По библии он был хорошим дипломатом, контактировал с Аравией и скреплялдоговоры браком – образовался гарем.

От брака Соломона с Саввской царицей ведет свой род эфиопских царей.

Поклонялся финикийским богам: Бау, Остархе, Донгам. Потому пророки нелюбили его за божье наказание.

Построил первый храм Яхве в притык к царскому дворцу.

При нем продолжил оформляться гос.аппарат:
-первосвященник
-начальник храмовой канцелярии
-единая налоговая система
Которая контролировалась 12ю приставниками – инспекторами
(книга царств, гл.VII)

С населения взималась одна десятина с урожая, десятина со скота,трудовая повинность (строительство крепостей, н-р)

Существовал начальник над приставниками, контролировавший, чтобы они неприсваивали средства себе.

Социальная структура

Глава государства – Царь.

Подданные царя – слуги – свободные люди Израиля, складывались изчиновников, войнов, ремесленников, жрецов и народа земли.

Жрецы – священники и левиты.
Обязанности священника: жертвоприношения, суд.ф-ции, предсказания.
Левиты – храмовые певцы и привратники, привлекались к гос.службе.

Пришельцы (Гер) – герим –люди из других мест, которые переселились, не имели своей собственности. Этопреимущественно батраки, ополчение. Без статуса полноправного человека.

Рабы – как из числавоеннопленных, так и из евреев. Еврей не более 6 лет мог быть рабом. Инородец –всю жизнь. Основная масса работала на полях и в рудниках. В Израиле быличастные и государственные рабы.

926 г. до н.э. – Соломон умирает.

Ровоам – сын. Принял делегацию из северных колен, которые требовалиум.труд.повинности и подати, говорили, что наибольшее угнетение на севере.Требовали справедливости, уравнения.Пошел советоваться со старейшинами южных колен, которые сказали «будьтверд и не уступай»
3 книга царств, глава XIII: дословно«Я увеличу гнет и не просто буду бить бичами, а скорпионами». Представителивернулись и сообщили ответ Ровоама.

926 г.до н.э. – Израиль разделился на север и юг. Север – Израильскоецарство со столице Саморея. Юг – Иудея со столицей Иерусалим.
Это предпосылки для катастрофы еврейского народа.

722 год – Саргон IIуничтожил Израильское царство и депортировал народ вАссирию на работы, а сюда из Месопотамии. Поэтому здесь не станет единого богаи единых обрядов поклонения.

622 год – обнаружена книга закона, где написано, что нужно уничтожитьвсех богов, все храмы, кроме бога Яхве. Таким образом, при Иосии - началоиудейского монатеизма. Разрушены все храмы и святилища, сопротивлявшиеся –заколоты. После резни вся Иудея стала почитать одного Бога. Яхве – табуировано,заменялось Эл (бог) и Адонай (господь).

VIIвек до н.э. –начал складываться библейский канон. Складывался очень долго с кон.XII– покон. IV.
Человек является иудеем, если знает Xзаповедейпророка Моше (Моисей), который вывел евреев из Египта и получил откровение наСинае.

I-Поклоняться надо богу, который вывел из дома рабства
II-Не делай себе кумира. У бога нет образа. Бог везде.Он создал этот мир. А образ – это что-то ограниченное. Человек не долженпоклоняться тому, что мертво.
III-Не произноси имя бога напрасно. Ты его тревожешь.
IV- Помни день субботний – богу, не делать никаких дел.В 6 день – бог сделал небо и землю. 7 день – ничего. Злой день – смена луннойфазы.
V- Почитай отца и мать твою. Почитай родителей.
VI-не убивай
VII- не прелюбодействуй
VIII- не кради
IX- не произноси лжесвидетельство
X-не завидуй

I – IV – оботношении между человеком и богом
V – о родителях, которые идут после бога
VI – X – об отношениик другим людям

Кому адресованы?
- Свободный взрослый мужчина, у которого жена и рабы. Он – правовойсубъект, от которого требуется.

На основеэтого складываетсясвященное писание
3 части ветхого завета

I – пятикнижие ТОРА (учение)
Бытие
Исход
Левит
Второзаконие
Числа
По данным семитской филологии это молодая часть VI – Vвв до н.э.

II– Писания XII–V вв до н.э.
Псалмы, песни песней, историческая хроника, книга царств и др.

III– Пророки X – IVвв до н.э.
Великие пророки Исая, Иеремия, Иезекииль.
И малые.

CVIIв. до н.э. Формируется новый способ идентификации человека.
Раньше – человек из города NN,теперь – изучающий тору – еврей, где бы не находился.
Формируется новый культурный слой впервые в мире – книжники, проводятсвой век толкователи писания, посвящают себя изучению книг.

Огромное значение имело пророческое движение, пророки контролироваливласть – обличали, обвиняли царей, к ним прислушивались, «голос народа».
Возникали школы. Как н-р шк.пророка Исайя существовала около 300 лет.(второисайя, третья и потомки )
Цари не смогли приобрести влияние. Ведь у пророков высшая религиознаясила со стороны бога.






Сейчас читают про: