ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ДРЕВНИЙ восток
Ассирии искусство
политика Ассирии привела к ее невиданному возвышению и полному подчинению захваченных территорий (царь Синахериб даже разрушил Вавилон). Непрерывные войны Ассирии с коалициями враждебных держав привели к разгрому ее союзом Вавилонии и Мидии в конце VII в. до н. э.
Художественная культура Ассирии, необычайно богатая и многоплановая, рассматривается обычно в рамках единой вавилоно-ассирийской культуры, выделяясь в ней как ярчайший самостоятельный период, характерный в качестве примера культуры великой империи. Собственно А. и. складывается во II тыс. до н. э. под влиянием культур Аккада и хеттов. Классическим свидетельством взаимодействия А. и. с последними являются рельефы дворца в г. Кар-Тукульти-Нинурта (XIII в. до н. э.) с характерным свободным расположением фигур на плос-
кости, повествовательностью и типичной заменой изображения божества его символом. Но высочайший расцвет А. и. приходится на 1Х-УП вв. до н. э.. совпадая по времени с периодом наибольшего могущества и военного превосходства ассирийской державы. А. и. отличает парадоксальное сочетание каноничности (что типично для имперской культуры вообще) и властной, уверенной ассимиляции черт художественной культуры других стран, доходящее порой почти до эклектики. При этом А. и. практически всегда находится, по сравнению с освоенными образцами, на недосягаемой вершине мастерства.
|
|
Основными темами А. и. являются военные деяния, величие державы и триумфы царей-победителей. Почти каждый ассирийский правитель строил собственную укрепленную столицу, и художественный
Статуя крылатого божества (рельеф). VIII в. до н. э.
Статуя крылатого быка (шеду) из дворца Саргона в Дур-Шаррукине. VIII в. до н. э.
Охота на льва. Фрагмент росписи во Дворце наместника Шамшилу в Тель-Борсипе. VIII в. до н. э.
Два ассирийских сановника. Фрагмент росписи из дворца наместника Шамшилу в Тель-Борсипе. VIII в. до н. э.
стиль Ассирии изучен главным образом по дворцовым памятникам. Ассирийское зодчество примечательно решительным объединением черт светской и храмовой архитектуры Двуречья. Дворцы ассирийских царей, включенные в регулярную городскую планировку, представляли собой мощные цитадели, по плану — прямоугольные и возводимые на насыпной платформе. Многочисленные помещения группировались вокруг асимметрично расположенных открытых внутренних дворов. Сами помещения, как и храмы, нередко строились и по типу хеттско-хурритского бит-хилани или сочетали в своей планировке признаки различных типов. Парадные арочные ворота-порталы, обращенные к лежащему ниже городу, имели сторожевые башни с монументальными фигурами дворцовых духов-хранителей (шеду) в виде крылатых быков или львов с человеческой головой. В IX — начале VIII в. до н. э. шеду были пятиногими: пятая нога для смотрящего на изображение в профиль создавала иллюзию шага животного по направлению к зрителю. Как правило, в дворцовые комплексы включались храмовые помещения и зиккураты (дворец Саргона II в Дур-Шаррукине, VIII в. до н. э.). Однако они были более легкими по своим пропорциям, строились в семь ярусов и располагались так, чтобы доминирующим в ансамбле оставался царский дворец.
|
|
Дворцовый декор обязательно включал в себя рельефы из алебастра и известняка с изображени-
ями мифологических сцен, эпизодов войны, охоты и придворного быта. Рельефы обычно помещались в нижней части стен, под росписями. Они располагались в виде фризов и отличались строгим подчинением изображения плоскости, торжественной статичностью и тщательной орнаментальной отделкой. Ученые допускают, что они создавались по специально подготовленным картонам и, вероятно, при их изготовлении художники использовали наборы трафаретов рук, ног, голов и т. д. Идея прославления физической мощи героев проявлялась в тщательной проработке мускулатуры фигур, подчеркнутой в их величественной пластике углубленными линиями (дворец Ашшурнасирпала П в Кальху, IX в. до н. а). Детали обычно передавались глубоко врезанным рельефом, украшения же более напоминали по технике гравировку.
Повествовательность и стремление к жизненной достоверности усиливаются в рельефных изображениях VIII-VII вв. до н. э. Мастера-ассирийцы старались при этом не перегружать изображение; так, почти во всех композициях эпохи Ашшурнасирпала отсутствует пейзаж. Примером могут служить и позднейшие рельефы дворца Синнахериба в Ниневии (705-680 гг. до н. а), а также знаменитая «Умирающая львица» из дворца Ашшурбанипала в Ниневии (VII в. до н. э.) — произведение, отмеченное исключительной экспрессией и достоверностью. Ассирийцы, восприняв в искусстве резьбы хеттские традиции, не просто развили их, но и