Ассирии искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

ДРЕВНИЙ восток

Ассирии искусство




политика Ассирии привела к ее невиданному воз­вышению и полному подчинению захваченных тер­риторий (царь Синахериб даже разрушил Вави­лон). Непрерывные войны Ассирии с коалициями враждебных держав привели к разгрому ее союзом Вавилонии и Мидии в конце VII в. до н. э.

Художественная культура Ассирии, необычайно богатая и многоплановая, рассматривается обычно в рамках единой вавилоно-ассирийской культуры, выделяясь в ней как ярчайший самостоятельный период, характерный в качестве примера культу­ры великой империи. Собственно А. и. складывает­ся во II тыс. до н. э. под влиянием культур Аккада и хеттов. Классическим свидетельством взаимодей­ствия А. и. с последними являются рельефы дворца в г. Кар-Тукульти-Нинурта (XIII в. до н. э.) с харак­терным свободным расположением фигур на плос-


кости, повествовательностью и типичной заменой изображения божества его символом. Но высочай­ший расцвет А. и. приходится на 1Х-УП вв. до н. э.. совпадая по времени с периодом наибольшего мо­гущества и военного превосходства ассирийской державы. А. и. отличает парадоксальное сочетание каноничности (что типично для имперской культу­ры вообще) и властной, уверенной ассимиляции черт художественной культуры других стран, до­ходящее порой почти до эклектики. При этом А. и. практически всегда находится, по сравнению с ос­военными образцами, на недосягаемой вершине мастерства.

Основными темами А. и. являются военные дея­ния, величие державы и триумфы царей-победителей. Почти каждый ассирийский правитель строил соб­ственную укрепленную столицу, и художественный








Статуя крылатого божества (рельеф). VIII в. до н. э.


Статуя крылатого быка (шеду) из дворца Саргона в Дур-Шаррукине. VIII в. до н. э.










Охота на льва. Фрагмент росписи во Дворце наместника Шамшилу в Тель-Борсипе. VIII в. до н. э.


Два ассирийских сановника. Фрагмент росписи из дворца наместника Шамшилу в Тель-Борсипе. VIII в. до н. э.



стиль Ассирии изучен главным образом по дворцо­вым памятникам. Ассирийское зодчество примеча­тельно решительным объединением черт светской и храмовой архитектуры Двуречья. Дворцы асси­рийских царей, включенные в регулярную городс­кую планировку, представляли собой мощные ци­тадели, по плану — прямоугольные и возводимые на насыпной платформе. Многочисленные помеще­ния группировались вокруг асимметрично распо­ложенных открытых внутренних дворов. Сами по­мещения, как и храмы, нередко строились и по типу хеттско-хурритского бит-хилани или сочета­ли в своей планировке признаки различных типов. Парадные арочные ворота-порталы, обращенные к лежащему ниже городу, имели сторожевые башни с монументальными фигурами дворцовых духов-хранителей (шеду) в виде крылатых быков или львов с человеческой головой. В IX — начале VIII в. до н. э. шеду были пятиногими: пятая нога для смотрящего на изображение в профиль созда­вала иллюзию шага животного по направлению к зрителю. Как правило, в дворцовые комплексы включались храмовые помещения и зиккураты (дворец Саргона II в Дур-Шаррукине, VIII в. до н. э.). Однако они были более легкими по своим пропор­циям, строились в семь ярусов и располагались так, чтобы доминирующим в ансамбле оставался царский дворец.

Дворцовый декор обязательно включал в себя рельефы из алебастра и известняка с изображени-


ями мифологических сцен, эпизодов войны, охоты и придворного быта. Рельефы обычно помещались в нижней части стен, под росписями. Они распола­гались в виде фризов и отличались строгим подчи­нением изображения плоскости, торжественной статичностью и тщательной орнаментальной от­делкой. Ученые допускают, что они создавались по специально подготовленным картонам и, веро­ятно, при их изготовлении художники использова­ли наборы трафаретов рук, ног, голов и т. д. Идея прославления физической мощи героев проявля­лась в тщательной проработке мускулатуры фи­гур, подчеркнутой в их величественной пластике углубленными линиями (дворец Ашшурнасирпала П в Кальху, IX в. до н. а). Детали обычно передава­лись глубоко врезанным рельефом, украшения же более напоминали по технике гравировку.

Повествовательность и стремление к жизненной достоверности усиливаются в рельефных изобра­жениях VIII-VII вв. до н. э. Мастера-ассирийцы старались при этом не перегружать изображение; так, почти во всех композициях эпохи Ашшурна­сирпала отсутствует пейзаж. Примером могут слу­жить и позднейшие рельефы дворца Синнахериба в Ниневии (705-680 гг. до н. а), а также знаменитая «Умирающая львица» из дворца Ашшурбанипала в Ниневии (VII в. до н. э.) — произведение, отме­ченное исключительной экспрессией и достоверно­стью. Ассирийцы, восприняв в искусстве резьбы хеттские традиции, не просто развили их, но и



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: