Древний Восток. Искусство древнего мира

Бактрии искусство

Ашшурбанипал

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА





тальное дворцовое искусство. На ритонах, печа­тях, драгоценной посуде повторяются сцены борь­бы царя-героя с чудовищем, сцены жертвоприно­шения огненному божеству, символы верховного бога Ахурамазды, эпизоды триумфов и охоты.

В конце А. э. все чаще в искусстве появляются свидетельства сближения культурных принципов двух мировых империй: персидской и греческой. Уже при Ксерксе и в Греции, и в Иране суще­ствовала политическая концепция единого мира, на базе которой задолго до завоевательных похо­дов Александра начинается формирование нового этапа в культуре Ирана — предэллинизма.

Литература:

Луконин В. Г. Искусство Ирана // Искусство Древнего Востока. М., 1968.

АШШУРБАНИПАЛ, царь Ассирии (669 — ок. 633 г. до н. э.), вел длительную борьбу за сохране­ние Ассирийского государства в условиях непрек­ращающихся войн. Одно из важнейших военно-по­литический деяний А. — овладение Вавилонией и союзными ей царствами. А. — властитель, став­ший знаменитым в истории культуры благодаря составленной им обширной библиотеке клинопис­ных текстов на табличках, собранных по его при­казу по всей стране.

В собрание А. входили десятки тысяч древних исторических, религиозных, магических и научных текстов. Библиотека А. была открыта раскопками XIX столетия на месте Ниневии. Эти записи впос-

 

ледствии стали ключом ко всей науке и мифоло­гии древнейших областей Ближнего Востока.

БАКТРИИ ИСКУССТВО, собирательное назва­ние, часто применяющееся для обозначения памят­ников художественной культуры нескольких древ­них царств: архаической Бактрии (Бактрианы), Греко-Бактрийского царства, Кушанского царства. Древняя Бактрия охватывала территорию юга со­временного Узбекистана и Таджикистана, север Афганистана. Бактрия граничила с Согдом, частью державы Ахеменидов, и Маргианой, входившей в Парфянское царство. В У1_1У вв. до н. э. Бактрия также была частью Ирана эпохи Ахеменидов, а затем — империи Александра Македонского. После распада этой великой эллинистической державы на территории Бактрии возникло Греко-Бактрийское царство (около 250 г. до н. э. — между 140 и 130 гг. до н. э.). Позднее Бактрия вместе с соседним Согдом становится центром формирования Кушанского царства, созданного тохарами и рядом других пле­мен (отсюда произошло более позднее название Бактрии — Тохаристан). В эпоху Средневековья часть области Бактрии именовалась Балх (по на­званию главного города).

Бактрия — один из древних центров развития государственности и художественной культуры Средней Азии. В ахеменидский период наместником в столице, городе Бактре, всегда назначался пред­ставитель царского рода. «Страной тысячи городов»





называли Бактрию античные историки, а столица именовалась «матерью всех городов». Археологи­ческие раскопки давали очень немного сведений вплоть до XX в. В период владычества Ахемени-дов культура страны, по-видимому, развивалась в русле официального искусства Древнего Ирана. Изобразительное искусство времен Александра Македонского было до недавнего времени извест­но лишь по монетам с портретами царей, фигура­ми греческих богов и греческими надписями. Эти монеты, нередко представляющие собой шедевры эллинистического медальерного искусства, свиде­тельствуют о начавшемся в центре Азии слиянии греческих и местных традиций. Еще сильнее про­явился этот синкретизм в архитектуре вновь от­крытых городов Греко-Бактрийского царства.

Немногочисленные найденные здесь скульпту­ры выполнены в греческих (эллинистических) тра­дициях. Искусство Греко-Бактрийского царства составило одну из художественных школ восточ­ного эллинизма и сыграло важную роль в даль­нейшем развитии искусства Центральной и Сред-

 

ней Азии. Его традиции продолжаются и в памят­никах Кушанского царства.

Памятники архаических верований и искусства Древней Бактрии долгое время сохранялись кафи­рами Гиндукуша — потомками греков и македонян. Помимо святилищ огня, распространенных на всей территории Средней Азии, здесь существовали храмы, посвященные множеству различных бо­жеств. Храм Имру, верховного из них, по описа­ниям XIX в. представлял собой просторное соору­жение с квадратным портиком, крыша которого поддерживалась резными деревянными колоннами. Одни колонны были сплошь украшены рельефными изображениями бараньих голов, другие — покры­ты ажурной сеткой, которая представляла собой не что иное, как переплетающееся продолжение рисунка рогов. В ячейках располагались скульп­турные фигурки людей. Створки семи дверей на фасаде были покрыты тончайшей резьбой по де­реву и огромными резными фигурами сидящего бога Имру. Фасад храма также украшали изобра­жения голов коров и баранов, а под портиком на-


 

 



Деревянный всадник из Нуристана.

Кафирская резьба по дереву.

Современная работа по древним мотивам

 

КладФуллол. Фрагменты золотых

и серебряных сосудов.

У-\У вв. до н. э.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: