Гудеа
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
«Гизехские головы»
Зиккурат в Чога-Замбиле. XIII в. до н. э.
От периода возвышения этого легендарного города сохранилось мало памятников; наиболее значительные из них — диоритовая стела со сводом законов царя Хаммурапи и росписи дворца правителя Зимри-лима в Мари с многоцветными мифологическими сценами на стенах, напоминающими древнеегипетские росписи. Заметные новшества появляются и в строительстве зиккуратов, примером чего может служить пятиступенчатый зиккурат религиозного центра Элама Дур-Унташа (ныне Чога-Замбиль), гораздо более сложный в плане детализации, чем шумерские храмы. Он включает в себя арки, сводчатые помещения, сложные переходы и явно несет следы воздействия дворцового зодчества (XIII в. до н. а). Круглая скульптура выполняется главным образом из алебастра и отличается несколько стилизованной выразительностью, в которой заметно стремление к передаче жизненно достоверных деталей.
Очередной этап в развитии В.-а. к. связан с возвышением Ассирии, искусство которой складывается во П тыс. до н. э. под воздействием культур Аккада и древнего племени хеттов (рельефы дворца в Кар-Тукульти-Нинурта, XIII в. до н. э.). Искусство Ассирии резко выделяется из всего исторического комплекса В.-а. к. благодаря обилию военной и триумфальной тематики в его памятниках. Особая область ассирийской культуры — дворцовое зодчество, в котором объединились принципы светской и храмовой архитектуры Двуречья. Величие ассирийских архитектурных памятников во многом обеспечивается и их развитым декором, среди сохранившихся образцов которого имеются монумен-
|
|
тальные росписи и полихромные декоративные панно, украшавшие дворцовые стены и ворота. Расцвета в эту эпоху достигает также круглая двор-цово-храмовая скульптура (статуя Ашшурнасирпа-ла), глиптика, резьба. Своеобразие ассирийского искусства обеспечивается необычайно интенсивным взаимодействием в ходе его становления черт многочисленных исторических культур разных народов. Падение Ассирии оборвало историю ее своеобразного искусства, одного из ярчайших в В.-а к
В конце VII в. до н. э. кратковременный расцвет вновь переживает искусство Вавилона (т. н. нововавилонский период). Выдающимися памятниками этой эпохи являются дворец Навуходоносора II и храмовый комплекс Эсагила. После завоевания Вавилона Ахеменидами (539 г. до н. э.) и его вхождения в государство Селевкидов В.-а. к. испытывает влияние персидского, а позднее эллинистического искусства. В свою очередь, позднее вавилонское искусство и некоторые общие принципы В.-а. к. воздействовали на становление культуры Ирана и Парфии.
|
|
Литература:
Крамер С. Н. История начинается в Шумере: Пер. с англ. М., 1968.
Матье М. Э., Афанасьева В. К., Дьяконов И. М., Луконин В. Г. Искусство Древнего Востока: Памятники мирового искусства. М., 1968. Сер. 1. Вып. 2.
Скульптурная голова из Гизы. XXVII в. до н. э. |
«ГИЗЕХСКИЕ ГОЛОВЫ», группа скульптурных памятников, найденных в некрополе Гизы и относящихся к периоду правления IV династии фа-
раонов Древнего Египта (эпоха Древнего царства, ок. XXVII в. до н. э.). Г. г. выполнены почти в натуральную величину, без традиционной раскраски, характерной для известняковых портретных и ритуальных изображений.
Вероятно, они служили моделями, отражающими портретные черты усопшего, над статуями которого работал мастер. Г. г. лишены обязательных атрибутов погребального изображения — платка-клафта, парика, символических украшений. Предположение об их вспомогательной роли подтверждается наличием на некоторых из них пометок мастера. По завершении работы над гробницей в нее вместе с каноническими изображениями помещались и головы-модели, что позволяет считать Г. г. архаической разновидностью скульптурного портрета в искусстве Древнего Египта.
ГИПОСТИЛЬ (от греч. ЫрозШоз — поддерживаемый колоннами), обширное крытое помещение (зал храма или дворца), потолок которого опирается на многочисленные, часто поставленные колонны. Г., или гипостильные залы, были распространены в архитектуре народов Древнего Востока (Египет, Иран).
ГЛИПТИКА (греч. §Ирт.1ке, от §1урпо — вырезать), искусство резьбы на камне, в том числе на драгоценных и полудрагоценных камнях. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили знаками собственности, амулетами и украшениями и были распространены в культуре Месопотамии, Персии, Древнего Египта. Выполнялись они из мягких или твердых видов камня вручную или с помощью примитивных станков с вращающимися резцами. Геммы с углубленными изображениями называются инталиями, с выпуклыми — камеями.
Произведения Г., созданные в Древнем Двуречье, представляют собой главным образом цилиндрические печати (инталии), оттиски которых дают развернутые поясами многофигурные композиции. На древнейших печатях Шумера (начало III тыс. до н. э.) часто встречаются наивно-реалистические фигуры животных и людей, бытовые и мифологические сценки. В культуре Древнего Двуречья были выработаны общие для всех скульптурных изображений приемы, в том числе традиция «построчного» изображения эпизодов сюжета. Фризо-образное расположение фигур на плоскости, помещение нескольких фризов (регистров) друг над другом, подобно строчкам текста, стали принципом построения рельефных композиций, широко применявшимся и в Г.
В классический период шумеро-аккадского искусства изображения на печатях на длительное
Оттиски цилиндрических печатей с изображением
борьбы человекобыка со львом и с изображением героя,
приводящего чудовище на суд бога солнца Уту
(Шамаша). Месопотамия. Конец III тыс. до н. э.
время приобретают условный характер, зачастую превращаясь в подобие геометрического узора. Однако жизненно достоверные черты вновь усиливаются в Г. периода Аккада (XXIII в. до н. а): изображения становятся более объемными, пластическое решение обретает динамику и свободу. В памятниках Г. периода Аккада появляется безупречное чувство композиции; исключительно и разнообразие их сюжетов: от военных сцен до жанровых изображений, от персонажей и эпизодов мифологии до сценок, взятых из фольклора. Аккадские резчики полнее, чем мастера других пластических форм, отражали мир эпоса, сказки, быта Двуречья. Значительно раньше, нежели в других областях изобразительного искусства, в Г. стали появляться элементы пейзажа.
|
|
Традиции Аккада продолжились в искусстве Ассирии (I тыс до н. а), для которого в Г. характерно богатство тематики, особая тщательность отделки и тяготение к декоративной орнаментальности. С традициями месопотамской Г. связаны геммы Урарту (ГХ— VII ва до н. э.) и Ахеменидской Персии (VI—V вв. до н. а). Печати Египта имеют, как правило, форму священного жука скарабея. На нижней стороне печати вырезались мифологические сцены или иероглифические тексты, подчиненные плоскости камня. Искусство Г. было широко распространено в культуре эгейского мира и античной Греции и Рима.
ГУДЕА (ХХП в. до н. а), правитель г. Лагаша, входившего в Шумеро-Аккадское государство и процветавшего в послеаккадский период. Г., при дворе которого работало множество мастеров со