Древний восток «Гизехские головы»

Гудеа

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

 

«Гизехские головы»


Зиккурат в Чога-Замбиле. XIII в. до н. э.

От периода возвышения этого легендарного го­рода сохранилось мало памятников; наиболее зна­чительные из них — диоритовая стела со сводом законов царя Хаммурапи и росписи дворца прави­теля Зимри-лима в Мари с многоцветными мифоло­гическими сценами на стенах, напоминающими древнеегипетские росписи. Заметные новшества появляются и в строительстве зиккуратов, приме­ром чего может служить пятиступенчатый зикку­рат религиозного центра Элама Дур-Унташа (ныне Чога-Замбиль), гораздо более сложный в плане дета­лизации, чем шумерские храмы. Он включает в себя арки, сводчатые помещения, сложные переходы и явно несет следы воздействия дворцового зодче­ства (XIII в. до н. а). Круглая скульптура выполня­ется главным образом из алебастра и отличается несколько стилизованной выразительностью, в ко­торой заметно стремление к передаче жизненно достоверных деталей.

Очередной этап в развитии В.-а. к. связан с возвы­шением Ассирии, искусство которой складывается во П тыс. до н. э. под воздействием культур Аккада и древнего племени хеттов (рельефы дворца в Кар-Тукульти-Нинурта, XIII в. до н. э.). Искусство Ас­сирии резко выделяется из всего исторического комплекса В.-а. к. благодаря обилию военной и три­умфальной тематики в его памятниках. Особая об­ласть ассирийской культуры — дворцовое зодче­ство, в котором объединились принципы светской и храмовой архитектуры Двуречья. Величие асси­рийских архитектурных памятников во многом обеспечивается и их развитым декором, среди со­хранившихся образцов которого имеются монумен-

 

тальные росписи и полихромные декоративные панно, украшавшие дворцовые стены и ворота. Расцвета в эту эпоху достигает также круглая двор-цово-храмовая скульптура (статуя Ашшурнасирпа-ла), глиптика, резьба. Своеобразие ассирийского искусства обеспечивается необычайно интенсив­ным взаимодействием в ходе его становления черт многочисленных исторических культур разных на­родов. Падение Ассирии оборвало историю ее своеобразного искусства, одного из ярчайших в В.-а к

В конце VII в. до н. э. кратковременный расцвет вновь переживает искусство Вавилона (т. н. новова­вилонский период). Выдающимися памятниками этой эпохи являются дворец Навуходоносора II и храмо­вый комплекс Эсагила. После завоевания Вавилона Ахеменидами (539 г. до н. э.) и его вхождения в госу­дарство Селевкидов В.-а. к. испытывает влияние пер­сидского, а позднее эллинистического искусства. В свою очередь, позднее вавилонское искусство и некоторые общие принципы В.-а. к. воздействовали на становление культуры Ирана и Парфии.

Литература:

Крамер С. Н. История начинается в Шумере: Пер. с англ. М., 1968.

Матье М. Э., Афанасьева В. К., Дьяконов И. М., Луконин В. Г. Искусство Древнего Востока: Памятники мирового искус­ства. М., 1968. Сер. 1. Вып. 2.

 

Скульптурная голова из Гизы. XXVII в. до н. э.

 

«ГИЗЕХСКИЕ ГОЛОВЫ», группа скульптурных памятников, найденных в некрополе Гизы и от­носящихся к периоду правления IV династии фа-





раонов Древнего Египта (эпоха Древнего царства, ок. XXVII в. до н. э.). Г. г. выполнены почти в нату­ральную величину, без традиционной раскраски, характерной для известняковых портретных и ри­туальных изображений.

Вероятно, они служили моделями, отражающи­ми портретные черты усопшего, над статуями ко­торого работал мастер. Г. г. лишены обязательных атрибутов погребального изображения — платка-клафта, парика, символических украшений. Пред­положение об их вспомогательной роли подтверж­дается наличием на некоторых из них пометок мастера. По завершении работы над гробницей в нее вместе с каноническими изображениями по­мещались и головы-модели, что позволяет считать Г. г. архаической разновидностью скульптурного портрета в искусстве Древнего Египта.

ГИПОСТИЛЬ (от греч. ЫрозШоз — поддержива­емый колоннами), обширное крытое помещение (зал храма или дворца), потолок которого опира­ется на многочисленные, часто поставленные ко­лонны. Г., или гипостильные залы, были распрост­ранены в архитектуре народов Древнего Востока (Египет, Иран).

ГЛИПТИКА (греч. §Ирт.1ке, от §1урпо — выре­зать), искусство резьбы на камне, в том числе на драгоценных и полудрагоценных камнях. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили зна­ками собственности, амулетами и украшениями и были распространены в культуре Месопотамии, Персии, Древнего Египта. Выполнялись они из мяг­ких или твердых видов камня вручную или с по­мощью примитивных станков с вращающимися резцами. Геммы с углубленными изображениями называются инталиями, с выпуклыми — камеями.

Произведения Г., созданные в Древнем Двуре­чье, представляют собой главным образом цилинд­рические печати (инталии), оттиски которых дают развернутые поясами многофигурные композиции. На древнейших печатях Шумера (начало III тыс. до н. э.) часто встречаются наивно-реалистические фигуры животных и людей, бытовые и мифологи­ческие сценки. В культуре Древнего Двуречья были выработаны общие для всех скульптурных изображений приемы, в том числе традиция «по­строчного» изображения эпизодов сюжета. Фризо-образное расположение фигур на плоскости, по­мещение нескольких фризов (регистров) друг над другом, подобно строчкам текста, стали принци­пом построения рельефных композиций, широко применявшимся и в Г.

В классический период шумеро-аккадского ис­кусства изображения на печатях на длительное

 

Оттиски цилиндрических печатей с изображением

борьбы человекобыка со львом и с изображением героя,

приводящего чудовище на суд бога солнца Уту

(Шамаша). Месопотамия. Конец III тыс. до н. э.

время приобретают условный характер, зачастую превращаясь в подобие геометрического узора. Од­нако жизненно достоверные черты вновь усилива­ются в Г. периода Аккада (XXIII в. до н. а): изобра­жения становятся более объемными, пластическое решение обретает динамику и свободу. В памятни­ках Г. периода Аккада появляется безупречное чувство композиции; исключительно и разнообра­зие их сюжетов: от военных сцен до жанровых изображений, от персонажей и эпизодов мифоло­гии до сценок, взятых из фольклора. Аккадские резчики полнее, чем мастера других пластических форм, отражали мир эпоса, сказки, быта Двуре­чья. Значительно раньше, нежели в других облас­тях изобразительного искусства, в Г. стали появ­ляться элементы пейзажа.

Традиции Аккада продолжились в искусстве Асси­рии (I тыс до н. а), для которого в Г. характерно бо­гатство тематики, особая тщательность отделки и тяготение к декоративной орнаментальности. С тради­циями месопотамской Г. связаны геммы Урарту (ГХ— VII ва до н. э.) и Ахеменидской Персии (VI—V вв. до н. а). Печати Египта имеют, как правило, форму свя­щенного жука скарабея. На нижней стороне печати вырезались мифологические сцены или иероглифи­ческие тексты, подчиненные плоскости камня. Ис­кусство Г. было широко распространено в культуре эгейского мира и античной Греции и Рима.

ГУДЕА (ХХП в. до н. а), правитель г. Лагаша, входившего в Шумеро-Аккадское государство и процветавшего в послеаккадский период. Г., при дворе которого работало множество мастеров со

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: