Древнего Двуречья искусство
Джемдет-наср культура
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
всех концов царства, вошел в историю как строитель ряда дворцов, храмов и других зданий, как властитель, поощрявший искусства и ремесла.
ДЖЕМДЕТ-НАСР КУЛЬТУРА, период истории культуры до династического Шумера, получивший название по одному из слоев археологических раскопок энеолитического земледельческого поселения неподалеку от Вавилона. Датируется концом IV тыс. до н. э. и исторически следует непосредственно за периодами культуры Убайда (Эль-Обейд) и культуры Урука. Памятниками Д.-Н. к. являются руины жилых построек и дворца или храма, в котором найдены глиняные таблички с пиктографическими знаками. Для предметов утвари Д.-Н. к. типичны одноцветная и многоцветная глиняная посуда с геометрическим орнаментом и каменные сосуды, а также медные изделия и печати с изображениями людей и животных; цилиндрические печати с элементами пейзажных мотивов (т. н. печати стиля Д.-Н. к.).
|
|
Литература:
Чайлд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956.
ДОДИНАСТИЧЕСКОГО ЕГИПТА ИСКУССТВО, памятники египетской культуры, восходящие к эпохе неолита и включающие в себя украшенные предметы бытовой утвари и культовые веши. От эпохи палеолита до наших дней дошли лишь предметы утилитарного назначения, которые могут быть оценены с точки зрения искусства только с большой долей условности. В рамках до-династического периода, завершившегося объединением Верхнего и Нижнего Египта под властью царя Юга Менеса (XXVIII в. до н. а), ученые выделяют несколько сменявшихся последовательно культур: на Севере — Меримде-Бени-Саламе, Эль-Омари и Маади; на Юге — бада-рийская, тасийская, амратская, Негада. Особой значимостью отличается герцейская (герзейская) культура, или Негада-П, развивавшаяся на всей территории Египта в IV тыс. до н. э. Далеко не каждая из них в равной степени богата художественными памятниками. Подавляющее их большинство относится к сфере погребального культа, чрезвычайно важного в позднейшей истории Египта и повлиявшего на формирование практи-
Культовый сосуд из храма богини Инанны. Период Джемдет-Наср. Алебастр. Начало III тыс. до н. э.
Керамический сосуде росписью. Египет. Начало III тыс. до н. э.
чески всех его форм и жанров. Предметы погребального назначения обнаружены в неолитических захоронениях, относящихся к бадарийской культуре: они изготовлены из камня и представляют собой массивные сосуды строгой геометрической формы в виде чаш или ваз. Отсутствие декора заменялось фактурой камня (диорита, алебастра, цветного гранита, порфира). Поверхность сосудов, матовая или блестящая, была тщательно обработана. Из тех же материалов изготавливались и женские украшения.
|
|
Появление керамики и ее лучшие ранние образцы относятся к культурам Таса и Меримде-Бени-Саламе. Начиная с эпохи энеолита керамика после обжига декорируется красной краской в геометрическом стиле. Среди узоров преобладают спирали, треугольники, штриховка различных типов.
В эту же эпоху быстро развивается строительная техника; благодаря применению сырцового кирпича появляются прямоугольные постройки. Совершенствуется искусство росписи керамических изделий: впервые появляются сюжетные композиции ритуального характера. Особенно часто ни изображают сцену охоты. В памятниках культуры Негада (амратской) детализация сюжетных росписей становится более заметной. Особенно начительную роль этой культуре придает то об-тоятельство, что здесь начинает формироваться наменитый канон египетского искусства, в частности прием совмещения изображений в профиль и:-:фас. Герцейская культура продолжает становле--тие и совершенствование этих форм и приемов; обенно разнообразными становятся керамичес-:е расписные изделия, украшенные изображениями животных, птиц, плывущих лодок. Египетский Танон обретает устойчивые очертания в ритуаль-ьгх росписях древних гробниц (погребение вождя Лераконполе). Стены подземных гробниц к этому:-мени стали облицовывать кирпичом и штукату-ггь. По этому слою яркими локальными цветами ^.лолнялась роспись с контурной обводкой. Фигу-: располагались по принципу заполнения свобод-
поля на поверхности стены. Наиболее выразительны декоративные украше-я. выполненные на вещах прикладного или тьтового назначения. Сцены, изображенные на верных ритуальных палетках, булавах, руко--:ах ножей для жертвоприношения, развертыва-1 по принципу поясов-регистров в вертикаль-или горизонтальном направлении. Многие из предметов уже не имели утилитарного научения; ритуальная же их специфика проявля-= в таинственной фантастичности и причудливое-:зображений, в которых повторяются священные -тки или животные (чаще других бык, лев —
типичные для культа владыки — и шакал — как существо, связанное с загробным миром). Некоторые сюжеты могут быть прочтены как иносказание эпизодов борьбы Верхнего и Нижнего Египта. Такие произведения становятся особенно многообразными и популярными в эпоху Раннего царства.
ДРЕВНЕГО ДВУРЕЧЬЯ ИСКУССТВО, памятники материальной культуры Месопотамии, вплоть до возникновения Вавилоно-Ассирийского царства. Многовековую историю Древнего Двуречья принято условно расчленять на отрезки по наименованию городищ и мест первых находок, типичных для каждого периода. Самые ранние из них, восходящие к эпохе неолита, — период Халаф (конец VI-V тыс. до н. а) и период Убайд (4000-3500 гг. до н. а). Время распада первобытнообщинного строя приходится на периоды Урук (3500-3000 гг. до н. э.) и Джемдет-Наср (3000-2850 гг. до н. а).
Культовые статуэтки из Тель-ас-Саввана. V тыс. до н. э. |
Следующий большой период истории Древнего Двуречья связан с возвышением шумерских городов-государств Южного Двуречья: это Ур, Урук, Лагаш (2850-2400 гг. до н. а). Затем лидерство переходит к семитскому городу Аккаду (ХХГУ-ХХП вв. до н. э.), после чего происходит новое усиление Лагаша и Ура, длящееся до 1997 г. до н. а В XX-XVII вв. до н. э. большая часть Месопотамии объединяется под эгидой Вавилона, чья власть сменяется в XVI-XV вв. до н. а расцветом государства Миттани в Северном Двуречье. Параллельно происходит развитие государства хеттов (с XVII по XII в.). К XIV в. до н. э. доминирующее положение переходит к Ассирии, победившей в войне с Вави-