Искусство древнего мира. Изводят ритуалы, связанные с культом священного быка, который был одним из важных образов мест­ной религии. Это косвенно по

Кора

Колизей

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




изводят ритуалы, связанные с культом священного быка, который был одним из важных образов мест­ной религии. Это косвенно подтверждается и ус­тановленными возле южного входа каменными рога­ми посвящения, а также изображением игр с быком на предметах в минойских погребениях. Ответ на этот вопрос будет получен, когда появится воз­можность расшифровки линейного письма А — древнейшей письменности минойской цивилизации. Планировку К. д. частично повторяли дворцы в Фесте, Закросе и Маллии. Впервые они подверг­лись разрушению ок. 1700 г. до н. а, после чего были отстроены заново с еще большей пышностью (т. н. поздний дворцовый период). Ок. 1470 г. до н. э. цепь природных катаклизмов (вероятно, это были землетрясения, сопровождавшиеся пожарами) вто­рично разрушила К. д и др. В восстановленной рези­денции критских владык обосновались представите­ли чужеземной династии, начав последворцовыи период в древней истории Крита.

Литература:

Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры. М., 1961.

Ривкин Б. 14. Античное искусство // Малая история ис­кусств. М., 1972.

КОЛИЗЕЙ (от лат. соЬззеиз — громадный, ко­лоссальный), амфитеатр Флавиев в Риме, выдаю­щийся памятник древнеримской архитектуры, крупнейший из античных амфитеатров, созданный в эпоху Флавиев (75~80 гг. н. э.). Сооружение отли­чается гигантскими размерами и в плане представ­ляет собой эллипс длиной ок. 190 м и шириной 156 м Места для зрителей, поднимающиеся уступами в четыре яруса вокруг арены, были рассчитаны на 50 тыс. человек. К. был предназначен для гладиа-


торских боев, травли диких зверей и других зре­лищ. Постройка выполнена из туфа, с облицовкой наружных стен более твердыми породами; для




АНТИЧНОСТЬ



 
 


конструкций сводчатых галерей были использова­ны кирпич и бетон. Трибуны К. были покрыты мра­мором и множеством скульптур (украшения К. не сохранились). С наружной стороны К. имеет три яруса величественных аркад тосканского, ионичес­кого и излюбленного в Риме коринфского ордеров, а также венчающий аттик, разделенный плоскими пилястрами. Ярусы аркад скрывали за собой три­буны и бесчисленные подсобные помещения, в том числе клетки и загоны для зверей; помещения со сценическими механизмами; комнаты гладиаторов.

Наметившееся в годы республики стремление к рациональной конструктивности получило в ар­хитектуре К. полное выражение. Прочность соору­жения обеспечивалась жесткой связью 80 радиаль­ных и семи эллиптических стен. Таким образом, в римской архитектуре формировались принципы, которые позднее будут развиты в готическом зод­честве. В архитектурных формах К. и других амфи­театров нашла воплощение идея величия Рима, до­стигшего зенита своего могущества.

Литература:

Цирес А. Г. Архитектура Колизея. М., 1940.

КОНТУРНАЯ ЖИВОПИСЬ, вид фигурного или орнаментального изображения на поверхности (на­пример, на стенках сосуда), при котором наносил­ся контурный рисунок, а пустоты оставались сво­бодными. Очерченная кистью часть изображения в некоторых случаях штриховалась или покрыва­лась рисунком в виде пунктира. Иногда часть кон­тура (на вазах УП-У1 вв. до н. э.) окрашивалась в другой цвет.

КОРА (от греч. коге — девушка), современное название архаической статуи стоящей девушки в длинном пеплосе. Были во множестве найдены в афинском Акрополе и в других культовых цент­рах Древней Греции. К. служили даром, приноси­мым в святилище по обету. Появились в Малой Азии, в архаической ионийской пластике второй четверти VI в. до н. э., затем проникли в искусство Аттики.

Различаются К. ионического и аттического типов. Первые представляли собой статуи в пышно задра­пированных одеждах с декоративной, тщательно обработанной поверхностью. Аттических К. отлича­ют более пластично изображенные формы тела и обобщенная передача одежды. Оба типа скульптур, так же как и куросы, исполнены неподвижности и бесстрастности в сочетании со строгим изяществом. Аттические К., видимо, изображали юных жриц Афины и стояли на Акрополе возле храма богини. Многие из них созданы ионийскими мастерами. Ши­роко известна аттическая К., выполненная из парос-


Кора мастера из Хиоса. Ок. 520 г. до н. э.

Кора. Деталь. Ок. 520 г. до н. э.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: