АНТИЧНОСтЬ

Кносский дворец

.:...........

Кносский дворец



чеством Андокида, ок. 530 г. до н. а), но и заметное преобладание в искусстве вазописи сюжетов, взя­тых из повседневной жизни. Вместе с тем до конца классической эпохи в этом виде искусства сохраня­ется традиционная мифологическая и героико-ис-торическая тематика. К концу периода высокой классики возросший интерес к человеческой инди­видуальности приводит к расцвету скульптурного портрета (Деметрий из Алопеки, Лисипп).

Литература:

Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.

Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады. М., 1970.

Колпинский Ю. Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции. М., 1970.

Михайлов Б. П. Витрувий и Эллада. Основы античной теории архитектуры. М., 1967.

КНОССКИЙ ДВОРЕЦ, наиболее знаменитый памятник зодчества минойской культуры, расцвет­шей на острове Крит ок. XVI в. до н. э. Впервые исследован английским археологом А. Эвансом на рубеже Х1Х-ХХ вв. Принято считать, что К. д. является легендарным лабиринтом, в который был заключен Минотавр, побежденный афинским геро­ем Тесеем. Согласно легенде, создателем К. д. был великий Дедал, выстроивший дворец по египетс­кому образцу, причем мастер сам не знал, сколь­ко в нем помещений. Возможно, что название «ла­биринт» происходит от изображения священного двулезвийного топора-лабриса, которое встреча­ется в кносских стенных росписях (зал Двойного топора) и на керамических изделиях.


К. д. расположен на невысоком холме и занимает площадь приблизительно 120 х 120 м. К. д. не име­ет четко выверенного симметричного плана, как, например, египетские дворцы и храмы. Он свобод­но и прихотливо раскинулся на занимаемой терри­тории, органично вписываясь в холмистый ланд­шафт Крита. Центральное место в его грандиозном ансамбле занимает прямоугольный открытый двор длиной ок. 60 м, вытянутый с севера на юг и неког­да выложенный плитами. Со всех сторон ко двору примыкали построенные в разное время помеще­ния. Часть из них расположена на уровне главного двора, другие же залы находятся ниже или на один-два этаже выше. В нижних помещениях за­падного крыла К. д. находились обширные кладо­вые, сокровищница и оружейная. В восточном — помещались мастерские художников и ремеслен­ников, работавших во дворце. При раскопках был обнаружен архив К. д., содержавший таблички с т. н. линейным письмом Б — древнейшей пись­менностью на греческом языке.

В обеих половинах К. д. насчитываются сотни по­мещений. Среди них есть парадные залы, жилые комнаты, святилища, бассейны, площадка для культовых театральных представлений. Залы и


Рога посвящения возле южных пропилеи Кносского дворца. XVI в. до н. э.





комнаты дворца соединены между собою отлогими каменными лестницами и широкими верандами, обращенными в сторону центрального двора. Лест­ничные клетки, прорезавшие здание снизу довер­ху, были открытыми и служили световыми колодца­ми, создавая не только исключительно изысканную и разнообразную систему освещения, но и систему вентиляции. Во дворце, как и в большинстве гре­ческих и римских крупных построек, имелись ван­ные комнаты и канализация.


Стиль К. д., напоминая и о египетском, и о гре­ческом зодчестве, все же остается уникальны:.: В большинстве залов перекрытия поддерживал;::; деревянными колоннами необычной конфигурации стоявшими на каменных базах. Они имели расши­рявшуюся кверху форму ствола и служили опор-;: также для лестничных клеток, образуя поднимаю­щуюся по ступеням колоннаду. В настоящее время часть этих колонн реконструирована в камне.

Убранство К. д., главным образом росписи:: сырой штукатурке, свидетельствует о необычай­ной утонченности и рафинированности вкуса древ­них мастеров. При гибели К. д. в пожаре во время землетрясения фрески его сильно пострадали, н некоторые изображения удалось восстановить из фрагментов, после чего был выполнен ряд рестав­раций по найденным образцам. Залы с фреска:.:;: имели обычно панель, над которой до потолка, и даже на потолке, располагались узоры и фигур­ные изображения. Особенно богато был украшен т. н. тронный зал, одно из культовых помещен:ш:-:а втором этаже в западном крыле дворца. Стены ег~ были расписаны по алому фону фигурами грифо­нов среди побегов папируса, на возвышении стоял жреческий или царский трон, названный А. Эван-сом «древнейшим престолом Европы». На стенах Па­радных комнат монументальные росписи изобража­ли величественное шествие с жертвенными дарам: Росписи располагались в два яруса, напоминая в этом отношении композицию древнеегипетскс г расписного рельефа.

Но стиль изображений в К. д. не имеет ничег общего с размеренной, неторопливой ритмик*;: египетских фризов. Фигуры удивительно разнооб­разны по облику, характеру движения, выраже­нию лиц и пышным многоцветным нарядам. На дру­гих кносских фресках изображены религиозные;: светские церемонии, театральные представления, танцы в саду, детские игры, пиры на открыт'.:.: воздухе. К числу самых известных и одновременна загадочных изображений относятся кносские женс­кие портреты. Придворные дамы изображена: в широких, пышных декольтированных платьях их высокие прически венчают диадемы, руки шею обильно украшают драгоценности. Мирову:-известность получило изображение кокетливо На­ряженной молодой женщины с накрашенными гу­бами, названной археологами Парижанкой.

В восточном крыле К. д. находятся не менее зна­менитые фрески, к тому же связанные с легенл: о Лабиринте. Это росписи на тему игр с бык:.: Неясно, существовали ли эти опасные зрелища:-самом деле, или это всего лишь фантазия хул;.-ника, иллюстрация к давним преданиям. Возм>.:■ но, что фрески восточного крыла сюжетно вое"'




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: