Классическое искусство
Классическое искусство
щий элементы симметрии и асимметрии, ионики и дорики, рассчитанный на непрерывную и последовательную смену точек зрения. Иктин и Калликрат воздвигают знаменитый храм Афины-Девы — Парфенон (447-438 гг. до н. э.), воплощая в его строгих и гармоничных пропорциях триумф победы.
Мнесикл строит величественные Пропилеи, оставшиеся безвестными гениальные зодчие создают изысканный в своем изяществе Эрехтейон (421 — 406 гг. до н. э.). Строго архитектоничное скульптурное убранство этих храмов отражает обобщенное и целостное восприятие мира, избегающее частностей и деталей и возводящее в статус высшей эстетической ценности спокойную и величественную гармонию.
С начала IV в. до н. э. (после Пелопоннесской войны), в период кризиса полисной культуры, происходит постепенное угасание этих эстетических идеалов, отразившееся и в развитии архитектуры. Большее внимание уделяется уже не храмовому строительству, а возведению сооружений, связанных с повседневной жизнью человека, — одеонов, гимнасиев, палестр, театров (величайшим памятником этой эпохи является театр в Эпидавре, 350-330 гг. до н. э., архитектор Поликлет Младший).
Композиция греческих театров классической эпохи легла в основу дальнейшего развития такого типа сооружений. Проявляется совершенно новая тенденция к увековечению памяти исторических личностей в монументальных усыпальницах (мавзолей в Галикарнасе, ок. 350 г. до н. э.). Сооружения такого рода уже не соотнесены с человеческой мерой и предвосхищают появление грандиозных построек периода эллинизма и зодчество Древнего Рима.
Голова эфеба. Начало IV в. до н. э. |
Изобразительные искусства в период классики достигают наивысшего расцвета. В особенности это касается всех видов скульптуры. Именно в ней на рубеже VI—V вв. до н. э., в эпоху расставания с искусством архаики, происходят решительные перемены. Преодолевая условность и незыблемость архаических форм, скульпторы ставят своей целью передачу всего многообразия движений и эмоциональных состояний. При этом из К. и. не исчезает идея возвышенной обобщенности, созерцательности и благородного покоя. Художественные принципы скульптуры первой половины V в. до н. э. характеризуются понятием строгого стиля, вызвавшего к жизни такие шедевры пластики, как скульптуры храма Афины Афайи на острове Эгина, фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии. В раннекласси-
АНТИЧНОСе
МЛ 1А 1ЛО* 1 <»'■--•••.--».•*.«>•., -, > •,< м !(м,ч м.Ч
Саркофаг плакальщиц из Сидона (рельеф). Середина IV в. до н. э.
ческой пластике, наряду с героическими образами (Нике работы Пеония, статуя Посейдона с мыса Артемисий, ок. 450 г. до н. а), создаются возвышенно-лирические произведения (рельефы т. н. трона Лудовизи, вторая четверть V в. до н. э.). Творческие поиски мастеров этого периода завершает Мирон, чьи скульптурные произведения впервые достигают искомого идеала равновесия абсолютной уравновешенности и скрытого напряжения.
В искусстве высокой классики новые эстетические критерии приобрели самое разное воплощение, связанное с деятельностью целой плеяды выдающихся мастеров, обладавших неповторимой самобытностью дарования. Универсальность и блестящее мастерство в передаче пластики человеческого тела, свойственные искусству Фидия, интерес к человеческой индивидуальности, проявившийся з портретных работах Кресилая, — все это привело к выдвижению скульптуры на передний план культурной истории. В эти и последующие годы в К. и. скульптуры складываются два основных направления, связанных с различными подходами к реализации в человеческой фигуре идеала совершенной гармонии. Создание этого образа в одном случае
(в творчестве Мирона) решалось путем выявления динамики, вернее, отражения в скульптуре момента, завершенного жеста и движения. В другом случае (творчество Поликлета) рождался образ, внешне находящийся в покое, но исполненный скрытой внутренней энергии. В творчестве Фидия нашли воплощение обе тенденции.
Однако соперничество двух подходов сохраняется в скульптуре эпохи и у мастеров последующего поколения. Необычайный, напряженный динамизм, даже драматизм отличают многие работы Скопа-са, запечатлевшего в своих работах красоту неудержимого стихийного порыва. В работах Пракси-теля, напротив, преобладают созерцательность и интимно-лирическое настроение, элегический покой. В связи с той значимостью, которую получила тема индивидуального человеческого переживания, в классической скульптуре постепенному переосмыслению подвергается сам канон.
В работах Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского, проявляется острое ощущение изменчивой, драматически сложной жизни мира и человека; в героическую тематику вплетаются ноты возбуждения, тревоги, утраты ясной устойчивости.
Верность других мастеров идеалам гармоничного и величественного покоя оборачивается холодком академизма, официальной изысканности, как происходит это с искусством Леохара.
Памятников живописи эпохи К. и. сохранилось немного; значительную роль в выработке представлений о ее характере играет вазопись. В начале классической эпохи она несет на себе отпечаток строгого стиля (Эксекий, Евфроний, Дурис, Мастер Брига и мн. др.). Особенностью этого периода является не только переход большинства мастеров к технике краснофигурной росписи (связан с твор-