Искусство древнего мира. Щий элементы симметрии и асимметрии, ионики и дорики, рассчитанный на непрерывную и последо­вательную смену точек зрения. Иктин и калликрат воздвигают

Классическое искусство

Классическое искусство



щий элементы симметрии и асимметрии, ионики и дорики, рассчитанный на непрерывную и последо­вательную смену точек зрения. Иктин и Калликрат воздвигают знаменитый храм Афины-Девы — Пар­фенон (447-438 гг. до н. э.), воплощая в его строгих и гармоничных пропорциях триумф победы.

Мнесикл строит величественные Пропилеи, ос­тавшиеся безвестными гениальные зодчие создают изысканный в своем изяществе Эрехтейон (421 — 406 гг. до н. э.). Строго архитектоничное скульптур­ное убранство этих храмов отражает обобщенное и целостное восприятие мира, избегающее част­ностей и деталей и возводящее в статус высшей эстетической ценности спокойную и величествен­ную гармонию.

С начала IV в. до н. э. (после Пелопоннесской вой­ны), в период кризиса полисной культуры, проис­ходит постепенное угасание этих эстетических идеалов, отразившееся и в развитии архитектуры. Большее внимание уделяется уже не храмовому строительству, а возведению сооружений, связан­ных с повседневной жизнью человека, — одеонов, гимнасиев, палестр, театров (величайшим памят­ником этой эпохи является театр в Эпидавре, 350-330 гг. до н. э., архитектор Поликлет Младший).


Композиция греческих театров классической эпохи легла в основу дальнейшего развития такого типа сооружений. Проявляется совершенно новая тен­денция к увековечению памяти исторических лич­ностей в монументальных усыпальницах (мавзолей в Галикарнасе, ок. 350 г. до н. э.). Сооружения такого рода уже не соотнесены с человеческой мерой и предвосхищают появление грандиозных построек периода эллинизма и зодчество Древнего Рима.


Голова эфеба. Начало IV в. до н. э.

Изобразительные искусства в период классики достигают наивысшего расцвета. В особенности это касается всех видов скульптуры. Именно в ней на рубеже VI—V вв. до н. э., в эпоху расставания с ис­кусством архаики, происходят решительные пере­мены. Преодолевая условность и незыблемость ар­хаических форм, скульпторы ставят своей целью передачу всего многообразия движений и эмоцио­нальных состояний. При этом из К. и. не исчезает идея возвышенной обобщенности, созерцательнос­ти и благородного покоя. Художественные принци­пы скульптуры первой половины V в. до н. э. харак­теризуются понятием строгого стиля, вызвавшего к жизни такие шедевры пластики, как скульптуры храма Афины Афайи на острове Эгина, фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии. В раннекласси-



АНТИЧНОСе



МЛ 1ЛО* 1 <»'■--•••.--».•*.«>•., -, > •,< м !(м,ч м.Ч

Саркофаг плакальщиц из Сидона (рельеф). Середина IV в. до н. э.

ческой пластике, наряду с героическими образами (Нике работы Пеония, статуя Посейдона с мыса Артемисий, ок. 450 г. до н. а), создаются возвышен­но-лирические произведения (рельефы т. н. трона Лудовизи, вторая четверть V в. до н. э.). Творческие поиски мастеров этого периода завершает Мирон, чьи скульптурные произведения впервые достига­ют искомого идеала равновесия абсолютной урав­новешенности и скрытого напряжения.

В искусстве высокой классики новые эстетичес­кие критерии приобрели самое разное воплоще­ние, связанное с деятельностью целой плеяды вы­дающихся мастеров, обладавших неповторимой самобытностью дарования. Универсальность и бле­стящее мастерство в передаче пластики человечес­кого тела, свойственные искусству Фидия, интерес к человеческой индивидуальности, проявившийся з портретных работах Кресилая, — все это привело к выдвижению скульптуры на передний план куль­турной истории. В эти и последующие годы в К. и. скульптуры складываются два основных направле­ния, связанных с различными подходами к реали­зации в человеческой фигуре идеала совершенной гармонии. Создание этого образа в одном случае


(в творчестве Мирона) решалось путем выявления динамики, вернее, отражения в скульптуре момен­та, завершенного жеста и движения. В другом слу­чае (творчество Поликлета) рождался образ, внеш­не находящийся в покое, но исполненный скрытой внутренней энергии. В творчестве Фидия нашли воплощение обе тенденции.

Однако соперничество двух подходов сохраняет­ся в скульптуре эпохи и у мастеров последующего поколения. Необычайный, напряженный динамизм, даже драматизм отличают многие работы Скопа-са, запечатлевшего в своих работах красоту не­удержимого стихийного порыва. В работах Пракси-теля, напротив, преобладают созерцательность и интимно-лирическое настроение, элегический по­кой. В связи с той значимостью, которую получила тема индивидуального человеческого пережива­ния, в классической скульптуре постепенному пе­реосмыслению подвергается сам канон.

В работах Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского, проявляется острое ощу­щение изменчивой, драматически сложной жизни мира и человека; в героическую тематику вплета­ются ноты возбуждения, тревоги, утраты ясной ус­тойчивости.

Верность других мастеров идеалам гармоничного и величественного покоя оборачивается холодком академизма, официальной изысканности, как про­исходит это с искусством Леохара.

Памятников живописи эпохи К. и. сохранилось немного; значительную роль в выработке пред­ставлений о ее характере играет вазопись. В нача­ле классической эпохи она несет на себе отпечаток строгого стиля (Эксекий, Евфроний, Дурис, Мас­тер Брига и мн. др.). Особенностью этого периода является не только переход большинства мастеров к технике краснофигурной росписи (связан с твор-






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: