Введение. жизнь и плодородие земле и живым созданиям, предоставили Инанне роль, которая в других ми­фологических системах обычно выпадала на долю мужского божества

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




жизнь и плодородие земле и живым созданиям, предоставили Инанне роль, которая в других ми­фологических системах обычно выпадала на долю мужского божества. Инанна — дочь Энки или Наи­ны и сестра или супруга солнца, которую собратья обошли при первоначальном разделении обязанно­стей. В ответ на ее жалобы боги даруют ей дивную красоту и способность сеять раздор, разжигать распри и войны. Как богиня планеты Венера, Инан­на обозначалась звездой с восемью лучами; другой ее атрибут — лунный серп в виде рогов. Инанна — воплощение чувственной любви и таинственных сил природы. С ее именем связаны самые увлекатель­ные и искусные по композиции сказания. Мифоло­гический цикл «Инанна — Думузи», повествующий о любви богини и пастушьего бога, содержит мно­жество лирических песен, которые исполнялись на празднестве священного брака между царем и вер­ховной жрицей. Инанна как истинно природное бо­жество обречена проходить круговорот умирания — воскрешения в своем ежегодном путешествии в под­земное царство. Лишенная там своей волшебной силы и пораженная «взглядом смерти» подземной богини Эрешкигаль, Инанна будет вынуждена ради спасения разделить пребывание под землей со сво­им супругом Думузи. Так шумерская Венера обре­тает черты еще по меньшей мере двух знаменитых божеств, известных нам по египетской и греческой мифологии: Осириса и Персефоны.

Именно такой жизненный круг проходит аккадс­кая богиня Иштар (Астарта), попадающая однаж­ды в «страну без возврата». Со II тыс. до н. э. культ Инанны распространяется у хурритов и хеттов, где она отождествляется с местными богинями. Вобрав в себя некоторые черты обрядов, посвя­щенных Великой матери, культ богини типа Инан-ны-Иштар воплотил в себе важнейший мифологи­ческий мотив — повествование об умирающем и воскресающем божестве, чья загадочная гибель оказывается сплетенной с темой неумирающей природной силы, возрождения и возвращения вес­ны. Такова же и западносемитская богиня Астарта, воительница и «госпожа колесниц», владычица любви и морской стихии, почитавшаяся не только в утаритской мифологии, где впервые встречается упоминание о ней, но и у египтян и финикийцев. В Древнем Египте она отождествлялась с богиней Сехмет либо представала под своим собственным именем; в Карфагене ее образ повлиял на пред­ставления о крылатой богине Таннит. Культ женс­ких божеств, подобных Инанне-Астарте, был свя­зан с оргиастическими празднествами во имя плодородия, включавшими не только экстатичес­кие обряды, но нередко и самоистязания в каче­стве жертвы богине. Иннана-Иштар к тому же


еще и соединительное звено между космологичес­кими и героическими мифами. Одно из известней­ших сказаний шумеро-аккадского цикла повеству­ет о ее попытках добиться любви Гильгамеша, величайшего из героев эпоса «О все видевшем».

Множество культур и царств, вплоть до Кипра и Греции, приняли этот тип женского божества в свой пантеон, и далеко не случайно с такой оже­сточенностью вели борьбу с астартическим куль­том иудейские пророки, создававшие великую ре­лигию единого Бога.

Круг вавилонских божеств в целом весьма близок шумеро-аккадским. Главный его персонаж — «бо­жественный господин Вавилона» — Мардук, став­ший центральным божеством в период правления Хаммурапи. Мардук — владыка мирового порядка, мудрости, врачевания; судья, отец и повелитель остальных богов. Однако не он является самым старшим в вавилонском пантеоне. Прародительни­цей богов, удивительно похожей на древнегречес­кую Гею, является богиня довременного мирового хаоса Тиамат, некогда побежденная Мардуком. Пос­ледний же, подобно греческому Зевсу, возглавляет создание подчиненного законам Космоса, в частно­сти, создавая таблицы мировых судеб. Впослед­ствии эта роль достается его сыну Набу, богу наук и письменности. Мардук изображался в виде змеи с головой грифона, его обязательными атри­бутами были палка с кольцом и бумеранг. В число вавилонских божеств входили также царь подзем­ного мира Нергал и повелитель, защитник людей, бог счастливой войны, создатель скотоводства, строитель и целитель Нинурта.

В вавилонской эпико-мифологической литерату­ре господствует образ бога-воителя, поражающего чудовище, — в отличие от литературы шумерс­кой, где этот подвиг совершается смертным героем. В шумеро-аккадской, но еще более ярко — в ва­вилонской мифологии возникает характерный сю­жетный мотив, устанавливающий взаимосвязь ми­ровых судеб и подземного царства. Таблицы судеб, которыми владеют боги, определяют движение мира и мировых событий. Пишутся они в подзем­ном, загробном мире. Основу судеб составляют мо­гущественные силы и законы, называемые в ми­фологии Востока «ме». В мифах перечисляются «ме», представляющие все области жизни и куль­туры древней цивилизации: царские и жреческие функции, знаки власти, моральные установления, искусства и ремесла и т. д.

Религиозно-мифологические представления жи­телей Древнего Двуречья прямо воздействовали на формирование их искусства. Мир мифологичес­ких сказаний, тесно переплетенный с записями об исторических победах царей и героев, нашел отра­жение в монументальных каменных стелах, по-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: