Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Введение. жизнь и плодородие земле и живым созданиям, предоставили Инанне роль, которая в других ми­фологических системах обычно выпадала на долю мужского божества




ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




жизнь и плодородие земле и живым созданиям, предоставили Инанне роль, которая в других ми­фологических системах обычно выпадала на долю мужского божества. Инанна — дочь Энки или Наи­ны и сестра или супруга солнца, которую собратья обошли при первоначальном разделении обязанно­стей. В ответ на ее жалобы боги даруют ей дивную красоту и способность сеять раздор, разжигать распри и войны. Как богиня планеты Венера, Инан­на обозначалась звездой с восемью лучами; другой ее атрибут — лунный серп в виде рогов. Инанна — воплощение чувственной любви и таинственных сил природы. С ее именем связаны самые увлекатель­ные и искусные по композиции сказания. Мифоло­гический цикл «Инанна — Думузи», повествующий о любви богини и пастушьего бога, содержит мно­жество лирических песен, которые исполнялись на празднестве священного брака между царем и вер­ховной жрицей. Инанна как истинно природное бо­жество обречена проходить круговорот умирания — воскрешения в своем ежегодном путешествии в под­земное царство. Лишенная там своей волшебной силы и пораженная «взглядом смерти» подземной богини Эрешкигаль, Инанна будет вынуждена ради спасения разделить пребывание под землей со сво­им супругом Думузи. Так шумерская Венера обре­тает черты еще по меньшей мере двух знаменитых божеств, известных нам по египетской и греческой мифологии: Осириса и Персефоны.

Именно такой жизненный круг проходит аккадс­кая богиня Иштар (Астарта), попадающая однаж­ды в «страну без возврата». Со II тыс. до н. э. культ Инанны распространяется у хурритов и хеттов, где она отождествляется с местными богинями. Вобрав в себя некоторые черты обрядов, посвя­щенных Великой матери, культ богини типа Инан-ны-Иштар воплотил в себе важнейший мифологи­ческий мотив — повествование об умирающем и воскресающем божестве, чья загадочная гибель оказывается сплетенной с темой неумирающей природной силы, возрождения и возвращения вес­ны. Такова же и западносемитская богиня Астарта, воительница и «госпожа колесниц», владычица любви и морской стихии, почитавшаяся не только в утаритской мифологии, где впервые встречается упоминание о ней, но и у египтян и финикийцев. В Древнем Египте она отождествлялась с богиней Сехмет либо представала под своим собственным именем; в Карфагене ее образ повлиял на пред­ставления о крылатой богине Таннит. Культ женс­ких божеств, подобных Инанне-Астарте, был свя­зан с оргиастическими празднествами во имя плодородия, включавшими не только экстатичес­кие обряды, но нередко и самоистязания в каче­стве жертвы богине. Иннана-Иштар к тому же


еще и соединительное звено между космологичес­кими и героическими мифами. Одно из известней­ших сказаний шумеро-аккадского цикла повеству­ет о ее попытках добиться любви Гильгамеша, величайшего из героев эпоса «О все видевшем».




Множество культур и царств, вплоть до Кипра и Греции, приняли этот тип женского божества в свой пантеон, и далеко не случайно с такой оже­сточенностью вели борьбу с астартическим куль­том иудейские пророки, создававшие великую ре­лигию единого Бога.

Круг вавилонских божеств в целом весьма близок шумеро-аккадским. Главный его персонаж — «бо­жественный господин Вавилона» — Мардук, став­ший центральным божеством в период правления Хаммурапи. Мардук — владыка мирового порядка, мудрости, врачевания; судья, отец и повелитель остальных богов. Однако не он является самым старшим в вавилонском пантеоне. Прародительни­цей богов, удивительно похожей на древнегречес­кую Гею, является богиня довременного мирового хаоса Тиамат, некогда побежденная Мардуком. Пос­ледний же, подобно греческому Зевсу, возглавляет создание подчиненного законам Космоса, в частно­сти, создавая таблицы мировых судеб. Впослед­ствии эта роль достается его сыну Набу, богу наук и письменности. Мардук изображался в виде змеи с головой грифона, его обязательными атри­бутами были палка с кольцом и бумеранг. В число вавилонских божеств входили также царь подзем­ного мира Нергал и повелитель, защитник людей, бог счастливой войны, создатель скотоводства, строитель и целитель Нинурта.

В вавилонской эпико-мифологической литерату­ре господствует образ бога-воителя, поражающего чудовище, — в отличие от литературы шумерс­кой, где этот подвиг совершается смертным героем. В шумеро-аккадской, но еще более ярко — в ва­вилонской мифологии возникает характерный сю­жетный мотив, устанавливающий взаимосвязь ми­ровых судеб и подземного царства. Таблицы судеб, которыми владеют боги, определяют движение мира и мировых событий. Пишутся они в подзем­ном, загробном мире. Основу судеб составляют мо­гущественные силы и законы, называемые в ми­фологии Востока «ме». В мифах перечисляются «ме», представляющие все области жизни и куль­туры древней цивилизации: царские и жреческие функции, знаки власти, моральные установления, искусства и ремесла и т. д.

Религиозно-мифологические представления жи­телей Древнего Двуречья прямо воздействовали на формирование их искусства. Мир мифологичес­ких сказаний, тесно переплетенный с записями об исторических победах царей и героев, нашел отра­жение в монументальных каменных стелах, по-





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 532; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10104 - | 7757 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Введение. Американское общество на переломе (1945-1948) 19
  2. I. Введение. Рождаемость и смертность в XI-XV вв
  3. I. Введение. Современный бой является общевойсковым боем. Для него характерны применение ядерного оружия, участие большого количества сухопутных войск с их разнообразной
  4. III. Жизнь и творчество русских писателей XVIII века 1. Индивидуальные жизненные и творческие судьбы
  5. J. ВЛИЯНИЕ ДРЕВНИХ ОЛЕДЕНЕНИЙ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
  6. PR в ряду других дисциплин. PR как профессия
  7. VII. Музыкальная жизнь Англии
  8. VII. Музыкальная жизнь Англии. Бах отходит от обрядовой традиции, развернув освященный церковью шестичастный цикл в монументальную композицию из двадцати четырех номеров, объединенных в
  9. VII. Музыкальная жизнь Англии. Ораториальные жанры — наиболее значительная область творчества: пассионы — возвышенно-философское воплощение евангельской темы. Идея страстей трактована
  10. Аграрный вопрос в России. Крестьянское и помещичье землевладение
  11. Аграрный пейзаж и земледсАьческое освоение края
  12. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Появление ржи положило начало более прогрессивному развитию зем­леделия в лесной полосе Руси. Произошел переход к паровой системе земле­делия. Это растение


 

18.232.53.231 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.