Израиль при Давиде и Соломоне

в первой трети XI в. Древние израильтяне объединились. Взяли ковчег Завета, который находился в скинии в Силоме, двинулись навстречу филистимлянам и... потерпели сокрушительное поражение "нужен царь", "будет… царь наш… вести войны наши".

Оценки времени существования Единого Царства разные, но приблизительно сводятся к промежутку между 1050 и 925 гг. до Р.Х. Есть точка зрения, что Саул правил приблизительно с 1030 года, Давид — с 1004 по 965, а Соломон — с 965 по 928, (и с 928 по 925 приблизительно — Ровоам в качестве царя Единого Царства).

Важно, что пророк Самуил, когда выбирали монарха, сказал: «Возстенаете от царя вашего [1.Цар. 8, 18]».

Монархия казалась нужной народу потому, что без царя нельзя было объединиться и создать армию, вести крупные военные действия, то есть мотивация была чисто земная. Можно было продолжать полностью полагаться на Завет с Богом, как было во времена Исхода и Судей, но греховность в избранном народе нарастала, и он все более надеялся на собственные силы. Царь в раннем обществе – прежде всего военный лидер, и эта обязанность — защитить народ от внешнего врага — лежит на монархии и позднее. Выполнение этой функции является обоснованием всех экономических и социальных привилегий монарха и его приближенных, его чиновников.

Нужно помнить, что царская власть может быть и хорошей для народа, но это несравнимо с Царствием Божиим; все земные царства — преходящи.

Самуил помазал на царство Саула, сына Кисова, из колена Вениаминова, примерно в 20-е годы XI в. До Р.Х.

Саул был очень воинственный лидер, причем он не просто отличался воинственностью, но и уже одерживал победы. Избрали его для войны с греками-филистимлянами. Он начал с освобождения собственного колена Вениаминова и довольно быстро добился успеха. после первой победы царя над филистимлянами другие колена ободрились, и к нему примкнули Иудея, Галаад и Галилея.

Саул, первый царь такого необычного государства, как Единое Царство, был, по крайней мере один раз, и «среди пророков». С последующими царями Единого царства, Давидом и Соломоном, говорил Господь. Что касается последнего правителя, Ровоама, то в этом отношении про него ничего не сообщается.

Саул начал с военной реформы, создал регулярную армию, разделенную на сотни и тысячи. Войско состояло не только из ополчения колен, но и из профессионалов; так здесь появляется профессиональная армия.

Вторая реформа – экономическая. Если есть профессиональные воины, если есть государство, двор, чиновники, то их нужно как-то кормить. Кормили традиционным способом – наделяли землей, но тут возникла проблема, которой не было в других государствах. Государство было создано на основе «соглашения» старейшин колен и царя, и в этих условиях отнятие земли у колен значило бы нарушение всего и вся. Поэтому землю и этот царь, и последующие доставали за счет походов.

Царская власть при Сауле была еще слаба. При нем монархическая государственность создана не была.

На правление Саула приходится вторая волна войн с филистимлянами. Разгром был полный, погиб он мужественно, но его государству это не помогло. Филистимляне на восток до Бет-Шеана близ Иордана, разрезали государство на две части, но дальше не пошли. Война еще продолжалась, но продвижение филистимлян на этом остановилось.

Правление Давида Псалмопевца (приблизительно 1004 — 965 гг.).

Длительная борьба колена Ефремова, первоначального центра древних израильтян, и колена Иудина завершается при нем победой южного колена. Сам Давид происходит из Вифлеема; в начале своей деятельности он – воин, придворный. Он — человек, фактически выбранный еще до воцарения, прошедший определенную проверку на стойкость своей веры в период, когда Саул несколько раз пытался его убить.

О личности Давида говорить очень трудно. Он был Псалмопевцем, человеком предельно нравственным (не было более богобоязненного монарха), все время сверявшим свои поступки с волей Господа. Господь с ним говорил неоднократно, таких монархов больше не было. В идеальном виде у монарха нет личной жизни – он живет делами своего народа; и он старался всю жизнь действовать соответствующим образом, хотя и не всегда мог.

Путь Давида как царя раннего государства обычен, он начал с того, с чего начина любой такой царь. Его опорой была личная дружина, лично преданные только Давиду.

В начале своей деятельности это именно военный вождь; с того момента, когда он перестал быть придворным и спасался от Саула по стране, он оказался вне общества, будучи военным вождем с дружиной, но без территории. И царем он стал вне древнеизраильской территории; мы видим Давида как царя впервые в пограничном городе Циклаге (филистимском или идумейском). Дружины у него было достаточно, чтобы контролировать небольшой город и создать там свое, подчиненное по отношению к Филистии, государство; в нем он и стал царем. А в Иудею он придет в статусе царя, что чрезвычайно существенно; в древних обществах важно, чтобы человек, который стал царем, был не вчерашним крестьянином, которого все знают (как Саул).

После смерти Саула Давида немедленно призывает родное колено Иуды, где его любили. Он – уже готовый царь с дружиной, и старейшины колена Иудина призывают его стать там царем. Но еще ранее он был помазан на царство Самуилом в Вифлееме, тоже в колене Иудином. Подчеркнем, что Давид становится царем вначале одного колена и для блага этого колена. Столицей на 7 лет становится, по повелению Господа, город Хеврон на территории того же колена, где Давид был помазан. После смерти же Саула (ок.1006 до Р.Х.) начинается борьба севера и юга. Иевусфей, сын Саула, собирает войска и пытается расправиться со вторым царем, но в упорной борьбе колено Ефремово и Иевусфей проиграли; то, что принадлежало потомкам Саула, досталось полководцам Давида, главным среди которых был Иоав, правая рука Давида. Но значительные территории еще оставались у филистимлян (то, что они получили в период разгрома Саула). В 1004 г., после победы над Иевусфеем (правил, видимо, два года после смерти своего отца Саула) старейшины 12-ти колен собираются в колене Иудином, в Хевроне, заключают с Давидом завет и избирают его царем. Это – избрание, а сложившиеся отношения царя и колен – это союз, Завет, имеющий священный характер. Специфика общества древних израильтян сохранялась.

Еще до воцарения Давид продолжил военную реформу Саула, создав большую, чем у Саула, профессиональную армию; меньше стала роль ополчения колен. Во главе он поставил тех, кто выжил во время его войн, тех, кто вместе с ним прошел самые тяжелые испытания в борьбе с Саулом — 30 проверенных полководцев и воинов. Нужно было торопиться потому, что филистимляне «действовали на упреждение»; они пошли теперь в лоб, с юго-запада, видимо, понимая, что в лице Давида появился очень опасный противник. Была пробита оборона на внешней полосе крепостей, битвы шли у самого Вифлеема и пока малоизвестного Иерусалима. В этих очень тяжелых сражениях никто не победил.

С этого момента на тысячу лет устанавливается равновесие между древними израильтянами и филистимлянами. Серьезных войн больше не было. На протяжении 800 лет до прихода греков Александра Македонского потомки филистимлян жили спокойно. Скорее всего, за эти века они узнали, что такое Ветхий Завет, во что на самом деле веруют древние израильтяне; это, надо думать, подготовило и часть тех, кто составил Септуагинту. В значительной степени их общество стало с Ш в. до Р.Х. снова греческим. потомки филистимлян вошли в империю Александра, а их земли граничили непосредственно с Птолемеевским Египтом, где с Ш в. до Р.Х. жили и правили греки.

Существовали два народа, с которыми были тесные контакты у древних израильтян – филистимляне и финикийцы Тира и Сидона. Но различие между контактами чрезвычайное. Сидоняне — это те же самые западные хананеи, что долго еще жили в Святой Земле, но – в финикийской модификации – люди давно знакомые древним израильтянам, взаимопонятные. От них в основном поступало всякое искушение.

Отношения же с греками-филистимлянами характеризовались прежде всего следующим:

Греки-филистимляне довольно быстро начали производить оливковое масло и вино на экспорт. Многое в этой сфере было заимствовано древними израильтянами, видимо, именно у филистимлян, а не у финикийцев (хотя последние тоже давно знали эти производства).

Достаточно постоянным был интерес поздних филистимлян к вере древних израильтян. Существовал и встречный интерес к религиозному, сакральному искусству греков.

Третья сфера контактов – это греческие наемники древнеизраильской армии.

Давид много занимался организацией армии. Что ему дало в военно-политическом отношении занятие города Иерусалима и строительство там «города Давида» (а не «города Иуды»)? Это – своя собственная территория. С этого момента начинается реальная социально-экономическая власть царя Давида над Израилем: у него появилась, в самом центре государства, маленькая, но своя собственная территория, которую никто никакому колену подчинять не собирался. На горе Сион под его руководством строится новая Скиния, и там Давид принес всесожжения и жертвы мирные и «благословил народ именем Господа Саваофа». Давид написал псалом в связи с этим великим событием, утвердил порядок богослужения в Скинии. Сюда перевозится ковчег Завета, сюда переезжают священники из Мегиддо; здесь вершится суд, стоит гвардия, находятся основные, тогда еще простые, ведомства.

В «городе Давида» быстро собираются управленцы, ведь вся власть сосредоточена здесь. Итак, государство было построено при Давиде, и то не с самого начала его правления.

Кто был главным внешним врагом? После замирения с филистимлянами остались арамеи, и почти только они одни. они контролировали северную половину восточного Средиземноморья, кроме узенькой финикийской полосы. К этому времени они здесь широко распространяются, создают много государств. Самым сильным из них становится Сува (теперешний Дамаск). Вот с этой Сувой и сражается Давид. Но началось не с арамеев, а с Аммона и Моава, восточных соседей, западных семитов по языку. Они не смогли выдерживать долгое время натиск Давида и позвали на помощь арамеев. Тогда Давид занялся арамеями и дошел до Евфрата. На первый взгляд произошло нечто неожиданное и необычное: жили-жили, государству «без году неделя», и вдруг оно расширяет свою территорию в три раза, причем за счет совсем не слабых арамеев. Но ведь Давид только дошел до конца территории того, что было его народу дано по обету. На юге он дошел до Красного моря. это время (первая половина X века до Р.Х.) – время исключительного ослабления всех соседей. Египтом вообще непонятно кто руководил, ассирийская держава доведена была до «прединфарктного состояния», про Вавилон вообще ничего не было слышно, поздние хеттские княжества существовали, но о них почти ничего не известно. Таким образом, всерьез помешать Давиду никто не мог.

главное арамейское государство попало в зависимость, династия его была уничтожена, и оно стало областью государства Давида.

Дальше Давид никуда не ходил, с Египтом он не воевал. Основной его друг и союзник — Тир, очень маленький, но очень богатый.

В светской сфере оформляется царская администрация, в большом количестве появляются чиновники, как определенная социальная группа – "рабы царя".

Среди «рабов царя» военные были важнее гражданских. Кроме того, появился «канцлер» – заместитель царя «по общим вопросам»; появился также человек, который редактировал и провозглашал указы. Конечно, появился министр финансов, который не только собирал налоги, но и следил за трудовой повинностью, весьма развитой в древнем Израиле. в Едином царстве существовала очень редкая система продовольствования (обеспечения) царского двора. Царь не собирал с колен налогов. Колена были обязаны помогать трудом – приходить и что-то делать. Царь же жил со своего царского хозяйства, а его «слуги» получали земли из числа тех, на которые опять же не претендовали колена. Но постепенно дело шло к тому, чтобы народ обложить какими-то налогами. Знаменитая перепись, за которую осуждается Давид, скорее всего, имела в виду не престижные соображения, а экономические.

В царском хозяйстве число чиновников напоминало наше министерство средней руки нашей же эпохи застоя. Заведовали всем, чем угодно. Очень быстро возникает достаточно сложная управленческая структура, но она почти вся концентрируется в царском хозяйстве — видимо, порядка четверти или одной пятой территории, с которой царь и жил.

Когда возникло государство, быстро возникли и проблемы, с ним связанные; скоро можно видеть, как царь сражается уже не с филистимлянами и арамеями, а с ополчением колен. Ведь государственная власть в полном объеме никому никогда не нравилась. Приходится уже карать собственных подданных, у которых возникают какие-то другие идеи. А еще у царя есть наследники, они порой друг друга обижают, порой – нападают на отца. Выясняется, что в тяжелый момент царь Давид может рассчитывать только на колено Иудино. Особенно это почувствует Соломон и будет еще больше опираться на колено Иудино. Но Давид до конца остался тем необычным царем, которым мы видим его на протяжении его правления. Даже его вполне «царский» поступок с Вирсавией и Урией сопровождается у него угрызениями совести и внутренней борьбой, каких мы почти не наблюдаем у других монархов в подобных ситуациях. При всех своих недостатках Давид был необычным человеком.

Правление Соломона.

Сын Давида Соломон – царь уже в большей степени: ему достался порядок, в целом государство было построено. Он уже не мог проливать столько крови, ведь за него ее проливал отец, и именно поэтому только сыну было дано построить Храм. Но уже когда он строил Храм, можно проследить некоторые зачатки его поступков конца правления.

Соломон был мудрый монарх, очень редко рисковавший в политике. При этом он в гораздо большей степени администратор, руководитель, чем Давид, который был преимущественно воином. Какова была его основная задача? Надо было построить Храм, и он начинает с этого сразу. Храм, как известно, по понятиям того времени был небольшой, но стоил очень дорого, потому что Соломон здесь стремился достичь земного совершенства. Расходы на строительство Храма были огромны; даже учитывая, сколько всего накопил Давид, этого все равно было мало. Итак, прежде всего – семь лет строительства Храма. это была очень дорогая стройка. А ведь надо учитывать, что хотя государство было большое, но все же это не Египет, не Ассирия и не Вавилон эпохи расцвета. В день освящения Храма в нем служил сам Соломон. Это очень важно и для характеристики его как личности, и для понимания того места, которое монарх занимал в том государстве и в обществе.

Нужно было сохранить и укрепить огромное государство, весьма «сырое», при этом по возможности не притесняя подданных, поскольку их недовольство уже проявилось при Давиде. В частности, Соломон провел одно важное мероприятие, аналогии которому мы увидим и позднее. Чтобы наладить регулярное управление, было создано двенадцать областей (по числу колен). Но совпадали ли их границы с границами колен? Нет. Обычно, когда создается централизованное государство, исторически сложившиеся области разрезаются, чтобы ни в коем случае должность губернатора не досталась бывшему независимому правителю. Реформа Соломону удалась, но на время. он оставил себе юг. К этому же времени сложилось именование северной части Святой Земли Израилем, а южной — Иудеей.

Царь по-прежнему кормился с царского хозяйства, а вот столица – за счет того, что каждый месяц одна из областей должна была пригонять рабочих и приносить продукты и все прочее в Иерусалим. Так древние израильтяне были обложены налогом.

Соломон мало воевал, но армию и крепости создал очень хорошие. А может быть, потому он так мало и воевал, что никому из его соседей не хотелось проверять, что из этого получится – так много было у него войска и крепостей. Одно из нововведений — гарнизонные города, сильно укрепленные, с войсками, хорошими складами, конюшнями и т.п. Эта система позволяла перебросить на любой театр военных действий значительную вооруженную силу, не гоняя ее зря с обозами по стране. маленькие крепости с сорока-пятьюдесятью наемниками покрыли, видимо, практически все пространство границы. И осаждать их было очень трудно, потому что каждая крепость соединялась с источником воды, а иногда и строилась прямо над источником. деревни в это время тоже были крепостями. В штурмах таких мелких крепостей легко было завязнуть. Большие же крепости строили замечательные архитекторы, и многие государства, тратившие на армию гораздо больше денег, не имели таких крепостей, как царь Соломон. Такое впечатление, что массовое строительство было его «хобби», причем строительство очень качественное – ни до, ни после него так уже никто не строил.

В социальной сфере в это время продолжают формироваться крупные землевладельцы, но здесь это пока еще только первые шаги. А кто работал на земельных участках средних размеров, которые были дарованы профессиональным воинам или просто чиновникам средней руки? Эти земли либо сдавались в аренду, либо работали на них люди, находившиеся в разного рода зависимости от хозяина. Свободное же население несло в основном трудовую и военную повинность. Именно они в основном и строили, но в то же время имелись финикийские и израильские профессиональные мастера высокого класса. Это особенно было важно, когда строились водоводы, чтобы ввести воду источника внутрь города или облегчить доступ к нему, если он в городе.

Впервые в древнеизраильском обществе мы видим массовую торговлю. Ранее это было не очень торговое общество, и лишь при Соломоне положение начало меняться. Кто вел торговлю? В значительной степени царские купцы. Направление торговли – на север, на восток к арамеям, на запад, через Тир, по Средиземному морю, и на юг, где был построен город Эцион Гевер, в северном уголке Красного моря. Там Соломон построил маленький укрепленный город, куда нагнали финикийцев, натащили бревен и создали «флот Красного моря». Кроме того, начинается более далекая торговля с южными семитами — арабами. Ввозили в основном предметы немассового употребления – благовония, кедровый лес, а также железо. Искусство обработки железа принесли с собой греки, и оно быстро распространилось из пределов Филистии по всей Святой Земле. Именно в это время где-то за арамеями в пустынях и степях начинают мелькать арабы. Они, скорее всего, и раньше там были, но мелькать не могли, потому что не было конницы, появление которой меняет вообще очень многое. Именно конница обеспечивала переброску больших воинских масс на огромные расстояния практически моментально. Отсюда – уже не только совсем другой «почерк» войн, но и другие размеры государств, другие межгосударственные контакты. Все становится более динамичным, и политическая география меняется быстрее, чем раньше.

Государство Соломона выглядело чрезвычайно крепким, но примерно с 40-х годов X в. начинаются, судя по некоторым данным, экономические трудности, причем они идут на фоне нарастающих на юге трудностей внешнеполитических. Египет укрепился при 22-й династии, и с 950 г. там начинает накапливаться агрессивный потенциал. Надо уже строить крепости по южной границе – от египтян, а не от филистимлян. Это тоже требовало больших средств. А тем временем восстановило свою независимость арамейское царство, из-под контроля тихо вышла Идумея на юге; военная мощь Израиля явно начинает слабеть. Все, что было, видимо, стянули на юг против фараона Шешонка I, который напал спустя немного времени.

Основные же трудности имели место внутри государства. Так же, как Саул и Давид, Соломон в чем-то не выдержал испытания властью. Человеческая слабость — гордыня — проявилась не в период трудностей, а когда все стало более или менее спокойно. К тому же Соломон любил удобства, а также был многоженцем (и, кроме того, попадал под женское влияние, что само по себе с многоженством не связано). Жены его были из разных стран, принадлежали к разным религиям, и стоило какой-нибудь жене попросить: "А вот нашему богу построишь святилище?", как царь великодушно отвечал: "Построю". И так постепенно в столице появлялись храмы чужим богам. Это было одним из симптомов того, что государство Богом уже оставляется. Началась обычная "великосветская жизнь", Завет был нарушен в совершенно очевидной форме. «Равновесие царства и веры» в конце правления Соломона было нарушено, о чем говорят пророки. Мало того, начинается восстание – как и следовало ожидать, в колене Ефремовом. Там появился человек с 300 колесницами (это много!), он укрепил свой город и оттуда поднял руку на царя. Соломон, правда, оказался сильнее, и оппонент бежал в Египет.

5. Разделённое царство и Вавилонский плен.

Раскол на два царства стал свершившимся фактом (ок. 928 г.). Царство Иудейское (южная часть Святой Земли) сохранило этни­ческую и религиозную чистоту в гораздо большей степени, чем Из­раильское (северная часть Святой Земли), может, поэтому и про­существовало гораздо дольше. Впрочем, в быстром завоевании Израиля сыграла роль его близость к Месопотамии. В 722 г. до Р.Х., в правление царя Саргона II, ассирийцы захватили столицу Израиля — Самарию.

Нужно сказать о выселении евреев на "реки вавилонские" (первая половина VI в. до Р.Х.). Выселено было всего 10% населения, а осталось 90%. В Писании яс­но сказано: всех забрали, оставили только земледельцев и виногра­дарей, без всякого руководства, но и вне давления сверху. То есть забрали лишь социально активных: священнослужителей, чиновни­ков, воинов и часть ремесленников. Что дает археология? Разгром и временное запустение части городов — все остальное прекрасно функционировало. Палестина отчасти заселяется всякими бродячими этническими компонентами, когда врагов из одной части империи переселяют сюда, а других врагов отсюда — в иные места. В Святой Земле появляется некоторое количество населения месопотамского, малоазийского и т. д.

Вавилонское пленение имело место после походов в Палестину нововавилон­ского царя Навуходоносора II и двукратного взятия им Иерусалима в 597 и 587 гг. до Р.Х.

Когда Кир объявил амнистию евреям и разрешил им вернуться из завоеванного персами Вавилона (после 539 г.), большое число людей не поехало обратно. Социально активные, которых брали в вавилонские органы, не поехали в Палестину. Они отправились на финикийское побережье с капиталами, приобретенными за время пребывания в плену, организовали первую диаспору. А кто вернул­ся? Священники и левиты, оставшиеся верные Богу. Они объеди­нились и своим возвращением дали одно из последних свидетельств истинной веры. Но подчеркиваю, основная масса населения оста­лась на родине, хотя часть городов и запустела. Вавилонское пле­нение стало уделом лишь немногих, и после его окончания самая здоровая часть еврейского общества воссоединилась с основным на­селением Святой Земли.

Распространяя свое влияние на юг, Навуходоносор не мог не оказаться в Святой Земле.

В это время в иудейском царстве правил Иоаким. Ему было предложено без боя признать старшинство Навуходоносора, про­тив чего его активно отговаривал шустрый египетский фараон Нехо 2. Отговорить-то отговорил, но помочь толком не смог, и 16 марта 597 года Иерусалим был взят войсками Навуходоносо­ра. Эта дата различается у разных историков, но несильно. На трон в Иерусалиме был посажен Седекия, и первые три тысячи высланных иудеев очутились в Вавилоне. Началась эпоха высе­ления — еще не плен, но уже достаточно крупная по масштабам департация. В целом акция была не очень жестокая: никто город не жег и не грабил.

С середины 90-х годов VI века Навуходоносор утратил бдитель­ность на западных границах своей империи, ввиду чего началось новое наступление Египта на северо-восточные территории. Египтя­не заходят достаточно далеко, захватывают филистимский город Газу, финикийские города Тир и Сидон. Седекия подумал и решил, что египтяне берут верх, поддержал их и опять ошибся. В 587 году Иерусалим был вторично взят вавилонянами, и тысячи иудеев по­тянулись на север — в вавилонском искусстве имеются изображе­ния иудеев, угоняемых в плен. Именно тогда, по мнению большин­ства исследователей, и был написан известный 136 псалом "На реках Вавилонских..."


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: