Египет Позднего царства

(СЕР. X—VI ВВ. ДО Р.Х.)

Для нас история Египта Позднего царства важнее, чем более ранних периодов, так как является фоном событий, связанных со временем, предшествовавшим приходу в мир Спасителя.

Египет пришел к тому, что в рам­ках очередного третьего Переходного периода (XI — сер. Х вв. до Р.Х.) египетское общество утратило всякую целеустремленность и жизнеспособность, его духовные силы и внутренний потенциал ока­зались исчерпанными, ходить в дальние походы и умирать за блеск скипетра фараона никто уже не хотел. С некоторым опозданием они познакомились с железом, осознали его преимущества, но ук­реплять свое государство или сражаться за него мало кто хотел.

Кто хотел, тот и правил Египтом — сами египтяне не только не желали воевать, но даже и править.

Появляется ливийская династия, пришедшая с запада (950— 730), — короткая попытка что-то устроить. Потом Египет попал под власть эфиопов, или кушитов, появившихся с юга (715—664). Последних сменили ассирийцы (671—655). Затем последовал крат­кий "последний расцвет на краю могилы" при местной Саисской династии (664—525), которую сменило правление персов (525—332). Самым длительным оказа­лось греческое влияние, начавшееся с Александра Македонского в конце IV в. до Р.Х. и продолжавшееся вплоть до византийского времени, VII—VIII вв. н. э., хотя формально с 30 г. до Р.Х. Египет стал римской провинцией. К III веку до Р.Х. Египет представлял собой настоящий интернационал, перестав быть единым.

Гораздо дольше существовал египетский пантеон богов, пере­живший местную государственность. От приходивших завоевателей требовалось, чтобы они чтили Амона и по возможности участвовали в богослужении. Включить родственников и земляков в состав жре­чества Амона для египетских правителей стало делом престижа. По-настоящему египетские верования были вытеснены лишь христианством.

Одновременно происходит смещение центров развития. Первое тысячелетие до Р.Х. — время расцвета Нижнего Египта. Средняя часть Египта превращается в спящий район, где дальнейшее экономическое развитие уже невозможно. На тогдашнем техниче­ском уровне здесь все земли были освоены. Даже собрать войска в этих чисто египетских районах толком не удавалось.

Очень быстро развивается торговля, в обращении появляются деньги (не ранее VI в.). Основные формы имущества — мелкое и среднее частное и храмовое землевладение.

В середине Х века к власти пришли ливийцы, появившиеся из западных районов Северной Африки. Возглавил их человек, кото­рого звали Шешонк I (ок. 950—730). Он сначала был полковод­цем, а потом стал фараоном, основавшим XXII Ливийскую дина­стию. Сына назначил главным жрецом бога Амона (характерно). Шешонк известен тем, что вмешался в конфликт между Израильским и Иудейским царствами, организо­вал рейд против Иерусалима и захватил его около 928 г.

При Шешонке не было жесткой централизованной власти. Египет распадается на княжества, во главе которых стоят номархи. Династия распалась на несколько ветвей, располагавшихся в трех основных центрах: Бубастисе, Мемфисе и Гераклеополе. Уязвимое хозяйство перенаселенной страны перио­дически попадает в кризисы. Ливийцы устроили две параллельных дина­стии, ХХП-ую и ХХШ-ю, которые регулярно сражались между со­бой в Дельте и прилегающих долинах. XXIII династия была осно­вана в 817 году правителем города Танис, находившегося в Дельте, и ее представители правили до 730 г. параллельно с ХХП-ой.

В VIII веке возвышается еще одно маргинальное государство, более централизованное и совершенное, нежели Египет, — Эфио­пия (Куш, или Нубия). Эфиопы жили к югу от Египта, между 4-м и 6-м порогами Нила. Столица располагалась в городе Напата, по­том ее перенесли еще дальше к югу, в г. Мероэ. Нубийцы контро­лировали Египет, но не стремились слиться с местной властью, что весьма существенно.

Проникновение началось при эфиопском царе Каште (сер. VIII в. до Р.Х.) традиционным способом: чтобы стать во главе Египта надо было войти в состав фиванского жречества. Кашта стал жрецом, послал в Египет эфиопский гарнизон и завел в стране кушитские порядки. Амона он почитал, со жрецами договорился, а затем его сын Пианхи на за­конных основаниях двинулся на север против ливийских правите­лей, Бубаститов, которые к этому времени укрепились в Саисе, где правил Тефнахт. Последний попытался поднять египтян на борьбу с эфиопами, но проиграл серию сражений. Тефнахт предпринял одну из последних попыток сделать что-то руками египтян на их коренной территории, однако ничего не получилось. Гераклеополь и Мемфис были заняты противником, а Тефнахт вынужден при­знать себя вассалом Пианхи — начинаются новые времена. Раньше Египет не знал, что такое осада столицы: все решалось в дальних походах. Теперь страна становится ареной постоянных войн. Они влекли за собой массовое разорение земледельцев.

Огромные области погружались в состояние неурожая и голо­да.

Пианхи устроил дела и ушел на юг. Тефнахт тут же основал XXIV династию, которая, кроме него, состояла всего из одного че­ловека: его сына Бокхориса (721—715). XXIV династия пошла на социальный эксперимент. Бокхорис ре­шил освободить закабаленных разорившихся земледельцев, списать долги с еще независимых должников, оставшимся пообещать хоро­шую зарплату и набрать полноценное войско, навести порядок. Он сделал ставку на национальный египетский элемент. Но при первом появлении эфиопов многочисленные египетские вой­ска дружно разбежались.

Время египетской государственности истекло. В 715 году преемник Пианхи Шабака разбил в тяжелом сражении Бокхориса. Так возник­ла XXV эфиопская династия. Нубийцы объединили страну, вновь перенесли столицу в Мемфис, с привычным энтузиазмом принялись чтить Амона. В походы особо не ходили, поскольку врагов у них, собственно, не было.

Правитель Ново-Ассирийского цар­ства Асархаддон уделил время на завоева­ние Египта. Первый раз в 674 г., а потом в 671 г. Новые фараоны бросили Египет и бы­стро скрылись на юге. Ассирийцы прибыли в страну. В формальном подчинении у них находилось огромное количество хорошо вооруженных мелких правителей. Этих номархов объявили вассалами — их преданности хватило на 15 лет: с 671 по 655 гг. Лишь с боль­шой натяжкой можно считать, что ассирийцы в это время прави­ли страной.

В 663 году попытались вернуться эфиопы. Возглавил их Танутамон, преемник изгнанного ассирийцами Тахарки. Ассирийцы его разбили.

Вторая половина VII века в Египте возник новый импульс для объединения страны, ассирийцы ничего не смогли ему всерьез противопоставить. Центром сопротивления стал город Саис в Дельте, ничем до этого не известный. Так начался короткий период, когда египтяне попытались воссоздать египетское государство на национальной основе.

Родоначальником XXVI Саисской династии (664—525) стал Псамметих I. Возрождать египетское государство он отправился с наемными греками и жителями Малой Азии, и таким образом уда­лось собрать мелких князей. Именно с Саисской династии начинается серьезная эллини­зация Дельты. На таком фоне предпринимались попытки искусственно возродить национальную религию, духовную и культурную жизнь Египта. Два совершенно противоречивых процесса.

В экономической области все держалось на такой фигуре как клерух — солдат, владелец клера, земельного участка, предостав­лявшегося воину на всю жизнь с правом передачи по наследству. Единственной гарантией его земельных владений оказывалась власть, предоставлявшая солдату такое право. Клерухи писали письма домой о том, как здесь хорошо, и новые толпы направлялись в Дельту. Наемни­ки редко возвращаются на родину, и поскольку их профессия трудно применима в области мирного строительства, она является мощным фактором колонизации. Греки в саисский период сюда ехали постоянно. Хотя в сфере управления восстанавливались еги­петские структуры, возрождалась египетская религия и т. д. С при­ездом греков Дельта стала частью торгового мира Средиземномо­рья. Те­перь Египет — один из центров виноделия, крупный аграрный район. Египтяне быстро нашли свою нишу на мировом рынке — поставка продуктов питания.

Ливийцы пытались от­стоять свои права, но сдюжили против греков и ушли в Куш к нубийцам.

У саисских фараонов оборонительные мероприятия: огораживали страну крепостями.

В сложившейся ситуации саисские правители пытались воевать чужими руками. Фараоны хорошо знали ситуацию, обычно подбивали северо-сирийские госу­дарства на те или иные военные акции в адрес государств Месопо­тамии, обещали помощь и иногда подавали ее, иногда нет. Египтяне

Фараон Нехо II (610—595). У него была хорошая армия, сильный флот. Нехо поставил под контроль внешнюю торговлю, от чего имел при­личные доходы, двинулся вверх по реке и восстановил порядок на юге.

Первое — он прорыл канал длиной в 84 км, соединивший Среди­земное море с Красным. Были воздвигнуты два боль­ших порта на обоих концах канала, позднее построены верфи.

Второе, — хорошо зная торговлю и имея знакомых авантюри­стов финикийцев, он нанял последних для путешествия вокруг Аф­рики, которое было осуществлено. Для Нехо заморская торговля была государственным делом. Дельта становится завязанной на мор­ской торговле.

Нехо побывал в Святой земле, но решающего успеха там не добился. Кроме того, побил эфиопов и попугал финикийцев. Подобные акции осуществлялись за счет наемного войска. Время от времени наемники волновались, всегда по одной причине — невыплата зарплаты.

Следующему правителю Априю (589—570) пришлось подавлять мятеж наемников. После первой неудачи они снова восстали, и Априй по­гиб. Его родственник Яхмос II (570—526) смог восстание подавить, поэтому царствовал долго и счастливо. Нехо II и Яхмос II — две самые удачливые фигуры саисского периода.

С греками Яхмос II ходил не только в Нубию, но и в новые мес­та—в Аравию. Иное залихватское начинание Яхмоса II — нападение на Кипр.

Однако уже в 525 году в Египет прибывает персидский царь Камбиз, основавший новую XXVII персидскую династию. Преемник Камбиза Дарий I превратил Египет в одну из провинций — сатрапий. Новый статус сатрапии несколько вдохнул силы в египтян, которые теперь непрерывно восставали.

К этому моменту Египет — это греки Дельты.

Септуагинта (перевод Ветхого Завета 70 толковниками, произведенный во времена Птолемеев, прим. во II в. до Р.Х.) не историческая случайность. Эта постоянная тяга и взаимный интерес двух народов, наложившись на высокий авторитет иудеев, создали феномен Александрии, города, основанного еще Александром Македонским в конце IV в., который был не греческим именно в той мере, в какой являлся городом Свя­той Земли и Египта. Сплав нескольких культур, их взаимное пересечение и переплете­ние в значительной степени подготовили рождение такого феномена как христианская Александрия, а позднее — гностицизм (учение, пытавшееся объединить достижения античной философии и христи­анские доктрины).

III век до Р.Х. — расцвет в правлении Птолемеев. Однако со всех сторон на Египет наступали другие более сильные государства, а внутренний потенциал общества уже был израсходован. Птолемеи много строили, буквально захлебывались от избытка продуктов экспорта и импорта, но с другой стороны. и тратить они умели. Кроме того, любимый спорт этих столетий — многочисленные войны. Половина из них велась из-за ничего — тра­диция была такая — сходить в Сирию. Первая, вторая, третья, чет­вертая сирийские войны. Такого рода развлечения на стыке II и III вв. до Р.Х. привели к окончательному исчерпанию ресурсов страны. Тут появился Рим, в руки которого птолемеевский Египет шлепнулся, как спелый плод, без со­противления. Римская империя никогда ни с кем не ссорилась, но всех постепенно зажимала под общий уровень. Таким образом римляне покончили с египетской государственностью в 30 г. до Р.Х., когда Египет стал одной из римских провинций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: