(СЕР. X—VI ВВ. ДО Р.Х.)
Для нас история Египта Позднего царства важнее, чем более ранних периодов, так как является фоном событий, связанных со временем, предшествовавшим приходу в мир Спасителя.
Египет пришел к тому, что в рамках очередного третьего Переходного периода (XI — сер. Х вв. до Р.Х.) египетское общество утратило всякую целеустремленность и жизнеспособность, его духовные силы и внутренний потенциал оказались исчерпанными, ходить в дальние походы и умирать за блеск скипетра фараона никто уже не хотел. С некоторым опозданием они познакомились с железом, осознали его преимущества, но укреплять свое государство или сражаться за него мало кто хотел.
Кто хотел, тот и правил Египтом — сами египтяне не только не желали воевать, но даже и править.
Появляется ливийская династия, пришедшая с запада (950— 730), — короткая попытка что-то устроить. Потом Египет попал под власть эфиопов, или кушитов, появившихся с юга (715—664). Последних сменили ассирийцы (671—655). Затем последовал краткий "последний расцвет на краю могилы" при местной Саисской династии (664—525), которую сменило правление персов (525—332). Самым длительным оказалось греческое влияние, начавшееся с Александра Македонского в конце IV в. до Р.Х. и продолжавшееся вплоть до византийского времени, VII—VIII вв. н. э., хотя формально с 30 г. до Р.Х. Египет стал римской провинцией. К III веку до Р.Х. Египет представлял собой настоящий интернационал, перестав быть единым.
Гораздо дольше существовал египетский пантеон богов, переживший местную государственность. От приходивших завоевателей требовалось, чтобы они чтили Амона и по возможности участвовали в богослужении. Включить родственников и земляков в состав жречества Амона для египетских правителей стало делом престижа. По-настоящему египетские верования были вытеснены лишь христианством.
Одновременно происходит смещение центров развития. Первое тысячелетие до Р.Х. — время расцвета Нижнего Египта. Средняя часть Египта превращается в спящий район, где дальнейшее экономическое развитие уже невозможно. На тогдашнем техническом уровне здесь все земли были освоены. Даже собрать войска в этих чисто египетских районах толком не удавалось.
Очень быстро развивается торговля, в обращении появляются деньги (не ранее VI в.). Основные формы имущества — мелкое и среднее частное и храмовое землевладение.
В середине Х века к власти пришли ливийцы, появившиеся из западных районов Северной Африки. Возглавил их человек, которого звали Шешонк I (ок. 950—730). Он сначала был полководцем, а потом стал фараоном, основавшим XXII Ливийскую династию. Сына назначил главным жрецом бога Амона (характерно). Шешонк известен тем, что вмешался в конфликт между Израильским и Иудейским царствами, организовал рейд против Иерусалима и захватил его около 928 г.
При Шешонке не было жесткой централизованной власти. Египет распадается на княжества, во главе которых стоят номархи. Династия распалась на несколько ветвей, располагавшихся в трех основных центрах: Бубастисе, Мемфисе и Гераклеополе. Уязвимое хозяйство перенаселенной страны периодически попадает в кризисы. Ливийцы устроили две параллельных династии, ХХП-ую и ХХШ-ю, которые регулярно сражались между собой в Дельте и прилегающих долинах. XXIII династия была основана в 817 году правителем города Танис, находившегося в Дельте, и ее представители правили до 730 г. параллельно с ХХП-ой.
В VIII веке возвышается еще одно маргинальное государство, более централизованное и совершенное, нежели Египет, — Эфиопия (Куш, или Нубия). Эфиопы жили к югу от Египта, между 4-м и 6-м порогами Нила. Столица располагалась в городе Напата, потом ее перенесли еще дальше к югу, в г. Мероэ. Нубийцы контролировали Египет, но не стремились слиться с местной властью, что весьма существенно.
Проникновение началось при эфиопском царе Каште (сер. VIII в. до Р.Х.) традиционным способом: чтобы стать во главе Египта надо было войти в состав фиванского жречества. Кашта стал жрецом, послал в Египет эфиопский гарнизон и завел в стране кушитские порядки. Амона он почитал, со жрецами договорился, а затем его сын Пианхи на законных основаниях двинулся на север против ливийских правителей, Бубаститов, которые к этому времени укрепились в Саисе, где правил Тефнахт. Последний попытался поднять египтян на борьбу с эфиопами, но проиграл серию сражений. Тефнахт предпринял одну из последних попыток сделать что-то руками египтян на их коренной территории, однако ничего не получилось. Гераклеополь и Мемфис были заняты противником, а Тефнахт вынужден признать себя вассалом Пианхи — начинаются новые времена. Раньше Египет не знал, что такое осада столицы: все решалось в дальних походах. Теперь страна становится ареной постоянных войн. Они влекли за собой массовое разорение земледельцев.
Огромные области погружались в состояние неурожая и голода.
Пианхи устроил дела и ушел на юг. Тефнахт тут же основал XXIV династию, которая, кроме него, состояла всего из одного человека: его сына Бокхориса (721—715). XXIV династия пошла на социальный эксперимент. Бокхорис решил освободить закабаленных разорившихся земледельцев, списать долги с еще независимых должников, оставшимся пообещать хорошую зарплату и набрать полноценное войско, навести порядок. Он сделал ставку на национальный египетский элемент. Но при первом появлении эфиопов многочисленные египетские войска дружно разбежались.
Время египетской государственности истекло. В 715 году преемник Пианхи Шабака разбил в тяжелом сражении Бокхориса. Так возникла XXV эфиопская династия. Нубийцы объединили страну, вновь перенесли столицу в Мемфис, с привычным энтузиазмом принялись чтить Амона. В походы особо не ходили, поскольку врагов у них, собственно, не было.
Правитель Ново-Ассирийского царства Асархаддон уделил время на завоевание Египта. Первый раз в 674 г., а потом в 671 г. Новые фараоны бросили Египет и быстро скрылись на юге. Ассирийцы прибыли в страну. В формальном подчинении у них находилось огромное количество хорошо вооруженных мелких правителей. Этих номархов объявили вассалами — их преданности хватило на 15 лет: с 671 по 655 гг. Лишь с большой натяжкой можно считать, что ассирийцы в это время правили страной.
В 663 году попытались вернуться эфиопы. Возглавил их Танутамон, преемник изгнанного ассирийцами Тахарки. Ассирийцы его разбили.
Вторая половина VII века в Египте возник новый импульс для объединения страны, ассирийцы ничего не смогли ему всерьез противопоставить. Центром сопротивления стал город Саис в Дельте, ничем до этого не известный. Так начался короткий период, когда египтяне попытались воссоздать египетское государство на национальной основе.
Родоначальником XXVI Саисской династии (664—525) стал Псамметих I. Возрождать египетское государство он отправился с наемными греками и жителями Малой Азии, и таким образом удалось собрать мелких князей. Именно с Саисской династии начинается серьезная эллинизация Дельты. На таком фоне предпринимались попытки искусственно возродить национальную религию, духовную и культурную жизнь Египта. Два совершенно противоречивых процесса.
В экономической области все держалось на такой фигуре как клерух — солдат, владелец клера, земельного участка, предоставлявшегося воину на всю жизнь с правом передачи по наследству. Единственной гарантией его земельных владений оказывалась власть, предоставлявшая солдату такое право. Клерухи писали письма домой о том, как здесь хорошо, и новые толпы направлялись в Дельту. Наемники редко возвращаются на родину, и поскольку их профессия трудно применима в области мирного строительства, она является мощным фактором колонизации. Греки в саисский период сюда ехали постоянно. Хотя в сфере управления восстанавливались египетские структуры, возрождалась египетская религия и т. д. С приездом греков Дельта стала частью торгового мира Средиземноморья. Теперь Египет — один из центров виноделия, крупный аграрный район. Египтяне быстро нашли свою нишу на мировом рынке — поставка продуктов питания.
Ливийцы пытались отстоять свои права, но сдюжили против греков и ушли в Куш к нубийцам.
У саисских фараонов оборонительные мероприятия: огораживали страну крепостями.
В сложившейся ситуации саисские правители пытались воевать чужими руками. Фараоны хорошо знали ситуацию, обычно подбивали северо-сирийские государства на те или иные военные акции в адрес государств Месопотамии, обещали помощь и иногда подавали ее, иногда нет. Египтяне
Фараон Нехо II (610—595). У него была хорошая армия, сильный флот. Нехо поставил под контроль внешнюю торговлю, от чего имел приличные доходы, двинулся вверх по реке и восстановил порядок на юге.
Первое — он прорыл канал длиной в 84 км, соединивший Средиземное море с Красным. Были воздвигнуты два больших порта на обоих концах канала, позднее построены верфи.
Второе, — хорошо зная торговлю и имея знакомых авантюристов финикийцев, он нанял последних для путешествия вокруг Африки, которое было осуществлено. Для Нехо заморская торговля была государственным делом. Дельта становится завязанной на морской торговле.
Нехо побывал в Святой земле, но решающего успеха там не добился. Кроме того, побил эфиопов и попугал финикийцев. Подобные акции осуществлялись за счет наемного войска. Время от времени наемники волновались, всегда по одной причине — невыплата зарплаты.
Следующему правителю Априю (589—570) пришлось подавлять мятеж наемников. После первой неудачи они снова восстали, и Априй погиб. Его родственник Яхмос II (570—526) смог восстание подавить, поэтому царствовал долго и счастливо. Нехо II и Яхмос II — две самые удачливые фигуры саисского периода.
С греками Яхмос II ходил не только в Нубию, но и в новые места—в Аравию. Иное залихватское начинание Яхмоса II — нападение на Кипр.
Однако уже в 525 году в Египет прибывает персидский царь Камбиз, основавший новую XXVII персидскую династию. Преемник Камбиза Дарий I превратил Египет в одну из провинций — сатрапий. Новый статус сатрапии несколько вдохнул силы в египтян, которые теперь непрерывно восставали.
К этому моменту Египет — это греки Дельты.
Септуагинта (перевод Ветхого Завета 70 толковниками, произведенный во времена Птолемеев, прим. во II в. до Р.Х.) не историческая случайность. Эта постоянная тяга и взаимный интерес двух народов, наложившись на высокий авторитет иудеев, создали феномен Александрии, города, основанного еще Александром Македонским в конце IV в., который был не греческим именно в той мере, в какой являлся городом Святой Земли и Египта. Сплав нескольких культур, их взаимное пересечение и переплетение в значительной степени подготовили рождение такого феномена как христианская Александрия, а позднее — гностицизм (учение, пытавшееся объединить достижения античной философии и христианские доктрины).
III век до Р.Х. — расцвет в правлении Птолемеев. Однако со всех сторон на Египет наступали другие более сильные государства, а внутренний потенциал общества уже был израсходован. Птолемеи много строили, буквально захлебывались от избытка продуктов экспорта и импорта, но с другой стороны. и тратить они умели. Кроме того, любимый спорт этих столетий — многочисленные войны. Половина из них велась из-за ничего — традиция была такая — сходить в Сирию. Первая, вторая, третья, четвертая сирийские войны. Такого рода развлечения на стыке II и III вв. до Р.Х. привели к окончательному исчерпанию ресурсов страны. Тут появился Рим, в руки которого птолемеевский Египет шлепнулся, как спелый плод, без сопротивления. Римская империя никогда ни с кем не ссорилась, но всех постепенно зажимала под общий уровень. Таким образом римляне покончили с египетской государственностью в 30 г. до Р.Х., когда Египет стал одной из римских провинций.