Древнейшая история Святой земли в III – сер. II тыс. до Р.Х

Религиозные системы древнейших очагов цивилизации – Месопотамии и Египта, развивавшиеся на протяжении тысячелетий, в целом достигли весьма высокого уровня и сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона.

Мифология Междуречья богата и весьма разнообразна. В ней можно встретить и космогонические сюжеты, истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, и легенды о подвигах великих героев, прежде всего Гильгамеша (поиск бессмертия), и, наконец, рассказ о великом потопе. Важное значение придавалось загробной участи. Загробный мир представлялся очень мрачным. Реальное бытие земледельцев с их культом плодородия и регулярной смены времен года, не могло не привести к представлению о тесной и взаимообусловленной связи между жизнью и смертью, умиранием и воскресением. Поэтому одно из центральных мест в мифологии месопотамцев заняла история о смерти и воскресении Думузи (Таммуза). Процесс искания истины характерное свойство месопотамской религии.

Религия и культура Древней Месопотамии.

В 334 г. Александр Македонский выступил против персов.Выиграв первые сражения в Малой Азии, Александр подчинил себе затем города Финикии и в 332 г. захватил Египет. Затем, вернувшись в Сирию, он двинулся к берегам Тигра и в решающей схватке при Гавгамелах 331 г. нанес сокрушительное пора­жение персам. Бежавший в Бактрию Дарий III был там убит местным сатрапом, а персидская империя Ахеменидов перестала существовать.

В Месопотамии с ее множеством сменявших друг друга государственных образований (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония) не было сильной стабильной государственной власти. Сравнительно невысокая степень централизации политической власти и соответственно обожествления правителя способствовала тому, что в Месопотамии сравнительно легко, без ожесточенного соперничества (что имело место в Египте) уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживавшими их жрецами. Главными считались (верховная триада богов) бог неба Ан и богиня земли Энки, бог воздушного пространства Энлиль. На рубеже IV-III тыс. до Р.Х. Египет представлял собой единое раннее государство во главе с всеобщим обожествленным правителем – фараоном. И обожествление правителя достигло здесь небывалых размеров.

Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфный облик, и лишь немногие, как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты, своеобразное воспоминание о тотемистических представлениях далекого прошлого. К числу священных животных месопотамцев относились бык и змея. Египетские боги имели немало зооморфных черт и признаков, и многих животных египтяне почитали священными.

Храмы строились не всем богам, а лишь главнейшим, преимущественно же богу или богине – покровителям данной общины. На севере и на юге Месопотамии формируется определенный тип культового строения, где закрепляются и становятся традиционными почти для всей позднейшей месопотамской архитектуры некоторые строительные принципы. Главные из них таковы: 1) постройка святилища на одном месте (все более поздние перестройки включают в себя предшествующие, и здание, таким образом, никогда не переносится). 2) высокая искусственная платформа, на которой стоит центральный храм и к которой с двух сторон ведут лестницы (впоследствии, может быть, именно в результате обычая строить храм на одном месте вместо одной платформы мы уже встречаем три, пять и, наконец, семь платформ, одну над другой, с храмом на самом верху – так называемый зиккурат). 3) храм состоял из трех частей: центральной в виде длинного двора, в глубине которого помещалось изображение божества, и симметричных боковых приделов по обеим сторонам двора. На одном конце двора располагался алтарь, на другом конце – стол для жертвоприношений. 4) членение наружных стен храма, а также платформы (или платформ) чередующимися выступами и нишами.

Как и в Месопотамии, у египтян сложились различные мифы о сотворении мира, создании богами людей из глины. Главным был миф об умирающем и воскресающем боге Осирисе и его супруге богине Исиде, символизирующим идею плодородия, весеннего возрождения природы. В более поздних мифах Осирис приобрел также и функции повелителя подземного царства мертвых, определявшего грехи и заслуги покойников.

Во II тыс. до Р.Х. в Месопотамии с возвышением бога-покровителя города ВавилонаМардука была связана и сакрализация правителя, статус которого со временем приобретал еще большую святость. Мардук – бог, дающий санкцию на твердую монархическую власть. Мардук претендовал на место Бога, в котором сочетаются и содержатся все боги (но это еще не единобожие).

И в Египте, и в Месопотамии, также как и в других обществах древности господствовал политеизм. Но именно в Египте с его наибольшей централизацией политической власти идея монотеизма возникла раньше всего. Первым, кто попытался осуществить ее, был фараон Аменхотеп IV, живший в XIV в. до Р.Х.

Культура. В I тыс. целом вавилонское общество оставалось чрезвычайно свет­ским, поэтому основные процессы в нем шли в соответствующей фор­ме, что, например, выразилось в культе технического знания. Было большое количество специалистов по разным научным отраслям. Школьное образо­вание возникало как светское, но сейчас становится все более и более мирским. Идея самодостаточного знания расцветает и становится мас­совой, поскольку исторические события разворачивались на фоне но­вых технических успехов, экономического подъема и т. д.

Было два типа писцов: шумерские (высокого уровня специали­сты, обязанные знать кроме грамоты математику, музыку, обя­зательно два языка, литературу, а главное – уметь пользоваться бесчисленными словарями и справочниками) и хурритские (хурриты – нечто простое, свалившееся с гор и не очень образован­ное; хурритский писец – обидная кличка человека, знающего всего 200-400 знаков, по преимуществу слоговых, то есть записанных на слух).

В Месопотамии была открыта теорема Пифагора задолго до ро­ждения самого философа, знали число «пи», правда оно у них было равно 3, умели вычислять не только площадь, но и объем (весь приблизительно).

Чрезвычайно была развита астрономия, но в крутой смеси с аст­рологией. Именно шумеры, а за ним и вавилоняне догадались счи­тать 12 лунных месяцев и многое другое по двенадцатиричной сис­теме.

В I тыс. Вавилонская литература обладала набором идей о поло­жительном идеале, о вере в конечную справедливость и – не обяза­тельно здесь, на земле. Такая идея была совершенно чужда не только шумерской, но и семитской культуре Двуречья II тыс. В общество проникает вера в возможность конечной победы справед­ливости и понимание общего движения мира к чему-то позитивному. В целом культурные процессы, развивавшиеся в вавилонском общест­ве на протяжении I тыс. до Р.Х. постепенно теряют свою интенсивность.

В архитектуре I тыс. ничего оригинального не появилось – господ­ствует идея широкой и прямой улицы. Прямоугольная сетка больших улиц стала базовой при планировке городов. Зиккураты (ступенчатые башни) становятся все больше и больше, по высоте достигают 90 м. Возможно, именно такой по форме была легендарная вавилонская башня. Все постройки достигали невероятных размеров – огромные арки, стены, дворцы, однако на вы­движение новых идей месопотамское общество уже было не способно.

Святая Земля расположена в Восточном Средиземноморье и состоит из областей: ПерваяПалестина (на запад от Иордана и Мертвого моря, исключая морское побережье). Вторая – к востоку от названной области, протяженностью максимум до 200 км., идущая далее на север до Евфрата (современная западная Иордания и часть Сирии). Третья, весьма важная часть, – Келесирия – горные долины к северу от Палестины, где течет река Оронт. И совсем иное дело – четвертая часть, морское побережье, представляющее собой абсолютно иной мир с особенным населением, живущим по своим законам (побережье Святой Земли).

В III тыс. на Святой Земле в городах жили в основном земледельцы. Городов было больше в Святой Земле, в Иордании меньше: там и там уже жили потомки Сима, хотя точные места их расселения и число потомков определить невозможно. Побережье Святой Земли было пустым. Торговые пути обходили этот район. Иногда отдельные города Святой Земли попадали под власть египетских фараонов. Но в III тыс. никому из владык долины Нила не приходила мысль о длительном контроле над этими землями.

В конце III тыс. – мы видим один из циклов массовых перемещений населения. Последние века этого тысячелетия заняты непрерывными, порой кардинальными миграциями населения и по всей Передней Азии и в долине Нила.

Где-то в конце III – начале II тыс. дейст­вия и события Библейской истории начинают разворачиваться на тер­ритории Святой Земли. В древности значительная часть территории Восточного Средиземноморья, в которую также входила и Святая Земля, «называлась Ханаан». В первой половине II тыс. до Р.Х. Авраам, «которого Бог призвал быть родоначальником избранного народа», пришел в Ханаан и обосновался поблизости от Хеврона. Для нас важно, что Авраам нашел не только людей недостойных, но и достойных – он столкнул­ся с праведником Мелхиседеком, бывшим тогда царем государства, существовавшего с III тысячелетия, хотя встреча могла произойти и в начале II. При этом сходство названия его царства (Салим) с городом Иерусалим большинство исследователей подвергают сомнению.

В 2300-2000 гг. в Святой Земле имело место вторжение амореев из внутренней части Дуги, из современной Иордании. Амореи заняли свободную территорию практически везде, кроме побережья, – при этом на городскую жизнь они существенно не повлияли, но оказали заметное воздействие на духовную сферу. Если первоначально в Святой Земле устраива­лись коллективные захоронения, то с амореями приходит идея оди­ночного предстояния человека пред высшими силами после смерти, а значит одиночного погребения, каковой тип стал распространять­ся повсеместно. Еще одна особенность, связанная с приходом амо­реев на Святую Землю,массовое распространение боевого ору­жия; короткие мечи стали принадлежностью практически каждого взрослого мужчины.

Что произошло с амореями дальше? Как многие народы, прихо­дившие из степей в районы с большей плотностью населения, амореи че­рез несколько веков были ассимилированы хананейским населением почти полностью. То, от чего были убережены древние евреи, про­изошло с амореями.

Египет во время правления XII династии (2000-1775 гг. до Р.Х.) проводил завоевательную политику в Восточном Средиземноморье. В этом регионе «власть фараонов распространялась не только на Синайский полуостров, ставший египетской провинцией, но и на южную часть Палестины». Затем Египет стал частью обширного гиксосского государства (ок. 1710 – ок. 1580 гг. до Р.Х.), «объединившего кроме собственно Египта Синайский полуостров, Палестину и Сирийскую степь». После того как гиксосов изгнали из Египта (ок. 1580 гг. до Р.Х.) они отступили в Палестину и Сирию и держались там столетие. В XV в. до Р.Х. их федерация во главе с городом Кадешем была окончательно разгромлена Тутмосом III (1504-1450 гг. до Р.Х.), и во всем Восточном Средиземноморье установилось египетское господство. Однако при Эхнатоне (1372-1354 гг. до Р.Х.) и его приемниках Египет утратил контроль над Сирией и Палестиной.

Хананейское общество в XVI-XIII вв. до Р.Х. было очень богатым, «не склонным ни объединяться, ни обожествлять себя». Хананеи не занимались строительством огромных храмов. В первую очередь они возводили стены, башни, укрепляли ворота, что позволяло им жить независимо друг от друга. Правители городов постоянно ссорились и воевали друг с другом. Междоусобная вражда хананеев значительно облегчила израильтянам завоевание страны. В середине II тыс. «перед приходом Иисуса Навина в Ханаан начинается сильное влияние со стороны Кипра, Крита, Эгеиды, откуда сюда перекочевывает и особое мировосприятие».

В первой половине XIII в. до Р.Х. Моисей вывел из Египта (при правлении Рамсеса II (1301-1235 гг. до Р.Х.)) народ израильский и достиг Обетованной Земли. Но израильтяне не поселились там из-за преслушания Богу и в наказание вернулись странствовать по пустыне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: