Позднее царство: Египет под властью иноземных правителей. Скопление ливийцев на севере страны и использование многих из них в качестве солдат-наемников привело на рубеже II-I тысячелетий до н.э. к выдвижению на авансцену политической жизни страны амбициозных ливийских военачальников, активно вмешивавшихся во внутреннюю борьбу фараонов с усилившейся местной знатью. Это вмешательство завершилось тем, что один из военачальников, Шешонк, в середине X в. до н.э. захватил власть и положил начало 22-й ливийской династии – первой из серии правивших Египтом чужеземных династий.
В конце XIII – начале XII в. до Р.Х. значительная часть владений Египта в Сирии и Палестине была потеряна, «народы моря» опустошали восточные границы, западная часть Дельты подвергалась постоянным набегам ливийских племен. Основатель новой 20 династии Сетнахт(ок. 1200 г. до Р.Х.) стабилизировал обстановку. Его сын Рамсес III (1198-1166 гг. до Р.Х.) продолжал победоносную политику и успешно воевал в Палестине и Сирии.Но уже после смерти Рамсеса III влияние и авторитет царствующих фараонов падал все ниже. Египет утрачивает азиатские владения в Сирии и Палестине, и в начале XI в. до Р.Х. после смерти Рамсеса XI (ок. 1085 г. до Р.Х.) 20 династия прекратилась. Власть на юге в Фивах перешла в руки верховного жреца бога Амона Херихора, а на севере, в Танисе, – в руки Смендеса, основавшего 21 династию, правившую лишь в Нижнем Египте. Этими событиями закончилась самая блестящая эпоха египетской истории – эпоха Нового царства.
|
|
Аменхотеп IV (1372-1354 гг. до Р.Х.) предпринял попытку провести религиозно-политическую реформу, целями которой было, с одной стороны, изменения в египетской религии, с другой – уничтожение политического влияния высшего жречества.
Конфликт начался с того, что политические претензии жрецов храма Амона-Ра были не только отвергнуты новым фараоном Аменхотепом IV, но и послужили предлогом для решительных гонений. Фараон демонстративно поддержал в качестве противовеса храму Амона-Ра новый культ прежде малоизвестного бога солнечного диска Атона, удобный для него тем, что за ним не стояли какие-либо влиятельные силы. Объявив себя верховным жрецом Атона, Аменхотеп изменил свое имя на Эхнатон («угодный Атону») и, покинув Фивы, в 300 км к северу от них основал быстро отстроенную для него новую столицу Ахетатон. С точки зрения религии это была едва ли не первая в истории попытка заменить всех богов одним, создать культ единого, общеобязательного для всех, официально признанного и возвеличенного бога большой страны. Но монотеистическая тенденция реформы отнюдь не была главной; основная цель ее сводилась к тому, чтобы укрепить централизованную администрацию за счет ликвидации сепаратистских тенденций влиятельной храмовой знати.
|
|
Внутреннее и внешнее положение Египта при последних фараонах 18 династии заметно ухудшилось. Великая держава, созданная первыми фараонами 18 династии, развалилась.
Восстановление Египетской империи и утверждение ее огромной роли в судьбах Ближнего Востока в XIII в. до Р.Х. произошло в правление Рамсеса II (1301-1235 гг. до Р.Х.). К этому времени в Малой Азии сложилось сильное Хеттское государство. Длительное военное противоборство двух великих держав Ближнего Востока (первая битва произошла при Кадеше в 1296 г. до Р.Х.), завершилось заключением мирного договора между Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III в 1280 г. до Р.Х. ( Палестина, большая часть Финикийского побережья и Южная Сирия остались за Египтом, а Северная Сирия отошла хеттам).
Период Нового царства в Египте – это период, когда в Египте некоторое время жил избранный народ. Иосиф оказался в Египте где-то в это время (гиксосское время).
Во время правления Рамсеса II в первой половине XIII в. до Р.Х. Моисей вывел свой народ из Египта.
Сменявшие одна другую ливийские династии (23-я, 24-я) эффективно контролировали лишь район Дельты, в восточной части которого была их столица Бубаст. Что же касается нильской долины, то там большую роль играла местная знать. Правда, в середине VIII в. до н.э. усилившиеся и многое вобравшие из египетской культуры (в частности, культ Амона) правители Эфиопии (Нубии) начали успешную кампанию за захват Верхнего Египта, что привело к появлению 25-й нубийской династии, правившей в районе долины Нила вплоть до того момента, когда в 671 г. до н.э. победоносный ассирийский царь Асархаддон не завоевал Египет, обратив в бегство последнего из эфиопских правителей. Ассирия, однако, не закрепила своей победы из-за внутренних распрей, и в 664 г. ливиец Псамметих основал 26-ю династию, почти на полтора века объединившую Египет под властью саисских фараонов (Саис в Дельте был их столицей).
Примерно с этого времени огромную роль в истории Египта и в его связях с внешним миром начали играть греки – торговцы и колонисты. Вместе с финикийцами они стали активно обживать средиземноморское побережье страны, а вскоре греческие кварталы появились и в Мемфисе. Саисские фараоны, вначале ориентировавшиеся на слабеющую Ассирию и пытавшиеся противопоставить союз с ней усилившемуся Нововавилонскому царству, затем взяли курс на сближение с греками. Греки чувствовали себя все вольготнее на севере Египта, где ими была основана колония Навкратис. В 525 г. до н.э. победоносные войска персидского царя Камбиза покончили с независимостью Египта, превратив его – до 404 г. до н.э. – в сатрапию Ахеменидской империи (это время считается периодом 27-й персидской династии). Освобождение от власти персов привело к появлению кратковременных 28-30-й египетских династий, пока завоевание Александра Македонского в 332 г. до н.э. вновь не привело к падению независимого Египта. После смерти Александра Египет, как известно, стал владением одного из греческих сподвижников-диадохов Александра, Птолемея. Период правления Птолемея и его преемников, включая знаменитую Клеопатру, ознаменовался энергичной эллинизацией страны, столицей которой стала величественная Александрия, признанный центр эллинистического мира и всей мировой культуры той эпохи. Но это был уже не столько египетский, сколько греческий, эллинистический центр. Птолемеевский Египет пришел в упадок на рубеже новой эры, после чего страна на долгие века превратилась в провинцию Рима, а затем (с IV в. н.э.) – Византии.
В Месопотамии с ее множеством сменявших друг друга государственных образований (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония) была сравнительно невысокая степень централизации политической власти и соответственно обожествление правителя. Это способствовало тому, что в Месопотамии сравнительно легко, без ожесточенного соперничества (что имело место в Египте) уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживавшими их жрецами. На рубеже IV-III тыс. до Р.Х. Египет представлял собой единое раннее государство во главе с всеобщим обожествленным правителем – фараоном. Фараон был обоготворен, считался сыном бога солнца и почитался как символ благосостояния и процветания страны, носитель высшей божественной силы.
|
|
Более высокая степень централизации древнеегипетского государства способствовала усилению власти жрецов, выполнявших функции чиновников центра, но обычно служивших при этом какому-либо из могущественных местных богов. Богам этим приносились обильные жертвы. В их честь строили пышные храмы, а наиболее известные из них, как бог солнца Ра (Амон-Ра), провозглашались отцами правителя. Совмещая функции администраторов и служителей храмов, древнеегипетские жрецы сосредоточили в своих руках практически все руководство страной как в сфере экономики и политики, так и в области духовной культуры, будь то грамотность, знание, образование или иные отрасли культурной традиции. Монарх обычно претендует на духовное руководство и на власть над жрецами. В этом ярчайшая особенность египетского общества. В Египте Раннего царства если живой царь еще и не был полностью богом, то уж его покойный папа был таковым наверняка.
На нужды культа и ритуала тратились огромные средства, примером чему может служить сооружение колоссальных пирамид для погребения обожествленных правителей. Пирамиды – символ древнего Египта, символ степени обожествления его фараонов, символ огромной власти администрации центра, символ веры.
Главный храм – храм фараона и его пирамиды. Затем заупокойные храмы при пирамидах, а храмы богов – маленькие, вне сравнения с пирамидами, и меньше заупокойных храмов. Пирамиды – главные храмы государства; основное общение с богами происходит только здесь.
|
|
Согласно верованиям древних египтян, после смерти человека его души (их было несколько) вели себя по-разному: «ба» возносилась на небо, к солнцу (это в первую очередь имело отношение к фараону), а «ка» оставалась с телом, причем от степени сохранности ее и тела зависели как благополучие умершего в загробном мире, так и потенциальная возможность реинкарнации, т. е. возрождения в той или иной форме. Именно поэтому тело фараона так тщательно бальзамировали, приготовляя из него мумию, а для его души «ка» в гробнице создавали поистине царские условия – достаточное представление о них дают раскопки гробницы Тутанхамона.
Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфный облик, и лишь немногие, как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты. К числу священных животных месопотамцев относились бык и змея. Египетские боги имели немало зооморфных черт и признаков: бог Гор изображался с головой сокола, Собек – с головой крокодила, богиня Бастет – с кошачьей головой. Многих животных египтяне почитали священными – бык, крокодил, кошка…
Как и в Месопотамии, у египтян сложились различные мифы о сотворении мира, создании богами людей из глины. Главным был миф об умирающем и воскресающем боге Осирисе и его супруге богине Исиде, символизирующим идею плодородия, весеннего возрождения природы. В более поздних мифах Осирис приобрел также и функции повелителя подземного царства мертвых, определявшего грехи и заслуги покойников.
И в Египте, и в Месопотамии, также как и в других обществах древности господствовал политеизм (множество богов), причем выдвинувшийся на первое место в эпоху Нового царства главный из них, Амон-Ра, отнюдь не вытеснил остальных. Но именно в Египте с его наибольшей централизацией политической власти идея монотеизма возникла раньше всего. Первым, кто попытался осуществить ее, был фараон Аменхотеп IV, живший в XIV в. до Р.Х. Вступив на престол в момент острого политического кризиса, он попытался было опереться в борьбе с фиванскими жрецами Амона на жрецов других храмов. Не добившись успеха, Аменхотеп решился на резкий переворот: он отменил культы Амона, Пта и других влиятельных египетских богов и учредил новый всеобщий и обязательный для всех культ единого бога Атона – бога солнца, солнечного диска. Фараон изменил свое имя на Эхнатон (угодный Атону) и построил новую столицу – Ахетатон, дабы даже в названиях присутствовало имя нового бога. Однако реформа не имела последствий: вскоре после смерти Эхнатона старые боги и культы были восстановлены, а затем и имя фараона-еретика было предано проклятию.