double arrow

Разные направления в арианстве. Аномеи (евномиане). Омиусиане. Омии

В 325 году император Константин Великий созвал I Вселенский Собор, на котором Арий и его единомышленники были осуждены. Отцы Собора составили Символ Веры в семи членах, куда были внесены слова «Единосущного Отцу». Однако они не дали точного разъяснения этого термина. По этой причине вскоре после Собора разгорелся напряженный богословский спор, сотрясавший Церковь более 50 лет.

Единосущие казалось сомнительным по двум основным причинам:

1) оно вводило в соблазн простых верующих, так как было единствен­ным небиблейским словом в «Символе Веры»;

2) слово «единосущный» в свое время было на востоке ском­прометировано тем, что его употребляли модалисты-савеллиане, т. е. те, кто сливал лица Святой Троицы, отрицавшие их самостоятельность.

У Ария оказалось очень много друзей и сторонников. Несмотря на противодействие, которое встретил св. Константин, он до конца своей жизни не поколебался и был верен никейской вере, т. е. православному учению, изло­женному I Вселенским Собором.

В 337 умер Константин Великий. Преемниками Константина Великого были его сыновья: Константин II (до 340), Констанс (до 350 г.), управлявший западом (оба православные) и Констанций (до 361 г.), управлявший востоком (арианин).

Императоры Констант и Констанций признали необходимым созвать примирительный собор в Сардике (теперь София) в 343. Собор Сардикийский предоставил некоторые преиму­щества епископу Римскому и составил формулу, где признавал μίαν υπόστασιν – единую ипостась Отца, Сына и Духа. Афанасию снова была воз­вращена кафедра. Восточные епископы на Анти­охийском соборе 344 сделали шаг к никейскому символу, признав формулу όμοιος χατα παντα – «подобный во всем». Между тем в 350 умер Констант. Констанций созывает соборы в Арелате (Арле) (353) и Медиолане (Милане) (355), где Афанасий был осужден снова. Западных епископов вынуждали подпи­сать это определение. Несогласные, в том числе Либерий Римский, Осия Кордубский были сосланы. Афанасий скрылся в пустыню к монахам. Арианство в несколько смягченной форме евсевианства тор­жествовало победу по всей империи.

Ариане внешне победили, но среди ариан не было единодушия, там существовало несколько партий и время от времени происходили перегруппировки. Крайние ариане учили, «что Сын не единосущен и не подобосущен Отцу» по содержанию своего учения они получили название аномеев (α̉νόμοιος – Сын не подобен Отцу), а по имени одного из главных представителей этого направления еп. Евномия, стали называться также евномианами. Более многочисленны были умеренные ариане. Не допуская православного учения об единосущии Сына Божия с Отцом они провозгласили, что «Сын подобосущен Отцу» и получили название омиусиан (от греч. «омиусиус» – подобосущный). Во главе их движения стал Василий, еп. Анкирский. Партии в первый момент удается произвести сильное впечатление на императора Констанция, но скоро она отступает под напором придворных интриг. Император долго остается под влиянием двух епископов-дипломатов, Урзация и Валета, которые пускают в ход всякие двусмысленные формулы, лишь бы добиться показного единства и спокойствия. В Сирмиуме [ныне Митровица, Сербия] в 357 при императоре они составляют род собора, который решает вычеркнуть совсем из обращения термин ουσία, как неизвестный Св. Писанию, и выдвигают формулу όμοιος – «Сын подобен Отцу», отчего и партия получает название омиев. На новом собрании в Сирмиуме в 358 омии делают уступку омиусианам; являет­ся формула – «Сын подобен Отцу во всем». Эту формулу можно было понимать и в смысле омиусианском, и в значении омейском: подобен во всем – ergo и по сущности; подобен во всем, кроме сущности. Даже римский епископ Либерий, утомленный ссылкой, подписал ее. Констанцию показалось, что настало время воссоединить в вероисповед­ном отношении Восток с Западом. В 359 были созваны два собора: в Селевкии для Востока и в Римини (Аримине) для Запада. Западные отцы, прибывшие на собор с намерением дать торжест­во Никейскому символу, в конце концов подпи­сали в лице своих депутатов формулу, где стояло όμοιος с опущением даже χατα παντα. Такой же подписи добились и от представителей собора Селевкийского, в том числе и от омиусиан (360). Победа осталась на стороне партии омиев, питав­шейся придворными интригами и отдалявшейся от наиболее ярких представителей других пар­тий.

(Сирмийская формула – это манифест арианской партии, в которой развивалось учение о подобосущии и подчинении Иисуса Христа Богу Отцу. Сирмийских формул было четыре: 1 – 351 г.; 2 – 357 г.; 3 – 358 г.; 4 – 22 мая 359 г.).

После смерти Констанция (361) Юлиан От­ступник предоставил свободу всем партиям и позволил изгнанникам вернуться на кафедры. Афанасий Великий созвал в Александрия собор для сближения никейцев с омиусианами (362). Это встревожило Юлиана, и Афанасий под вы­мышленным предлогом снова был лишен кафед­ры. При Валенте (364-378) А. (омии-?) становятся госпо­дами положения и теснят никейцев и омиусиан. Давление сплачивает эти партии. По смерти Афанасия (373) роль объединителей переходит к великим каппадокийцам – Василию Великому, Григорию Богослову и Григорию Нисскому. Что­бы вывести Восток из состояния вероисповедной анархии, Василий обращает взоры к Риму. Он не дожил, однако, до торжества своего дела. По­бедителем арианства оказался Феодосий Вели­кий. В 381 он созывает собор в Константинополе, с течением времени признанный вселенским.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: