Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Споры о наследии Оригена в конце IV века. Евагрий, его учение о спасении. Свт. Иоанн Златоуст. Борьба против него александрийского архиепископа Феофила




Если отшельники, предаваясь самим строгим подвигам и добровольным лишениям, не пренебрегали также ручным трудом, то в общежительных монастырях труд стал одной из главных основ общинной жизни. Значи­тельную долю практикуемой там аскезы со­ставляло именно неустанное рукоделие. Обще­жительные монастыри очень рано, уже при прп. Пахомии, получили большое хозяй­ственное значение – батраки для се­зонных работ во время уборки урожая. Общежительные уставы отличались крайней суровостью, там были элементы, можно сказать, казарменной дисциплины.

Слава египетского монашества быстро разнеслась по всему христианскому миру. Начали появляться обители в Палестине, в Си­рии, в окрестностях Антиохии; серьезнейшее внимание на монашескую жизнь обратил один из отцов Церкви свт. Василий Великий. Он сам приехал в Египет, чтобы своими гла­зами увидеть жизнь египетских монахов, а затем и у себя на родине организовал мона­шескую общину. Затем он был призван на церковное служение в сане пресвитера, а потом еписко­па. Василий составил монашеские правила, основанные на организованности, дисциплине и социальном служении. Его устав сыграл очень се­рьезную роль в истории монашества. У св. Василия Великого был ученик – Евагрий. Этот ученейший че­ловек удалился в египетскую пустыню. Он вел очень суровую подвижни­ческую жизнь, зарабатывал на жизнь перепи­ской книг и был первым, кому удалось выра­зить духовный опыт монашества в богослов­ских понятиях. Но Евагрий, как и многие его современники, был почитателем Оригена и это отразилось в его аскетических творениях. Процесс спасения он понимал слишком платонически, как своего рода развоплощение, освобождение от всего телесно-материального. Нашлись богословы, которые нашли опасность в евагрианском платонизме (хотя его творения в Добротолюбии).

Монашество стало развиваться также на Западе, во всем вдохновляясь восточным образцом. Блаж. Иероним Стридонскийбольшую часть своей жизни прожил на Востоке и в своих многочисленных творениях познакомил западный мир с подви­гами восточного монашества. Блаж. Иероним известен прежде всего как редактор и перевод­чик Библии на латинский язык. Другой вид­ный учитель западного монашества – пресви­тер Руфин – переводил творения восточных отцов о монашеской жизни. Один из величай­ших западных богословов блаж. Августин в самом начале своего обращения в христианство увлекся монашеским идеалом и сразу же после крещения организовал вокруг себя мона­шескую общину. Когда он стал епископом, то преобразовал эту общину в коллегию пресвите­ров при нем, и это имело значение для разви­тия западного монашества и западной церков­ной жизни в целом. В своей епархии Августин стремился организовать жизнь священников в своей епархии по образцу жизни монашеской общины.




Монахи удалялись в пустыни, где вообще никого не было, и подавно не было организованной церковной жизни – ни епи­скопов, ни священников, ни храмов. Монахи не только не спешили прини­мать священный сан – они этого всячески из­бегали, прежде всего по смирению. Но это, конечно, остро ставило вопрос об их церков­ном статусе. Разумеется, у таких великих подвижников, как прп. Антоний, все время гостил кто-то из священников или епископов, и все, кто был вокруг него, могли постоянно окормляться, принимать Святые Тайны. Но это не являлось нормой, ведь были и такие подвижники, которые жили в полном одино­честве и могли подолгу не причащаться, что не соответствовало принципам древней Церкви. И совершенно естественно, поэтому, что епи­скопат стремится включить монашество в общую церковную структуру, в общинную жизнь Церкви. Но это не всегда и не везде так прямо удавалось.

В Западной Церкви, например, монахи и до нашего времени не подчиняются епископату, но имеют свою собственную юрисдикции, которая существует совершенно независимо, так сказать, параллельно с поместной епи­скопской юрисдикцией. Что же касается на­шей Церкви, то и здесь тоже были обстоятель­ства, способствовавшие сохранению монахами в разных случаях независимости от епископ­ской власти. Например, в Восточной Церкви значительно развилось «ктиторское право», т. е. основатель, строитель, благотворитель монастыря мог в очень широком объеме определять жизнь основанной им обители. Он писал устав, а если к тому же имел и большое влияние, то фактически мог изымать свой монастырь из любой юрисдикции.



Конец IV и начало V в. ознаменованы оригенистскими спорами. Около 375 г. атаку на Оригена начал Епифаний Кипрский. В его глазах Ориген осквернил чистоту правой веры ядом языческой культуры.

В своих обвинениях св. Епифаний упоминает влияние Оригена на «неко­торых египетских монахов». Имелась в виду местность Целлия (Келлия) в Нитрийской пустыне, где жили многие последователи Оригена, возглавляемые неким Аммонием и его тремя братьями. Из-за своего высокого роста они получили прозвание «длинные братья». Когда Евагрий прибыл в Египет, он стал духовным сыном Аммония.

Оригенистские споры распространились на Палестину, где они разде­лили двух неразлучных друзей – Руфина и бл. Иеронима. Иероним, который раньше переводил Оригена и называл его величайшим учителем Церкви со времени апостолов, сделался яростным антиоригенистом. Его резкие письма во многом способствовали разрастанию полемики.

Вначале новый епископ Александрийский Феофил поддержал «длинных братьев» и даже сделал одного из них, Диоскора, епископом. В 399 г. в окружном пасхальном письме Феофила, объявляющем да­ту Пасхи на будущий год, содержались нападки на «антропоморфистов» (так оригенисты называли своих противников – нужно сказать, иногда и не безосновательно).

В ответ монахи-антиоригенисты в громадном количестве прибыли в Александрию и провели такую демонстрацию, что Феофил перепугался и круто изменить свою политику: он изгнал оригенистов из Египта и добился от римского папы Анастасия запрета доктрин, при­писываемых Оригену, – в особенности появляющихся в писаниях Евагрия (к этому моменту он уже умер).

Евагрий слишком сильно увлекся Оригеном, и это отразилось в его аскетических творениях, в частности, в том, что процесс спасения он понимал слишком платонически, как своего рода развоплощение, освобождение от всего телесно-материального. У него было много почитателей и последовате­лей, и в то же время нашлись богословы, ко­торые разглядели опасность в евагрианском платонизме. Александрийский архиепископ Феофил, поначалу сам увлекавшийся Евагрием, в конце концов осудил его последователей (четверых «длинных братьев» и проч.), и они в 400 г. принуждены были бежать из Египта. Они направились в Константинополь, чтобы добиваться справедливости при императорском дворе и у новоназначенного епископа Иоанна (с VI в. он стал известен как «Златоуст»).

Следует сказать несколько слов о соперничестве Александрии и Антиохии.На II Вселенском Соборе (3-й канон) Константинопольская кафедра бы­ла объявлена второй, после Римской, кафедрой Империи. Ранее первой епископской кафедрой всего Востока была Александрия. Антиохия, в свою очередь, недолюбливала Александрию. На II Вселенском Соборе это трехстороннее соперничество выявилось достаточно открыто. Следовательно, приглаше­ние антиохийского проповедника в столицу было политическим шагом. Церковь в Константинополе нуждалась в обновлении: там, после 15 лет правления Нектария (он умер 85 лет от роду), царил беспорядок, растраты и распущенность нравов.

Пилюлю для александрийцев постарались подсластить. Иоанна, кото­рый был увезен из своего города обманом (так как антиохийцы не хотели расставаться с популярным проповедником), рукоположил епископ алек­сандрийский Феофил, гостивший тогда в столице.

Иоанн сразу же принялся за деятельную проповедь. Но со своими строгими моралистическими проповедями он казался старомодным и провинциальным. У Иоанна появились недоброжелатели. Их число увеличилось еще и потому, что он активно стал наводить порядок в Церкви. Он критиковал всех подряд без разбора, прямо в лицо, без всякой дипломатии высказывая людям то, что он о них думал. Неудивительно, что в скором времени Златоуст нажил себе врагов не только среди монашества и духовенства, но и во влиятельных слоях светского общества.

В 401 году, когда в Константинополе появились пятьдесят египетских монахов, которых Феофил Алексан­дрийский отлучил от Церкви по обвинению в оригенизме, Иоанн приютил этих монахов, нисколько не думая этим поддержать оригенизм. Возник конфликт между Александрией и Константинополем, имевший не только богословские причины, но и причины церковно-политического свойства, связанные с возвышением Константинопольской кафедры, которая «оказалась впереди Александрийской» (по 3 правилу II Вселенского Собора).

В это время в столицу прибыл Феофил целым флотом с 30 епископами, множеством пресвитеров и монахов и целым грузом денег и подарков. Ему удалось убедить императо­ра Аркадия в необходимости устранить константинопольского епис­копа, и в 403 году Феофил собрал собор близ Халкидона, на вилле «Под дубом». Такое же назва­ние получил и сам собор – «Собор под дубом». На нем собрались алексан­дрийские и азиатские епископы (в провинции Азии Иоанн тоже наводил порядок по поводу симонии, хотя формально не имел на это канонического права) и все враги Златоуста. Они выдвинули 29 пунктов обвинения против него, один вздорнее другого.

Иоанн отказался явиться, был низложен in absentia и приговорен к ссылке. Он произнес последнюю проповедь в переполненном соборе, после чего добровольно удалился в ссылку.

В столице начался бунт против александрийцев. А тут еще случилось зем­летрясение. Евдоксия перепугалась, что оно произошло из-за несправед­ливого гонения на праведника, и направила Иоанну письмо, в котором умоляла его вернуться. Св. Иоанн отказывался, требуя законного соборного оправдания.Од­нако народ требовал его возвращения, не дожидаясь формальностей, и его уговорили вернуться немедленно.

По возвращении, как и прежде, в своих проповедях он обличал пороки общества, обру­шивался на роскошь двора и на распущенность нравов. В скором времени он опять восстановил против себя двор и привел в крайнее раздражение императорское семейство (особенно после проповеди по поводу воздвижения серебряной статуи императрицы).

Началось новое разбирательство дела Златоуста. Феофил, не риско­вавший более уезжать из Египта, рассылал оттуда памфлеты, где называл Иоанна сатаной, притворившимся ангелом света. Иоанна обвинили, что он вернулся на свою кафедру без соборного разбирательства, и 9 июня 404 г. он был вновь смещен и увезен в ссылку. Сначала Златоуст был сослан в город Кукуз в Армении, где он провел два года. Оттуда он был отправлен в Пициус (Пицунда), но он туда не доехал, ибо скончался по дороге в Команах 14 сентября 407 года. Причиной его смерти было плохое со­стояние здоровья, усугубленное дурным обращением.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 1389; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10513 - | 7939 - или читать все...

Читайте также:

 

3.229.122.219 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.