Теории прессы. Зарубежные концепции журналистики

Зарубежные концепции журналистики представляют собой весьма мозаичную картину. Очевидна их связь с доктринами социально-политического обустройства общества.

1. Группа концепций, выделяющих управленческую (манипулятивную) функцию как первоочередную.

Авторитет направления – Уолтер Липпман. Его труд «Общественное мнение» стал настолбной книгой для исследователей и практиков прессы. В разной степени этой концепции придерживаются Г. Шиллер, Г. Глейссберг, Т. Соренсен и др.

Внимание к СМИ со стороны власти является постоянным и осознанным. Липпман в своей книге поставил вопрос об отношении СМИ к действительности. В разработке концепции он опирался на философский прагматизм В. Джеймса и Д. Дьюи. С помощью информации и интереса людей к событиям внутри страны и за рубежом можно проникать во внутренний мир людей, создавать барьер на пути того, что «сбивает их толку».

Этим было положено начало изучению и применению манипулятивных возможностей прессы. В работе «Манипуляторы сознанием» Шиллер последовательно рассматривает основные аспекты воздействия СМИ на массовое сознание, на формирование общественного мнения, на управление обществом с помощью информационно-пропагандистского аппарата.

Такой подход разносторонне показывает всю систему СМИ, позволяя:

ü вычленить информационно-пропагандистский комплекс из других социально-экономических институтов

ü и проанализировать все составные части его

ü и их роль в манипуляции сознанием, в управлении поведением человека

Шиллер выделяет 5 основных мифов, при помощи которых можно манипулировать сознанием:

ü миф об индивидуализации и личном выборе

ü миф о нейтралитете

ü миф о неизменной природе человека

ü миф об отсутствии социальных конфликтов

ü миф о плюрализме СМИ

Гейсберг утверждает, что «концентрация печати упрощает условия для обработки сознания, позволяет проводить ее целенаправленно, полно и эффективно».

2. Ряд исследователей, отвергая концепцию манипулирования, выделяют в деятельности прессы ее коммуникативную функцию.

По их мнению, задача СМИ – осуществлять связи по вертикали (от управляющих к управляемым и обратно) и по горизонтали (на различных уровнях управления и социальных срезах общества). Пресса выступает как язык массового общения.

Основоположник концепции – Е. Мэйо. В основном он базируется на доктрине неокейнсианцев, не обращая внимания на классовое строение общества.

Особое внимание последователи этой концепции уделяют СМИ, прежде всего «заводской печати». Они основываются на том, что словесно-образная коммуникация явилась основой для функционирования различных форм общественного сознания. Они выступают за поиск более эффективных способов и средств осуществления информационных процессов.

Развитие теории информации и совершенствование ее методов позволили применить ее на практике: выявилась специфика информационного контроля и обратной связи в общественных системах. Применительно к некоторым странам выявилось. Что проблемной становится тема все большей психологизации агитации и пропаганды.

3. Многие исследователи видят в СМИ «четвертую власть». Быть ею пресса может только в подлинно демократическом обществе, где народ может активно влиять на информацию.

«Создание технической базы современных СМИ и крушение авторитетных дало силу свободе самовыражения. Т.о. назрела наконец вся совокупность материальных и политических условий для взрыва в области информации и произошел переворот в образе мыслей людей». Ж.-Л.Серван-Шрайбер.

Ж. Мерше вводит термин «демократура» - используя все права и свободы, даруемые демократией, пресса сама устанавливает свою диктатуру.

Контроль за информационными процессами создает «медиакратию», в условиях которой народ остается суверенным, но его роль меняется: становится весомым не его голос на выборах, а его мнение.

Безграничные возможности прессы в рамках этой концепции демонстрирует ситуация, когда благодаря позиции СМИ в США стала возможной отставка Никсона.

4. Интересна концепция «информационного общества», выдвинутая Тоффлером.

Информационное общество – это общество, в котором большинство граждан участвуют в информационном процессе.

Марксисты, помимо манипулятивной и коммуникатиной, выделяют просветительскую функцию прессы. Газета может быть не только агитатором и пропагандистом, но и коллективным организатором.

В развитых странах Запада самое пристальное внимание уделяется изучению конкретных социальных функций СМИ. В ряде стран наблюдается политизация массового сознания.

5. Концепция привратника.

Выдвинута в 1947 г. в работе Курта Левина:

Пресса несет функцию редактора-привратника. Ориентирует массы в информационном потоке, управляет ими.

Многочисленные концепции призваны служить практике. Именно взаимовлияние теории и практики ведет к повышению влияния масс-медиа на аудиторию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: