Предмет философии права

Во-первых, философия права органически связана с филосо­фией, является как бы ее ответвлением, но вместе с тем и отлича­ется от философии, проникая в специфику познания лишь право­вых явлений и процессов, используя не только всеобщие законы и категории диалектики, но также общенаучные и частнонаучные методы. С одной стороны, она органически связана с комплексом юридических наук, будучи одним из ее направлений, а с другой -

отличается тем, что выполняет специальные гносеологические функции, являясь теорией познания, логикой и диалектикой раз­вивающегося права.

Во-вторых, будучи познавательным базисом всей системы юри­дических наук, философия права - наука многослойная, имеет в своем составе ряд компонентов. Это не только система методов, но и учение о них, не только общенаучные, но и частнонаучные средства познания, не только общие, но и специальные способы познания. Все компоненты связаны между собой, взаимопрони­кают и обогащают друг друга, создавая то синтезированное обра­зование, которое именуется философией права. Именно в силу универсальности философия права является интегральным ру­ководством в научном познании и познавательным стержнем лю­бого правового исследования.

В-третьих, объединяя познавательные возможности всех юри­дических наук, философия права умножает и обогащает иссле­довательский потенциал каждой из них. Эти интегративные ка­чества философия права обретает благодаря тому, что ее ядром является философия - единство диалектики, гносеологии и ло­гики.

Комментируя сказанное, необходимо отметить также, что пра­во - это не только юридический, но и социальный феномен. Оно определяется в конечном счете экономическими отношениями, испытывает на себе прямое воздействие политики, морали, куль­туры - одним словом, всей духовной жизни общества. Поэтому в процессе формирования и развития философии права исполь­зовались и используются как всеобщие методы диалектики, так и те общенаучные понятия и частнонаучные методы, которые были выработаны смежными науками. В результате возникает методо­логическое поле, накапливаются методологические знания в юри­дической науке как синтез познавательных средств не только дан­ного направления, но и других наук, прежде всего философии, а также общенаучные и частнонаучные понятия и методы других наук, пригодные для познания специфики правовых явлений и про­цессов. Тем самым образуется определенная структура филосо­фии права, аналогичная структуре общенаучной методологии: диа­лектический, обще- и частнонаучный, практически-преобразова­тельный уровни.

Итак, философия права выступает в качестве фундаменталь­ного основания любого правового исследования.

Изложенные выводы о предмете философии права нуждают­ся в дополнениях. Во-первых, правовая теория и юридический метод органически взаимосвязаны. Нет правовой теории без юри­дического метода, равно как и наоборот. Более того, юридичес­кий метод, по существу, та же правовая теория, но обращенная к исследовательскому процессу, к поиску, обнаружению, прираще­нию нового правового знания. Именно поэтому юридический ме­тод не является предначертанием, озаряющим исследователя извне. Он вытекает из особенностей самого объекта познания, из его собственной внутренней логики. Именно поэтому противосто­ят друг другу не правовая теория и юридический метод, но еще не познанные и подлежащие познанию объекты и юридический ме­тод. Основываясь на внутренней логике исследуемого объекта, юридический метод овладевает им и создает его правовую тео­рию, погружается в нее и тем самым утверждает основание для дальнейшего движения правового познания соответствующих объектов. Следовательно, «душой» юридического метода являет­ся правовая теория познаваемого объекта. Но если суть юриди­ческого метода - правовая теория, то философия права не может существовать как «безобъектная» доктрина, все предначертания которой сводятся к априорным умозрительным постулатам; если, далее, юридический метод снимается и погружается в правовую теорию данного объекта, если, наконец, юридический метод и пра­вовая теория составляют единый сплав, то, очевидно, исключает­ся существование этого метода вне самого объекта познания. Поэтому исключается возможность существования и самой фило­софии права как абсолютно независимой от других наук, и преж­де всего от общей теории права.

Современная наука переживает подъем благодаря интегра­ции, слиянию, объединению различных наук и их познавательно­го инструментария. Этот процесс, постепенно охватывающий и юридическую науку, приводит к плодотворным результатам, воз­никновению множества новых и оригинальных методологических направлений именно на стыке наук,

Всестороннее познание права, углубленное проникнове­ние в его сложные явления и процессы невозможно в рамках юридического догматизма. Юридические концепции типа «чис­того учения о праве» отживают свой век. Лишь в единстве и органической связи с закономерностями и тенденциями обще­ственного развития в целом могут быть поняты и объяснены, развиты и преобразованы правовые системы, институты и отно­шения, отвечающие современным потребностям социального прогресса. Это означает не только их узко юридическое, но и значительно более широкое видение, прежде всего философское и социологическое, историческое и экономическое, поли­тическое и психологическое, этическое и аксиологическое39. Отсюда и объективно необходимое, неизбежное и неотложное веление нашего времени - сотрудничества всех отраслей об­ществоведения в творческом комплексном познании соци­альных объектов, в том числе и правовых.

Обобщая все ранее рассмотренное, предлагается следующее определение философии права.

Философия права, будучи одним из основных направлений об­щей теории права, разрабатывает основополагающие проблемы диа­лектики, гносеологии и логики правового бытия, обслуживающих как саму общую теорию права, так и весь комплекс отраслевых юридичес­ких наук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: