Политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков. Даосизм

Политико-правовая мысль Древнего Китая.

Тема 12.

12.1. Политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков. Даосизм.

12.2. Конфуцианство.

12.3. Моизм.

12.4. Легизм.

Считается, что расцвет общественно-политической мысли Др. Китая относится к VI - III в. до н.э. Это время глубоких социально-экономических изменений, обусловленных появлением частной собственности на землю. Углубляются общественные противоречия, начинается борьба власть между имущественной и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшая благодаря авторитету родовой знати, распадается на враждебные государства. В поисках выхода из кризиса выдвигаются различные программы, складываются несхожие общественно-политические школы. Последние основываются на религиозной мифологии, используют в целом одни и те же представления (о божественной природе неба...). Наиболее влиятельными политико-правовыми учениями стали даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

Основателем даосизма является Лао-Цзы (полулегендарный мудрец VI в. до н.э.). Видимо был автором произведения «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). В основе учения лежит понятие «Дао» (буквально - путь). Оно заимствовано у китайских верований, где означало правильный жизненный путь человека или народа, соответствующий велениям неба. У Лао-Цзы развенчивается культ «государя - сына неба», подчеркивается, что дао - это абсолютное мировое начало. Оно предшествует небесному владыке и превосходит его мощью. Это естественная закономерность высшая добродетель. В отношении к дао все равны.

Дао - источник всего существующего, бесконечный поток естественного возникновения смены всех явлений, вечный круговорот рождения и смерти. Человеку дао предстает в виде Закона управляющего миром. Даосы (мудрецы) объясняли существующие в обществе недостатки тем, что люди отошли от первоначальной простоты, разорвали естественные узы скреплявшие их с землей, вместо мудрости стали полагаться на знания.

Необходимо надеяться на самопроизвольное действие дао:

«Небесное дао, - подчеркивал Лао-цзы, - напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято». Здесь дао выступает как естественное право непосредственного действия.

Одновременно прослеживается поощрение среднего достатка и умеренности. «Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи».

Лао-Цзы резко критиковал насилие, войны, армию. «Где побывали войска, там pacтет терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы... Победу следует отмечают похоронной процессией».

Недеяние даосизма означает и проповедь пассивности.

Даостской критике культуры и достижений цивилизации присущи черты консервативной утопии. Лао-цзы призывал к патриархальной простоте былого, к жизни в маленьких разобщенных поселениях, отказу от письменности, орудий труда и т.д.

Надежды на восстановление «естественности» Лао-цзы связывал с умными вождями наследственной знати. «Если знать и государи могут его (дао) соблюдать, то все существа caми становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится».

«Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».

«В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний».

Мистицизм даосизма породил интерес к нему самых разных социальных групп Использование даосами норм общинной жизни облегчало восприятие учения крестьянами.

Современные ученые считают все же даосизм реакционной утопией, которая возникла основе взглядов родовой знати и общинной верхушки, положение которых было подорвано растущим социально-имущественным расслоением. Не обладая реальной силой для борьбы новой аристократией, эти слои претендовали на роль хранителей священной мудрости. Свои имущественные дела хотели поправить за счет общинных традиций взаимопомощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: