Конфуцианство

Наиболее влиятельной политико-правовой доктриной Китая является конфуцианство. Взгляды родоначальника учения Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.) изложены в книге «Лунь юй» (Беседы и высказывания), составленной его учениками.

Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется как большая семья. Власть «сына неба» уподобляется власти отца. Социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: «темные люди «простолюдины»... должны подчиняться «благородным мужьям», «лучшим»... Это близко аристократической концепции правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством. Тем не менее, политический идеал Конфуция состоял в правлении аристократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых, что выгодно отличает учение от типичной для Китая практики деспотического правления.

Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв прежде всего обращен к правящим. «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру, мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».

Основная добродетель подданных состоит по Конфуцию в преданности правителю, почтительности ко всем «старшим». В целом его политическая этика направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества. «Когда богатства распределяют равномерно, то не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочислен, когда царит мир (в отношениях между верхами и низами), не будет опасности свержения (правителя)».

Конфуций отрицательно относился к внешним войн, хотя его высказывания нередко использовались китайскими правителями в качестве морального прикрытия своих завоеваний «Людей, живущих далеко и не подчиняющихся... необходимо завоевывать с помощью образованности и морали... Если бы удалось их завоевать, среди них воцарился бы мир».

Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Это отрицательное отношение к позитивным законам (фа) обусловлено их традиционно наказательным значением. Впрочем, вспомогательную роль законодательства Конфуций признавал. [Комментарии Хрестоматии Р.Т. Мухаева (с. 16-17,18-20,23)].

Принцип «исправления имен» (чже мин) несет существенную социально-политическую регулятивную нагрузку в учении Конфуция. Цель - привести «имена» (т.е. обозначение социальных, политических, правовых статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства) в соответствии с реальностью, обозначить место каждого, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник - сановником, отец. отцом, сын - сыном, простолюдин - простолюдином, подданный -- подданным.

В целом добродетель, в трактовке Конфуция - это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в которых входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т.д. Это морально-правовое единство не включало в себя нормы позитивного закона (фа).

Во II в. до н.э. конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией, стало играть роль государственной религии. Просветительская роль Конфуция и его учеников сыграли громадную роль в развитии китайской культуры. В целом консервативная программа содержала явно прогрессивные элементы, типа идеи распространения моральных знаний и обучения людей независимо от их сословной принадлежности. Что касается конфуцианских идей обновления правящего сословия за счет представителей непривилегированных слоев, то они не могли внести существенных изменений, ибо «низшие», будучи воспитаны на древних традициях, caми превращались в активных защитников организации власти, которую отстаивала родовая знать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: