Римские стоики

Ведущими представителями римского стоицизма были Луций Анней Сенека (3-65гг.), Эпиктéт (≈50 - ≈140гг.), Марк Аврелий Антонин (121-180гг.). Творчество римских стоиков развивалось в условиях усилившегося кризиса ценностей прежней полисной идеологии, превращения Римской империи в мировую державу. Соответственно, римские стоики более чем греческие склонялись к проповеди фатализма, политической пассивности, космополитизма, этики нравственного самоусовершенствования.

Сенека был сенатором, воспитателем императора Нерона. Жизнь он закончил самоубийством по приказу своего жестокого ученика. Сенека более других стоиков отстаивал идею духовной- свободы. «Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, заблуждается: ее лучшая часть свободна от рабства. Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе господин».

«А покажите мне, кто не рабствует в той или другом смысле! Этот вот - раб похоти, тот - корыстной жадности, а тот - честолюбия... Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное».

Судьба (бог, природа, провидение...) - причина всех причин. «Закон судьбы совершает свое право». Исходя из стоической идеи единства божественного и человеческого мира, Сенека считал, что люди «родные друг другу», «члены единого тела».

В естественно - правовой концепции Сенеки «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе - государство и закон. Соответствие человеческих отношений божественному началу базируется на разуме: человеческий разум - часть божественного духа. «Мы должны представить в воображении своем два государства: одно - которое включает в себя богов и людей; в нем взор наш не ограничен тем или иным уголком земли, границы нашего государства мы измеряем движением солнца; другое - это то, к которому нас приписала случайность. Это второе может быть афинским или карфагенским, оно связано еще с каким-либо народом; оно касается не всех людей, а только одной определенной группы их. Есть люди, которые в одно и то же время служат и большому, и малому государству, есть такие, которые служат только большому, и такие, которые служат только малому». Этически более ценно «большое государство» (как для отдельных людей, так и государств).

Сходные идеи развивал раб, отпущенный на волю, Эпиктéт и император (в 161-180гг.) Марк Аврелий Антонин. Эпиктéт не только призывал к нравственному совершенствованию, но и резко критиковал богатство и рабство. «Чего не желаешь себе, не желай и другим; тебе не нравится быть рабом - не обращай и других в рабство. Раз ты не можешь обойтись без услуг рабов, ты, прежде всего, сам раб, - как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство».

Марк Аврелий Антонин развивал представление о государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем свободу подданных. В сочинении «К самому себе» он отмечал, что в силу общего всем людям духовного начала все мы - разумные существа. «Если так, то и разум, повелевающий, что делать и чего не делать, тоже будет общим; если так, то и закон общий; если так, то мы граждане. Следовательно, мы причастны какому-нибудь гражданскому устройству, а мир подобен Граду. Ибо кто мог бы указать на какое-нибудь другое общее устройство, которому был бы причастен весь род человеческий? Отсюда-то, из этого града, и духовное начало в нас, и разумное, и закон». Дух целого, - считал Марк Аврелий, требует общения, но не хаотического, а соответствующего стойкому порядку мира. Отсюда вытекает повсеместное в мире «подчинение и соподчинение», а среди людей - «единомыслие» (достижению чего и служат стоики).

Ряд идей греческих и римских стоиков (отстаиваемый индивидуум, естественно-правовые положения...) оказали влияние на взгляды римских юристов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: