Учение Цицерона о государстве и праве

Политические и правовые учения в Древнем Риме.

Тема 14.

14.1 Учение Цицерона о государстве и праве.

14.2. Римские стоики.

14.3. Римские юристы.

14.4. Политико-правовые идеи первоначального христианства. Зарождение теократических доктрин.

История древнеримской политико-правовой мысли охватывает целое тысячелетие. Собственно историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754-510гг. до н.э.), республиканский (509-28г-до н.э;), императорский (27г. до н.э. - 476г. н.э.). В 395г. н.э. единая Римская империя была окончательно разделена на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь) империи. Последняя (Византия) просуществовала до 1453г.

Главнейшим достижением древнеримской мысли было создание самостоятельной науки-юриспруденции. Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс политико-правовой проблематики в области общей теории государства и права, а также отдельных юридических дисциплин: гражданского права, государственного и административного права, уголовного-права, международного права.

Для лучшего усвоения темы целесообразно повторить материал из других историко-ориентированных курсов (Реформы VI римского царя Сервия Тулия и включение плебеев в состав «римского народа»; 494г. до н.э. плебеи покидают Рим, и консул Менений Агриппа убеждает их вернуться с помощью сравнения римской гражданской общины с единым организмом - одна из первых формулировок органической концепции общества и государства; деятельность народных трибунов Тиберия и Гая Гракхов (133 и 123гг. до н.э.); появление письменного законодательства – Законы ХII таблиц (первые 10-ть в 451г. до н.э., последние - в 450-449гг. до н.э.); развитие идей Демокрита и Эпикура в поэме Тита Лукреция Кара (99-55гт. до н.э.) «О природе вещей»; история становления христианства).

Виднейшим идеологом римской аристократии был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106-43гг. до н.э.). Подражая Платону, он изложил свое политико-правовое учение в диалогах «О государстве» и «О законах». Ряд сюжетов затрагиваются в сочинениях по этике («Об обязанностях» и др.) и в многочисленных речах.

Цицерон исходит из общих для всех сторонников аристократии представлений о естественном происхождении государства (Хрестоматия. С.74-75). Государственная власть должна быть вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума.

«Истинный и первый закон, способный, приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера. На страже божественного естественного закона обязаны стоять жрецы». По Цицерону, возникновение права «следует выводить из понятия закона». (Хрестоматия. С.78-79).

Не противореча самому себе, Цицерон утверждает, что государство - не только естественный организм, но и искусственное образование, т.е. «народное установление». Цель государства - охрана имущественных интересов граждан. Государство «держится на кредите». Цицерон стоит у истоков юридизации понятия «государство».

Политический идеал Цицерона - аристократическая сенатская республика. В общетеоретическом плане он обосновывает свой идеал учением о смешанной форме правления. Как и ряд греческих мыслителей, Цицерон различает три основные формы государства: царскую власть - монархию, власть оптиматов - аристократию, власть народа - демократию. Из них - лучшая монархия. Каждая из этих простых форм неизбежно вырождается в порочное состояние - тиранию, клику богатых и власть толпы (черни). Смешанное государство: начала монархии, аристократии, демократии - лучший вариант. (Хрестоматия. С.75-78).

Цицерон пропагандирует идеи космополитизма; выделяет разновидности права; проводит различие между естественным правом, правом народа и правом римских граждан.

С позиции сторонника «всеобщего согласия» и блага государства Цицерон критиковал своих политических противников. За решительное поведение при подавлении «заговора Катилины» Цицерон получил от народного собрания благодарность и почетный титул «отец отечества» (63г. до н.э.). А в 58г. до н.э. он вынужден на 17 месяцев скрываться из Рима (от Клодия). В конце 50-х гг. Цицерон выступал против всевластия триумвиров (Помпея, Цезаря, Красса). В 40-е гг. Цезарь устанавливает режим личной власти, что, по Цицерону, равно тирании («ночь республики», «утрата свободы в государстве»). Не участвуя в заговоре, Цицерон приветствовал убийство Цезаря в 44г. до н.э. Последний год его жизни - 43г. до н.э. прошел в борьбе против диктатуры стремящихся к власти триумвиров: Антония, Октавия, Лепида. Цицерон выступал от имени сторонников республики. После победы триумвиров имя Цицерона было включено в списки лиц, подлежащих смерти без суда. 7 декабря 43г. до н.э. он был обезглавлен сторонниками триумвиров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: