Кто мы? Мы – это социальные педагоги, которые всегда выполняли массу всяких профессиональных ролей, от чего и границы компетенции специалиста постоянно находились в движении

Рост и укрепление статуса социального педагога ОУ

Пути становления

профессии «социальный педагог»

1.Стабилизация нормативно – правовой базы.

2. Профессиональное самоопределение специалистов.

3. Методическое обеспечение социально-педагогической деятельности.

1. (5) Стабилизация нормативно – правовой базы:

- рост и укрепление статуса социального педагога ОУ как специалиста по вопросам защиты прав и законных интересов ребёнка;

- создание и обобщение опыта СПД как основа развития её нормативных основ;

- уточнение состава профессиональных ролей и границы компетенции социального педагога;

- чёткая постановка делопроизводства как показатель профессионализма социального педагога.

И так, стабилизация нормативно – правовой базы:

Надо вспомнить, что в конце 80-х должность социального педагога была заявлена как альтернатива должности учителя, то есть все, кто не учителя должны были стать социальными педагогами. Например: с.п. по физической культуре, с.п. по художественному творчеству, по организации детского движения и тому подобное. Большинства экспертов не приняли этот вариант, и был предложен другой, который родился на основе изучения зарубежного опыта социальной работы.

Но по разным регионам прокатилась волна решений Администрации, связанных с катастрофическим положением невыполнения «Закона о всеобуче», и системе образования потребовался специалист, который будет вести учёт детей школьного возраста в микрорайоне школы, чтобы отслеживать их движение. Это мог бы делать только педагог, умеющий работать с семьёй и другими социальными институтами.

Так в 1991 появились первые документы о введении в рубрикатор страны социального педагога, наряду со специалистом по социальной работе и социальным работником. С тех пор с.п. стал незаменимым человеком в школе, и для директора и для родителей, и для специалистов других ведомств, которые вступают в контакты со школой по вопросам защиты прав и законных интересов ребёнка.

· Теперь о создании и обобщении опыта СПД на определённой нормативно-правовой основе. Почему я так подробно останавливаюсь на этом, потому что все двадцать лет и сегодня, в том числе, существовала угроза сохранению статуса и определению границ компетенции социального педагога. Заметьте, при этом сначала происходит размывание границ компетенции с.п. или разделение его ответственности с кем-то, а далее, как вероятность, сохраняется угроза незаметного растворения в небытии самой специальности. Так проходила до сих пор в школах сокращение должности с.п. Имею ли я основание так заявлять? Да, только потому, что могу констатировать: нет достаточной нормативной базы, то есть законодательных норм для чёткого определения специальности по СПД и документов закрепляющих статус специалиста.

Поэтому мы старались проявлять много инициатив и самостоятельности, учитывая социальные ожидания родителей, учителей, администрации. Мы развивали нашу специальность, не забывая о том, что нам даны права, для того, чтобы лучше выполнять свои обязанности.

(6) Профессиональные роли и границы компетенции социального педагога:

Какие профессиональные роли Вы реализуете в ходе своей работы:

Вариант ответа %
Правозащитника  
социального работника  
педагога-психолога  
педагога – организатора  
социолога  
менеджера  
профориентатор, куратор, воспитатель  
   
   
   

Если проанализировать профессиональные роли современного социального педагога, то диву даёшься, как всё может вмещаться в одну должность?

Я воспользуюсь данными опроса, который проведён кафедрой и ГМО в этом году.

На первом месте - правозащитная работа, сегодня большинство социальных педагогов могут состязаться в правовой грамотности со специалистами УВД.

Это и социальная работа по жизнеобеспечению ребёнка, в чём нам приходится иногда выступать как ведущим специалистам в сотрудничестве с муниципалами и органами социальной защиты.

Я не согласна с Вами по поводу оценки роли социолога, вы, наверное, не так поняли этот вопрос. Ведь почти каждый день вы заняты такой работой –это бесконечное мониторирование социального положения ребёнка (социальный паспорт, социальные карты и пр.); и оформление сведений в Городскую базу данных по несовершеннолетним правонарушителям, и сбор данных для КДН и ЗП, для управления социальной политики, а иногда и для молодёжной политики и т.д. и т.п. Сбор и обработка такого количества сведений оказывается уже неподъёмным. Также нам приходится невольно оказывать психологическую помощь, идёт большАя организаторская работа и прочее, прочее. До сих пор регулировать свою загруженность этими вопросами, приходится каждому на своём рабочем месте, хотя Городскому и районным методическим объединениям в определённые периоды времени тоже удавалось довольно успешно решать вопросы по защите прав социальных педагогов на уровне Администрации. Мне видится, что нужно продолжать эту практику.

Но всё более тревожным становится рост притязаний со стороны органов контроля и надзора, например, прокуратуры и нарконадзора. Каждому из нас, надо иметь чёткую позицию, основанную на Законодательстве РФ. Мы, прежде всего, педагоги и обеспечиваем условия для получения образования ребёнком. Специфика нашей работы в том, что мы связаны с проблемами его социальной жизни. Но по закону, ОУ не наделены ни надзирающей, ни карающей функцией, ни по отношению к ребёнку, ни, тем более, по отношению к семье. Мы должны выполнять только функции по воспитанию и индивидуальному сопровождению, отражённые в должностной инструкции.

(7) Профессиональные роли и границы компетенции социального педагога:

Какие функции социально-педагогической деятельности отражены как основные в Вашей должностной инструкции:

Вариант ответа % Соц. – проф. роль
профилактическая работа   наставник
защитно-охранная работа   посредник
координационная работа   координатор

Основа профессии - это педагогика. Как основные функции у нас: профилактическая, защитно-охранная и координационная, по такой структуре мы можем строить и планы, и отчёты. При этом выполняем социально - профессиональные роли: наставник, посредник и координатор. Мы не имеем права выполнять функции, не вписанные в Устав школы и должностную инструкцию, в том числе и собирать сведения, которые нарушают права граждан.

(8) Профессиональные роли и границы компетенции социального педагога:

Какую дополнительную нагрузку, не входящую в круг обязанностей соц. педагога, Вы выполняете:

Вариант ответа %
административное дежурство  
ведение базы данных «Транспорт»  
ведение базы данных «Параграф»  
отчетность по травматизму  
ведение базы данных «Питание»  
отчетность по ПДД  
курьерские обязанности  
Нет дополнительной нагрузки  

Надо отметить, что за эти годы у нас появились, не всегда правомерные дополнительные нагрузки, так на 5,6,7 месте указаны те, которые в первые годы вменялись, чуть ли ни как основные. Нам удалось, путём убеждения директоров перевести их в ранг должностного поручения с дополнительной оплатой или передать их другим педагогам, поэтому они и оказались в конце списка. Нагрузки же, стоящие на 2,3,4 месте появились в последние годы и постепенно тоже должны быть переведены в должностное поручение. А вот в первой строке этого списка стоит неправомерный, но и не истребимый вопрос причастности социального педагога к административной роли в школе. Ответ один: «переводите социального педагога в ранг зам. директора, тогда и привлекайте его к подобным дежурствам», ну а если это не удаётся, то мы используем эту ситуацию для решения собственных профессиональных проблем.

(9) Профессиональные роли и границы компетенции социального педагога:

Должностная роль в профессиональной социально-педагогической деятельности:

Вариант ответа %
социальный педагог - основная деятельность  
совмещение с ролью учителя  
совмещение с ролью классного руководителя  
социальный педагог – совместитель  

И в связи с тем, что у нас существуют и другие профессиональные интересы, и что существует низкая оплата этой основной работы, то половина социальных педагогов вынуждены совмещать её с ролью учителя, классного руководителя или работать по совместительству.

(10) Показатель профессионализма социального педагога – качество делопроизводства:

· умение грамотно сформулировать проблему и действовать по её разрешению.

· способность организовать свое рабочее время, распределить силы и вовлечь в решение вопроса всех субъектов проблемной жизненной ситуации.

· готовность выстроить процесс достижения результата и зафиксировать его в документах.

И всё же «Нет худа без добра» - мы учимся бороться с перегрузками и компенсировать отсутствие необходимой нормативной базы, предъявлять свои права и это можно сделать только при наличии чёткой постановки делопроизводства. Согласитесь: именно оно сегодня является главным показателем профессионализма социального педагога.

Наладить делопроизводство - это значит уметь грамотно делать свое дело, это способность организовать свое рабочее время, распределить силы и вовлечь в решение вопроса всех субъектов проблемной жизненной ситуации. Это и умение обеспечивать условия для результативности своей работы, создавать и сохранять документы, обеспечивать регламентированный доступ к конфиденциальный информации и своевременно осуществлять документооборот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: